Григорий Турский - История франков

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История франков"
Описание и краткое содержание "История франков" читать бесплатно онлайн.
Труд Григория, епископа Турского, охватывает гигантский исторический пласт – от сотворения мира до уже современных автору событий VI века. Раннее западное Средневековье – крещение короля Хлодвига, завоевание Аквитании и Бургундии, возникновение и развитие Франкского государства, междоусобные раздоры между сыновьями короля Хлотаря – предстает перед нами полной драматизма эпохой. Историческое повествование перемежается забавными историями, ироническими пассажами, знаменитыми и неизвестными анекдотами, делая труд Григория Турского не только достоверным источником информации, но и интересной для чтения книгой.
Они отступали и дошли до Сузы, где местные жители встретили их плохо, поскольку в том городе находился военачальник императорских войск Сисинний. Юноша, назвавшийся гонцом Муммола и его слугой, в присутствии Забана доставил письмо к Сисиннию, в котором Муммол приветствовал его, и заявил: «Он уже близко». Услышав это, Забан немедленно оставил город и отправился восвояси. Когда Амо услышал новости, он также отступил, грабя все на своем пути. Ему помешал двигаться снег, и, бросив свою добычу, Амо с трудом продолжил путь с весьма незначительной свитой. Всех их испугал Муммол.
45. Муммол провел много сражений и всегда одерживал верх. Когда после смерти Хариберта Хильперик захватил Тур и Пуатье, которые согласно соглашению должны были отойти Сигиберту, то Сигиберт, объединившись со своим братом Гунтрамном, назначил Муммола командующим, поскольку считал его единственным, кто способен вернуть эти города.
Тот прибыл в Тур, изгнал оттуда Хлодвига, сына Хильперика, и заставил население принести клятву верности королю Сигиберту. Затем Муммол двинулся на Пуатье. Два жителя этого города, Базиль и Сихар, собрали ополчение и приготовились дать отпор. Муммол обложил их со всех сторон, подавил силой, убил и взял город. Теперь я на некоторое время оставлю Муммола.
46. Расскажу о смерти Андархия. Сначала опишу обстоятельства его рождения и поведаю, откуда он происходит. Говорят, что он был рабом Феликса, происходившего из сенаторской семьи. Андархий был личным слугой своего хозяина, разделял его литературные занятия и стал известен своей ученостью. Так, он знал сочинения Вергилия, свод законов Феодосия, хорошо считал. Андархий возгордился своей ученостью и стал презирать своего хозяина.
Когда герцог Луп посетил Марсель по приказу короля Сигиберта, Андархий попросил у него покровительства. Покидая Марсель, герцог взял Андархия с собой, а позже добился его включения в свиту короля Сигиберта. Король посылал его с миссиями в разные места и назначал на разные общественные должности. Всем Андархий казался человеком чести.
Он прибыл в Клермон и заручился дружеским расположением некоего Урсуса (по-латыни «медведь»), жившего в этом городе. Андархий отличался проницательностью, которую он использовал ради своей выгоды, и решил жениться на дочери Урсуса. Он положил свою рубашку в суму, где обычно хранил правовые документы, и сказал жене Урсуса: «Я положил в этот мешок часть золотых монет, принадлежащих мне, числом более шестнадцати тысяч, если быть точным. Оставляю их в вашем распоряжении. Они могут стать вашими, если вы позволите мне жениться на вашей дочери».
О, на что только ты не толкаешь
Алчные души людей, проклятая золота жажда!
Простодушная женщина попала под его влияние и в отсутствие своего мужа пообещала Андархию, что тот может жениться на девушке. Он вернулся к королю и снова прибыл с королевской лицензией, которую показал местному судье, заявив, что намеревается жениться на девушке: «Я уже заплатил за нее выкуп».
Урсус, естественно, отрицал все, заявляя: «Я не знаю, кто ты такой, откуда ты пришел, и не получил никакой твоей собственности». Между ними возникла ссора, страсти накалялись, наконец Андархий потребовал, чтобы Урсус предстал перед королем. Затем Андархий отправился на королевскую виллу в Берни, где представил королю другого человека, также звавшегося Урсусом. Он тайно привел его к алтарю и заставил поклясться в следующем: «В этом священном месте и на реликвиях святых я клянусь, что, если я не отдам вам мою дочь замуж, я тотчас возвращу вам шестнадцать тысяч золотых». В ризнице находились свидетели, слышавшие его слова, но не видевшие и не знавшие тех, кто произносил эту клятву.
Затем Андархий убедительно поговорил с истинным Урсусом и убедил того вернуться домой, не получив аудиенции у короля. После произнесения клятвы он показал копию ее королю. «Урсус написал это и отдал мне, – заявил он. —
Поэтому прошу ваше величество дать мне документ, который заставит его разрешить мне жениться на его дочери. Если же он не сделает этого, я завладею его собственностью и не оставлю этого дела, пока не получу назад мои шестнадцать тысяч золотых монет».
