» » » » Франц Меринг - История войн и военного искусства


Авторские права

Франц Меринг - История войн и военного искусства

Здесь можно скачать бесплатно "Франц Меринг - История войн и военного искусства" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
История войн и военного искусства
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История войн и военного искусства"

Описание и краткое содержание "История войн и военного искусства" читать бесплатно онлайн.








Из трудов старого Фрица можно составить краткую, но ис­черпывающую характеристику завоевательных войн; он говорит в одном месте: «Новое завоевание какого-нибудь монарха не обо­гащает того государства, которым он уже владеет, народы не по­лучают от этого никакой пользы, и сам монарх ошибается, если думает, что будет счастливее после этого». Это философская сто­рона вопроса. Но в другой раз, когда король касается его полити­ческой стороны, он говорит: «Часто хвастаются возвышенными чувствами. Всякая война, не ведущая к завоеваниям, ослабляет победителя и обессиливает государство. Никогда не следует на­чинать враждебные действия, если не имеешь твердых видов на завоевания». В своем политическом завещании 1752 г. король соединяет политическую и практическую точки зрения. Он заяв­ляет: «Маккиавелли пишет, что бескорыстная держава, находя­щаяся среди корыстных держав, неизбежно должна погибнуть; мне это очень не нравится, но должен сознаться, что Маккиавелли прав». Тщетно разыскивали это выражение у Маккиавелли, но оно, во всяком случае, вполне соответствует его духу и духу того государственного разума, который водворился вместе с ка­питалистическим способом производства.

100 лет спустя после Маккиавелли один публицист из школы Ришелье рассуждал: «Правила Маккиавелли так же стары, как время и государства. Он не говорит ничего особенного и ничего нового, он рассказывает лишь то, что делали те, кто жил раньше нас, и что делают теперь люди ради своей пользы или подчиняясь необходимости». А еще через 100 лет один публицист фридриховской школы писал: «В политике надо отказаться от тех отвле­ченных идей, которые создают себе широкие массы о справедли­вости, законности, умеренности, искренности и подобных им добродетелях наций и их руководителей: все зависит от могуще­ства». В прошлом были куда откровеннее, чем сейчас.

Сейчас во всех военных манифестах воюющих держав можно найти наряду с уверениями этих держав, что они ведут лишь обо­ронительную войну, и отрицание всяких завоевательных планов. Однако это лишь façon de parler, как говорил Ла-Метр, когда в предсмертной агонии у него вырвался возглас: «Иисус-Мария!» и присутствовавший пастор попытался, воспользовавшись этим, возвратить его к христианской вере. В тронной речи, которой был открыт в 1870 г. северогерманский рейхстаг, стояло дослов­но следующее: «Немецкий и французский народы, одинаково вку­сившие от даров христианской нравственности и возрастающего благополучия и одинаково стремящиеся к ним, предназначены для мирной борьбы, а не для кровавых схваток с оружием в ру­ках, однако повелители Франции умело использовали своим рассчитанно-лживым поведением справедливое и легкораздражимое чувство собственного достоинства этого великого соседнего нам народа для удовлетворения своих личных интересов и страстей». Поэтому тронная речь объявляла войну не французской нации, а правительству французского императора.

Когда затем немецкие войска перешли французскую грани­цу, прусский король выпустил «прокламации к французскому народу», где значилось: «После того как император Наполеон напал на суше и на море на немецкую нацию, стремящуюся и до сих пор желающую жить в мире с французским народом, я отдал приказ немецким армиям отразить это нападение и по ходу военных событий был вынужден перейти границы Фран­ции. Я веду войну с французскими солдатами, а не с граждана­ми Франции. Последние и впредь могут пользоваться полной безопасностью своей личности и имущества».

Однако, после того как «правительство французского им­ператора» было свергнуто и «граждане Франции» объявили себя готовыми пойти навстречу мирным стремлениям немец­кой нации и даже предлагали самым щедрым образом возмес­тить все ее военные издержки, прусское правительство откло­нило (смотри полуофициальную «Провинциальную корреспон­денцию» от 14 сентября 1870 г.) это предложение как «наивное требование» и пыталось путем действительно головоломной софистики доказать, что приведенные выше заявления прус­ского короля имели совсем не то значение, какое прочел в них весь свет, т. е. отказ от завоеваний.

