» » » » Мстислав Горбенко - Восхождение Мира на Эверест

Мстислав Горбенко - Восхождение Мира на Эверест

Здесь можно скачать бесплатно "Мстислав Горбенко - Восхождение Мира на Эверест" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Путешествия и география, издательство ОКФА, год 1995. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Восхождение Мира на Эверест
ОКФА
1995

Описание книги "Восхождение Мира на Эверест"

Описание и краткое содержание "Восхождение Мира на Эверест" читать бесплатно онлайн.

О международной экспедиции (США, Китай, СССР) на Эверест в 1990 г.

В 17.00 мы прибыли в заоблачную столицу Тибета — Лхасу. Мы ожидали, что встретят нас торжественно, митингами и речами, но встреча, как говорится, превзошла все ожидания. В парке, прямо напротив дворца Поталы, стояли тысячи празднично одетых тибетцев — и юных, и старых.

62. Джим Уиттакер (на переднем плане) принимает торжественный парад жителей Лхасы

Как только мы прошли через входные ворота, грянул гром петард! Мы на время оглохли и даже слегка перепугались, так как не могли вначале понять, откуда и чем ведется пальба. Потом вторым «залпом» грянули сотни две медных труб и барабанов. Появились танцовщики в старинных национальных костюмах, нас осыпали цветами, обнимали, жали руки. Мы попали в круговорот настоящего, неподдельного народного гуляния в честь покорителей Эвереста. И не было длинных речей и скучных лиц, все было попятно без слов, и мы видели, что здесь, на этой священной земле, нас чтят как национальных героев. Песни, фанфары, взрывы петард — все это продолжалось 30 минут, но запомнилось навсегда.

Вот и «Холидей Инн» — мы здесь уже как дома. Как быстро человек привыкает к комфорту — шикарный отель, американский стандарт, европейская кухня, шведский стол — и как долго потом отвыкать!

63. Казалось, руку победителям собрались пожать все жители Лхасы без исключения

21.05. Встали рано утром, чтобы успеть осмотреть чудный дворец — летнюю резиденцию Далай-Ламы. Это всего с полкилометра от отеля. Шатаев, Ильинский, Токарев и я ходили как завороженные между красивыми, легкими старинными зданиями. Вот' беседка с изогнутой по углам крышей, окруженная со всех сторон водой. Беседка зеркально отражалась на водной глади, что усиливало сказочный эффект этого уголка. Нас, первых экскурсантов, пускали во все комнаты великолепного дворца, и мы могли не спеша увидеть, где и как жил и работал духовный и светский правитель Тибета. Расписанные стены, скульптуры, резная мебель, ковры — все выполнено в сдержанной манере, со вкусом и находится в прекрасном состоянии, хотя Далай-Ламы здесь не было более 30 лет. В одной из его комнат мы увидели настольный радиоприемник «Мир» и были этим удивлены, так как никто из наших знакомых и сопровождающих не помнил, когда здесь бывали люди из нашей страны.

64. Это не просто река — это сказочная Брахмапутра

Многое, конечно, осталось «за бортом» наших экскурсий — жаль, но времени просто не хватило. Для того, чтобы осмотреть Лхасу и понять жизнь Тибета-, нескольких дней совершенно недостаточно, Но ничего не поделаешь — пора собираться. Главная трудность — с сумками, пакетами и рюкзаками. Американская и китайская стороны отказались оплачивать наш авиабагаж, и мы лихорадочно пытаемся освободиться от всего лишнего: за перевес придется платить долларами, а их у нас кот наплакал.

При загрузке багажа в автомашину произошла неожиданная встреча с соотечественницей. Услышав русскую речь, я сначала подумал, что наш «Интурист» прорвался в Тибет, но все оказалось гораздо проще. Эта женщина, эмигрантка из Харькова, прожив 12 лет в США, в Лос-Анджелесе, теперь могла позволить себе путешествие по странам Азии.

65. В летней резиденции Далай-Ламы

В 4.30 выехали в аэропорт, и через полтора часа нас дотошно начала проверять таможня. При этой неизбежной и малоприятной процедуре ожил и проявил большую активность Ин Дау Ши — переводчик китайской команды, выполнявший в ней, как мы подозревали, дополнительные функции в лучших традициях стран социалистического лагеря — как говорится, «товарищ в штатском». По его оживлению чувствовалось, что человек наконец занялся любимым делом, Но плохо было не то, что он искал криминал, а то, что он его нашел — и нашел в нашей команде. К нашему общему позору, в рюкзаке переводчика Бори были обнаружены пропавшие ранее две радиостанции с аккумуляторами. Станции эти разыскивали еще под Эверестом, и Борис многократно переводил обращение Уоррена и Джима с просьбой найти и вернуть аппаратуру. Я не мог смотреть Джиму в глаза…

Два часа лету — и мы в Чэнду, утонувшем в зеени и набитом лавками с невообразимым количеством товаров и продуктов. Все это впечатляло, но там же мы видели тяжелый труд китайцев, работающих целый день по колено в воде на рисовых полях, и понимали, что это изобилие (сравнительное) достигнуто тяжелым и упорным трудом.

