Евгений Кравченко - С Антарктидой — только на Вы

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "С Антарктидой — только на Вы"
Описание и краткое содержание "С Антарктидой — только на Вы" читать бесплатно онлайн.
Посвящается 50-летию отечественных исследований Антарктиды
Кравченко Е. Д. Карпий В. М.
С Антарктидой — только на «Вы»: Записки летчика Полярной авиации / Кравченко Е. Д., Карпий В. М. — М.: «Издательский дом «Парад», 2006. — 688 с.
Эта книга о мужестве и героизме, о верности долгу и высочайшем профессионализме, о победах и поражениях, одержанных летчиками отечественной Полярной авиации в небе Арктики и самого сурового, загадочного и жестокого материка Земли — Антарктиды. В книге нет ни одного вымышленного персонажа, ни одной выдуманной истории — в ней правда и только правда, рассказанная одним из самых выдающихся полярных летчиков страны Е. Д. Кравченко.
Каждый из читателей найдет в ней для себя то, что хочет, если ему близки такие понятия, как романтика, любовь к небу и высоким широтам, честь, совесть, дружба...
В этой книге собрана мудрость нескольких поколений авиаторов, служивших верой и правдой делу освоения высоких широт. В ней — пример того, как можно и нужно прожить свою жизнь...
УДК 91/882 ББК 26.89(0)/84(2Рос-Рус)
© В. Д. Кравченко, 2006 © В. М. Карпий, 2006 ISBN 5-8061-0068-5
8-9 февраля во время аэромагнитного маршрута «Дружная» — Южный полюс — «Дружная» самолет Ил-14 (руководитель перелета В. И. Голованов, начальник рейса Е. Н. Каменев) впервые приземлился на Южном географическом полюсе. В этой экспедиции работала метеоритная группа, которая с самолета Ил-14 обследовала окрестности станций «Новолазаревская», «Молодежная», баз «Дружная-1» и «Дружная-2», ведя поиск космических скитальцев. В этой САЭ предполагалось создать полевую базу «Дружная-2». Ледовая разведка показала, что морские суда не пройдут в нужный район, поэтому было решено начать строительство базы и забросить туда грузы и ГСМ самолетом Ил-14. Тяжесть организации базы полностью легла на плечи сотрудников геологического отряда и группы метеоритчиков. 5 января начались регулярные полеты самолетов Ил-14 по два раза в сутки при наличии летной погоды, и 22 января эта база, условно названная «Геолог», была открыта. Базу «Шельф» в 107 километрах к востоку от «Геолога» открыли 22 февраля 1981 года.
Авиаторы провели огромную работу без потерь личного состава и авиатехники.
А 21 августа 1981 года, уже после отбытия авиаотряда на Родину, в Антарктиде ввели в эксплуатацию служебно-жилое здание из алюминиевых панелей для авиаторов, построенное на выходах коренных пород, общей площадью 260 квадратных метров. Наконец, мы получили свое жилье и место для лабораторий. Все бы хорошо, но осенью, когда запуржило, люди оказались оторваны от кают-компании с пищеблоком, а аварийный запас продуктов не предусматривался. С этой ситуацией пришлось столкнуться и в следующей экспедиции.
А пока Большая земля готовилась к встрече основной группы авиаотряда, которая прибывала в Таллин.
Сюрпризы, сюрпризы
Мой срок пребывания дома подошел к концу — близилось начало формирования летного отряда 27-й САЭ, и мне вновь предложили идти его командиром. Минуло всего десяток лет с того времени, как была расформирована Полярная авиация, но лишь теперь все, кто был связан с летной работой в Арктике и Антарктиде, почувствовали в полной мере гибельность принятого когда-то решения. Дело в том, что для Мячковского ОАО, на который была возложена ответственность по обеспечению авиауслуг советских антарктических экспедиций, основные работы начинались с весны и заканчивались поздней осенью. Львиная их доля приходилась на аэрофотосъемку и химические работы в сельском хозяйстве. Летные отряды, естественно, отдавали им все силы, и никому не было никакого дела до того, как формируется подразделение, идущее в Антарктиду. Но план есть план, никто с Мячковского ОАО обязанности по формированию, обучению, подготовке и отправке летного отряда в Антарктиду не снимал, вот и пришлось начинать вести подборку кадров для него из всех подразделений. Естественно, их командиры лучшие экипажи оставляли для себя, а нам предлагали тех, без кого по каким-то причинам на Большой земле можно было обойтись, — лишь бы заполнить «дырки» в штатном расписании нашего летного отряда. Но какой «урожай» мы соберем в Антарктиде, если туда пошлют непригодных специалистов и явных нарушителей дисциплины? На каждом совещании я поднимал этот вопрос, но что мне могли ответить наши отцы-командиры?
Начались задержки с оформлением документов. Работать пришлось в бешеном ритме, рабочего дня явно не хватало, и часть бумажных дел я вынужден был выполнять дома, после работы, засиживаясь часто до часа ночи. А уже в шесть утра — подъем.
В сентябре началась теоретическая подготовка в УТО. Параллельно проводились тренировки и проверки летного состава. Каждый день приходилось что-то согласовывать в отделах УГАЦ: летно-штурманском, УВД, ПАНХ, кадров. Обстоятельства вынудили и самого проводить занятия в УТО по специальным дисциплинам. На технической базе Мячково под руководством Аркадия Ивановича Колба шла подготовка авиатехники. С каждым годом требовалось все больше инструктивных и приказных документов. И потому мы, не разгибаясь, писали их до одури.