В этом, однако, ни в коем случае нельзя видеть умышленный обман со стороны отдельных лиц. Бисмарк не был ни колониаль­ным, ни завоевательным политиком, по крайней мере в том смыс­ле, что завоевания не были сами по себе его целью. Самое боль­шее, они были средством для его политических целей, и как в 1866, так и в 1871 г. он горячо боролся с военной партией, чтобы по возможности ограничить аннексии. Между ним и Мольтке возникла из-за этого непримиримая вражда; в то время как в «Ис­тории франко-прусской войны» Мольтке ни разу не упоминает имени Бисмарка, воспоминания Бисмарка полны недоброжела­тельных выражений о «военных». Из продолжительных отголос­ков этой борьбы можно заключить, какой остроты она достигала. Однако, несмотря на всю власть, какой обладали до Бисмарка и после Бисмарка прусские министры, Бисмарк не мог добиться сво­его. При аннексии Эльзас-Лотарингии границы были углублены в сторону Франции значительно больше, чем этого хотел Бисмарк.

Если мы предположим, что руководящий министр воюю­щей державы действительно не хотел бы делать никаких заво­еваний и какая-нибудь партия давала бы свое согласие на воен­ные кредиты, при условии, что не будет сделано никаких заво­еваний, то он должен был бы ответить, как порядочный человек: если война останется нерешительной, мы не сделаем никаких завоеваний; еще менее сделаем мы их, если нас побьют; но на случай, если мы победим, я не могу дать никаких обязательств. Победившее войско никогда не откажется от завоеваний. Мо­жет быть, это и неприятное обстоятельство, но при всех сво­их ужасах война всегда мыслит радикально, и если ей протя­нуть не руку, а только мизинец, она всегда попытается проде­лать известный неприятный опыт.


Или придется в одно прекрасное утро встать обеими нога­ми на почву буржуазного общества, или же придется испус­кать унылые, совсем не приличествующие политическому дея­телю жалобы на то, что дело получило совсем другой оборот, чем думали, надеялись и желали.

VI

В буржуазных исторических сочинениях издавна ведется спор, определяет ли внешняя политика какого-нибудь государ­ства его внутреннюю политику, или наоборот. Ранке и его шко­ла утверждают, что внешняя политика является лейтмотивом в историческом развитии; эту свою мудрость они черпали глав­ным образом из дипломатических донесений.

Несколько иначе смотрят на это те буржуазные историки, которые согласны с мнением старого Фрица, что дипломати­ческие переговоры, не поддержанные оружием, так мало зна­чат, как ноты без инструментов. Внешнюю политику нельзя делать без войска, а военная организация той или иной нации коренится целиком на внутреннем ее состоянии. От него же зависит, в конце концов, и внешняя ее политика.

Эта зависимость не ограничивается лишь средствами, но распространяется и на цели внешней политики, или, вернее, на ее пути, так как укрепление и расширение своей силы является целью всякого государства. По широко распространенному, если даже не слишком понятному выражению, принято разли­чать кабинетные войны XVIII от народных войн XIX столетия. Если и те и другие определялись внутренней политикой госу­дарств, то со своей стороны, они, понятно, также влияли на внутреннюю политику. Взаимное влияние внешней и внутрен­ней политики так же неоспоримо, как неверно представление, что в конце концов решающий толчок дает внешняя политика.

Семилетнюю войну принято считать последней кабинет­ной войной. Клаузевиц излагает это таким образом: «Каби­нет смотрел на себя, как на владельца и распорядителя боль­ших имений, которые он постоянно старался приумножить, но подданные этих имений не могли иметь к такого рода рас­ширениям никаких интересов. В такой мере, в какой прави­тельство отделяло себя от народа, считая себя государством, война была лишь делом правительства, которое вело ее при помощи имеющихся в его сундуках талеров и праздных бро­дяг в своих и соседних провинциях».


К. Клаузевиц. 1812 г.


Это описание особенно подходит к прусскому государст­ву, где отделение войска от народа проводилось так резко, что правительство под страхом строгого наказания запреща­ло гражданам осажденных городов браться за оружие для за­щиты собственных домов и считало крестьян мятежниками, если они брались за цепы и вилы для защиты своих дворов от разграбления, а своих дочерей — от насилий нападавшего на них врага.

Как ни великолепно характеризует Клаузевиц кабинетные войны, он указывает лишь внешние признаки их, а не истори­ческие их причины; эти войны относились к известному перио­ду в истории капитала — к периоду, когда капиталистический способ производства создавал новейший абсолютизм как надеж­нейшее орудие для осуществления своих потребностей к рас­ширению. Все государства, принимавшие участие в Семилет­ней войне, были абсолютными монархиями, хотя английский абсолютизм и был при этом ограничен развращенным парла­ментом, а австрийский — сословиями отдельных коронных зе­мель. В существенном задача кабинетов сводилась к осуществ­лению расширительных стремлений капитала.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История войн и военного искусства"

Книги похожие на "История войн и военного искусства" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Франц Меринг

Франц Меринг - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Франц Меринг - История войн и военного искусства"

Отзывы читателей о книге "История войн и военного искусства", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.