Получив просимый документ, Андархий отправился с ним в Клермон, где и озвучил приказ короля. А Урсус в это время бежал в Ле-Веле, но, поскольку его собственность была арестована и перешла к Андархию, тот стал его там преследовать. Андархий пришел в дом, принадлежавший Урсусу, велел приготовить ему еду и подогреть воды, чтобы он мог помыться. Прислуга отказалась подчиниться такому грубому человеку, но он побил нескольких человек палками, других наказал розгами, причем бил по голове, пока кровь не потекла.
Так он принудил прислугу подчиниться ему: ужин приготовили, затем он вымылся в подогретой воде. Затем он имел глупость напиться и отправился в постель. С ним было всего семь слуг. Они тоже отправились спать и спали без задних ног, потому что также выпили вина.
Тем временем прислуга Урсуса собралась, вышла из дома и заперла двери, изготовленные из деревянных досок, унеся ключи. Потом эти люди собрали скирды скошенного хлеба, стоявшие неподалеку, обложили их вокруг дома и даже сверху. Таким образом весь дом оказался обложенным, его совсем не было видно.
Наконец в нескольких местах слуги разожгли огонь. Обуглившиеся обломки дома падали на несчастных, находившихся внутри, они кричали о помощи, но никто их не услышал. Весь дом выгорел, они же поджарились живьем. Узнав о произошедшем, Урсус в страхе бежал, пытаясь спастись в церкви Святого Юлиана. В конце концов ему удалось заполучить свое добро обратно, но только после того, как он дал подарки королю.
47. После изгнания из Тура Хлодвиг, сын Хильперика, бежал в Бордо. Он прожил там в течение некоторого времени, никто не обращал на него никакого внимания. Потом некий Сигульф, один из людей Сигиберта, напал на него. Хлодвиг бежал, но Сигульф стал преследовать его, трубя в рог, как будто гнался за оленем на охоте. С большим трудом, через Анже, Хлодвигу удалось благополучно вернуться к своему отцу.
Теперь возник спор между королями Гунтрамном и Сигибертом. Чтобы разобраться, кто из них прав, Гунтрамн собрал в Париже совет всех своих епископов. Однако оба короля отказались прислушаться к советам епископов, и в результате их греховного поведения междоусобная война становилась все более ожесточенной.
Следующим впал в соблазн Хильперик. Он отправил своего старшего сына Теодеберта, который давал клятву верности Сигиберту, когда тот удерживал его в качестве заложника, захватить Тур, Пуатье и другие города, расположенные к югу от Луары.
Теодеберт прибыл в Пуатье и начал жестокое сражение с герцогом Гундовальдом, войско которого бежало с поля боя, после чего Теодеберт перебил множество местных жителей. Он также сжег большую часть селений, расположенных вокруг Тура, и если бы жители его не согласились сдаться, то сжег бы и все остальное.
Теодеберт продолжал продвигаться вместе со своим войском и вторгся в Лимузен, затем в земли Каора и все там разграбил. Он сжигал церкви, воровал из них священные сосуды, убивал священников, опустошал монастыри, насиловал монахинь в их обителях и повсюду сеял разрушения. По всем храмам в то время стоял стон, какого не было со времен гонений Диоклетиана.
48. И в наши дни кажутся поразительными и удивительными те несчастья, которые пали на этих людей. Мы можем только противопоставить их поведение тому, как вели себя их предки. После миссионерского моления епископов первые поколения язычников обратились от своих языческих храмов и повернулись к церквам, теперь их потомки разрушали и грабили те же самые церкви.
Старшие поколения прислушивались к проповедям городских епископов и относились к ним с большим почтением. Теперь же не только не прислушивались, но, напротив, преследовали. Предки одаряли монастыри и церкви, их потомки разносили их на части и разрушали.
Что можно сказать конкретно? Приведем в качестве примера историю с монастырем Лат, где хранились реликвии святого Мартина. Вооружившись, враждебные войска приблизились и собрались пересечь протекавшую рядом с ним реку, стремясь разграбить монастырь. «Это же монастырь святого Мартина! – закричали монахи. – Вам, франкам, не следует даже подходить сюда!»
Большинство услышавших это преисполнились страхом перед Господом и ушли. Но двадцать из их числа не убоялись Господа и, не проявив уважения к почитаемому святому, погрузились в большую лодку и пересекли реку. Ведомые самим дьяволом, они убили многих монахов, нанесли повреждения монастырю, разграбили его имущество, связали его в тюки и свалили в судно. Затем они поплыли по реке, но судно начало раскачиваться туда и сюда, и их закрутило.
Они потеряли свои весла, иначе бы они могли спастись. Они попытались достичь берега, втыкая древки копий в дно реки, но лодка раскололась под их ногами. Их пронзили острия их же копий, которые они держали повернутыми к туловищам, они были проколоты и убиты собственными копьями.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История франков"
Книги похожие на "История франков" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Григорий Турский - История франков"
Отзывы читателей о книге "История франков", комментарии и мнения людей о произведении.