К 5 октября сборы в УТО были окончены, экзамены сданы. Люди и авиатехника распределены по разным судам для доставки в Антарктиду: на теплоходе «Башкирия», отправлявшемся из Одессы, уходили 68 человек — летный, инженерно-технический состав и руководители полетов; на грузовом судне «Пионер Эстонии» — 12 человек инженерно-технического состава, один самолет Ил-14, два вертолета Ми-8 и два самолета Ан-2; на дизель-электроходе «Василий Федосеев» — 10 человек инженерно-технического состава и три вертолета Ми-8; самолет Ил-18Д должен был забрать 22 человека летного, инженерно-технического состава и руководителей полетов. Грузовые суда и Ил-18Д уходили из Ленинграда.
19 октября мы подвели итоги подготовки, обсудили порядок отъезда в Ленинград и Одессу. Проверили укомплектованность отряда полетными картами и спецодеждой, утвердили план теоретической учебы во время следования на морских судах. Можно считать, что мы готовы к отъезду. Теперь встретимся только в Антарктиде в местах базирования групп.
Первая группа под руководством заместителя командира авиаотряда Евгения Склярова отбыла на Ил-18Д 2 ноября и уже 6 ноября приземлилась в «Молодежной», где сразу же приступила к работе по созданию подбаз топлива, обеспечению грузами станций «Новолазаревская», «Мирный», «Восток» и производству ледовых разведок. Авиатехнику, которая оставалась в «Молодежной» на зимнем хранении, подготовила зимовочная группа авиаотряда под руководством инженера Олега Акимова, а аэродром в «Молодежной» — руководитель полетов Селезнев, также зимовавший в «Молодежной». Начало было хорошим, и пока ничто не предвещало больших осложнений в работе, но Антарктида опять подкинула сюрприз.
В ночь с 30 ноября на 1 декабря разыгрался ураган. Порывы ветра достигали 45 метров в секунду, над «Молодежной» стоял рев и стон, будто во тьме вели чудовищную битву неведомые гиганты. Иначе, чем объяснить, что цистерну емкостью в пятьдесят кубических метров, диаметром почти в три метра и длиной — в восемь, сорвало как пушинку с места, и Антарктида стала играть ею. Она перебросила цистерну весом в четыре с половиной тонны через каменную гряду высотой до 10 метров, и полетел этот «мячик», звеня и подпрыгивая, в сторону аэродрома, лежавшего в восьмистах метрах от скалы, к которой бочка была намертво принайтована. Да, мы думали, что намертво, потому что цистерну через проушины, запрессованные в гранит, привязали к скале двумя толстыми прядями стальной проволоки, а с наветренной стороны заклинили ящиками из-под метеоракет. Более того, она на треть ушла в лед и снег, а проволока тоже вмерзла в эту смесь, которую даже лом не брал. И все же ураганом ее вырвало из гнезда и вогнало под носовую часть и винт самолета Ил-14 41808, где она и застряла. О том, какие силы метались в эту ночь над «Молодежной», можно лишь строить догадки: видимо, и у человеческого воображения есть пределы. Но за то, что эта цистерна не прошла чуть правее — иначе точно угодила бы в Дом авиаторов, — можно лишь благодарить судьбу или Бога.
Когда Скляров сообщил мне о случившемся, я лишь зябко передернул плечами. Казалось бы, за годы, проведенные в Антарктиде, я должен был бы уже привыкнуть к ее неимоверной мощи, умению подкидывать самые неожиданные сюрпризы, но всякий раз, когда она демонстрировала нам что-то новое из своего «репертуара», приходилось лишь удивляться ее изобретательности, граничащей с жестокостью.
Вспомнилось, как однажды такой же ураган «спер» с аэродрома в «Молодежке» домик руководителя полетов. Тот прибежал в кают-компанию: «Мужики! Моего дома нет на месте!» И тоже ведь был тросами к скале принайтован, которые полопались, как гнилые нитки. А сколько я пережил других ураганов, когда ветер срывал с якоря самолеты и разбивал их в щепки, сносил крыши домов, рвал на куски «по-живому» металл, и они носились в рвущей мгле со свистом, словно ножи гильотин. Приходилось прятаться поглубже и подальше. Сейчас же мне стало очень жаль израненную «восемьсот восьмую». Хорошая, летучая машина...
«Ладно, — подумал я, — утро воспоминаний закончено».
— Что намерены делать?
— Олег Акимов со своими ребятами обещают восстановить Ил-14, а пока на «Дружной» придется обходиться одним «Илом».
— Хорошо, мы тоже с Колбом подумаем, как вам помочь.
Аркадий Иванович, узнав о случившемся, распорядился о создании усиленной бригады ремонтников, в которую кроме Акимова вошли инженер Кулинич, авиатехники и слесари-клепальщики Роговенко, Стромов, Колыванов и Тюльпанов. Чуть позже им на помощь подоспели Петухов, Чегодаев, Натаров и Подобин. Лишь к январю машина была отремонтирована и готова к контрольному облету.
В тот же год 27 октября основная группа отряда в составе 68 человек на теплоходе «Башкирия» вышла из Одессы, 26-го — из Ленинграда отправился в путь «Пионер Эстонии», а 1 ноября — дизель-электроход «Василий Федосеев».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "С Антарктидой — только на Вы"
Книги похожие на "С Антарктидой — только на Вы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Евгений Кравченко - С Антарктидой — только на Вы"
Отзывы читателей о книге "С Антарктидой — только на Вы", комментарии и мнения людей о произведении.