Вечером консул США устроил большой прием в нашу честь. Здесь мы встретились с соотечественниками, которые работают в Чэнду. Мы были рады видеть их, они — нас, рассказывали, что жить здесь, конечно, тоскливо, но выгодно. Прием проходил очень тепло, весело — даже устроили соревнование, кто больше съест гамбургеров. Чемпионом стал Джим — четыре штуки, я смог одолеть только три.

Американская команда внезапно поменяла планы и завтра не вылетает в Пекин с нами, а направляется в Гонконг. Я зашел в номер к Джиму и Уоррену, поговорили по душам. Они еще раз заверили меня, что все сделают для оказания помощи моему сыну. Я принес извинения руководству американской команды за инцидент в аэропорту Лхасы. Объяснил, что переводчик — не альпинист и был приглашен в команду как знающий английский и китайский. Джим и Уоррен выслушали меня молча и мягко перевели разговор на другую тему. Да, это пятно, опять пятно на советской команде, которая и так, к сожалению, во многих случаях выглядела не очень хорошо. Достаточно вспомнить восхождение первой «шестерки»… Мы часто забываем, что поступок каждого складывается во впечатление обо всех, а ведь мы были на Эвересте не просто альпинистами, а прежде всего представителями своей страны.

Поразительно, но все американцы вышли в шесть утра провожать советскую команду в Пекин (у них рейс был в полдень). Мы были очень тронуты. Прощание вышло очень дружеское, веселое, но, несмотря на веселье, именно здесь первый раз пришла ко мне грустная мысль: все, пора расставаться, «Восхождение Мира на Эверест» окончено. Казалось, что конца не будет экспедиции — и уже разлетаемся. Как говорят американцы — «Бай-бай»!

В пекинском аэропорту нас встречали с цветами китайские альпинисты. Был дан большой ужин в ресторане. Много тостов и речей было о дружбе между нашими народами, о будущих экспедициях в Гималаи.

Мы попали в цейтнот: вместо запланированного вылета 30 мая пришлось улетать 26-го. Все целый день бегали по Пекину, покупали подарки родным. Вечером нас тепло приняли в советском посольстве — самом большом, как нам сказали, посольстве мира.

66. Лхаса. Паломники совершают обряд очищения

Перед отлетом обедали в рядовом китайском ресторане, каких несчетное количество кругом. Рекой лилось пиво. Когда спохватились ехать в аэропорт, то не досчитались доктора Липеня. Поиски по всему кварталу не увенчались успехом. Мы часто обыгрывали его фамилию с китайской Ли Пень, но сейчас было не до шуток. Автобус укатил без него, оставили ждать легковую автомашину. При посадке доктор объявился (забегался по магазинам), и Шатаев, облегченно вздохнув, высказал ему все, что думал по этому поводу.

Прощай, Пекин, Китай, Лхаса, Тибет! Мы вкусили радость знакомства с Гималаями, и теперь наверняка нас всю жизнь будет тянуть в эти высочайшие горы мира. До встречи! В аэропорту Шереметьево-2 из-за таможенного барьера увидел Лилю, старшего сына Андрюшу — и вскоре объятия, цветы. Сколько знакомых и милых лиц людей, известных каждому советскому альпинисту — Галина Моисеевна, Эдик Мысловский, Валентин Иванов, Николай Черный. Нас приветствовали, поздравляли. Правда, телевидения и прессы, которые баловали нас своим вниманием в Штатах, Китае, Тибете, здесь не было, и только единственный фотокорреспондент из журнала «Турист» запечатлел момент возвращения сборной страны после удачного восхождения на Эверест.

67. Женщина — всегда женщина. Мужчины осматривали старые дворцы, а Катя Иванова — новые лавки

Мы провели один день в Москве, нас принял и поздравил председатель Госкомспорта СССР. Председатель, видно, не очень был подготовлен, говорил общими фразами о нашем спортивном подвиге и о значении экспедиции «Восхождение Мира», вручил значки заслуженных мастеров спорта.

Потом был прощальный вечер в ресторане гостиницы «Спорт». Владимир Николаевич Шатаев не пришел… Было немного грустно от того, что все уже позади и уходит в историю, было немного горько, что Эверест все же не сплотил нашу команду. Под монотонный стук колес поезда Москва-Одесса мысли опять возвращались к Эвересту.

68. У нас часто сидят сложа руки, а в Китае — сложа ноги

Было так, что экспедиция готовилась применить кислород (это оговаривалось совместным протоколом трех сторон) с 7800 метров, с ЛЗ. Однако большинство советских и китайских, а также двое американских альпинистов сделали заброски в район Л6, что на высоте 8300, без применения кислорода, и почти весь спортивный состав в течение полутора месяцев изнурительной работы (по-моему, самого тяжелого и основного периода экспедиции) затаскивал палатки, продукты, баллоны, веревки, примуса и прочее в высотные лагеря Л4 (7050), Л5 (7800) и Лб (3300) без кислорода.