Василий Зеньковский - Основы христианской философии
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Основы христианской философии"
Описание и краткое содержание "Основы христианской философии" читать бесплатно онлайн.
Книга В.В.Зеньковского - одного из крупнейших русских философов и богословов первой половины XX в. Его труды в области философии, богословия, психологии и педагогики оставили заметный след в русской культуре.
Настоящее издание включает в себя две работы Зеньковского - "Основы христианской философии" и "Апологетика". Первая книга выходила в России очень малым тиражом, а вторая не издавалась вообще.
97
См. книгу De Broglie «Continuite» (Paris, 1941) и сборник статей под тем же заглавием (Cahiers de la nouvelle journee. Paris, 1929).
98
См. об этом мою давнюю книгу «Проблема психической причинности».
99
См. его книгу «La contingence des lois de la nature».
100
«Небесная иерархия».
101
См. об этом труд о. С. Булгакова «Лествица Иаковля». В этой книге много спорного (в учении о природе ангелов), но входить в анализ этого нам здесь незачем.
102
Ср. то же в словах Господа: «Земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом зерно в колосе» (Мк., гл. 4, ст. 28).
103
Подробности см. в I томе моей «Истории русской философии».
104
К истории этого сближения см. этюд о. Г. Флоровского.
105
Человек сокрытый, непознаваемый (лат.).
106
Здесь: настоящая, подлинная природа (лат.).
107
Настоящее состояние (лат.).
108
О последнем см. обзор материалов, напр., в небольшой книге Thiezemann «Leben und Umwelt» (1956).
109
Очень много материала по этому вопросу собрал кн. Кропоткин (известный проповедник анархизма).
110
См. об этом в моей ранней книге «Проблема психической причинности».
111
О применении моральной категории к оценке бытия см. ч. II.
112
Мы займемся анализом этого существенного пункта в метафизике при изучении исторического бытия (см. ч. II).
113
См. объемистый труд Ed. Hartmann'a по истории эстетики.
114
Творческая эволюция (фр.).
115
Руководящие идеи (фр.).
116
С точки зрения вечности (лат.).
117
Должен, однако, указать, что в понятии «инерции» воскресает до известной степени гилозоизм. См. об этом в моей книге «Проблема психической причинности», ч. I, гл. 1 (Логический анализ понятия причинности), § 7.
118
Кассирер. Познание и действительность. Немецкое название его книги яснее выражает идеи Кассирера: «Funktionsbegriff und Substanzbegriff».
119
Проблема психической причинности, с. 52-53.
120
См. об этом капитальное исследование Busse «Leib und Seele, Geist und Korper».
121
Задняя мысль, подоплека (фр.).
122
По известной формуле (идущей от Фехнера) «не живое из мертвого, а мертвое из живого».
123
См. об этом подробнее в моей книге «Апологетика».
124
Своеобразное, специфическое, букв.: своего рода (лат.).
125
См. об этом: Choulguine. L'histoire et la vie.
126
В русской литературе ярче и настойчивее других развивал историософский алогизм Герцен.
127
Этой теме были посвящены большие работы Г. И. Челпанова. См. также анализ этого у А. А. Козлова (см. мою «Историю русской философии», т. II).
128
Lavelle. La presence totale.
129
Длительность (фр.).
130
Но также и в отношении будущего. Учение о конце истории, а следовательно, и о конце времени (нашего) есть коренное ветхозаветное и христианское учение.
131
Это понятие «развития» впервые оформил Аристотель.
132
В русской литературе с исключительным мастерством раскрывал это Лопатин в своих психологических статьях.
133
Киев, 1914. Первая часть (с. 13-120) посвящена логическому и гносеологическому анализу причинности.
134
См. особенно этюд: Hessen. Uber die individuelle Kausalitat.
135
В русской литературе с наибольшей силой развил это понятие Лопатин (см. его «Положительные задачи философии»).
136
Причина равна следствию (лат.).
137
См. подробный анализ понятия причинности в упомянутой моей книге «Проблема психической причинности», ч. I, гл. I.
138
Православная мысль. Париж, 1948, № 6.
139
Первая причина (лат.).
140
Следствие второй причины не превосходит следствие первой причины (лат.).
141
Следствия второй причины заключаются в первой (лат.).
142
Божественная помощь (фр.).
143
К вопросу о внепричинности в актах свободы, кроме моей большой книги «Проблема психической причинности», см. мой этюд «Наша эпоха».
144
См. его книгу «Предмет знания» (ч. III, гл. X), где развиты очень глубокие анализы проблемы числа.
145
Бог сокрытый... мир сокрытый (лат.).
146
Lemaitre G. L'hypothese de 1'atome primitif (1946), 1'Univers (1951). Rayons cosmiques et cosmologie.
147
L. de Broglie. Matiere et lumiere, p. 21. Было бы любопытно сопоставить с этим учением ту метафизику света, которая развивалась в Средние века Witelo и другими философами. См. об этом, напр.: Gilson. La philosophie du Moyen-Age. Paris, 1944, p. 424.
148
Тут кстати указать, что библейский текст не говорит о создании света. Слова «да будет свет» скорее наводят на мысль, что в создание материальной основы уже была включена светоносная сила.
149
В системе Лосского все вообще качественные различия в мире объясняются активностью отдельных монад.
150
Прибежище незнания (лат.).
151
С известными оговорками (лат.).
152
Некоторые мыслители (среди русских философов о. С. Булгаков) пользуются термином «панэнгеизм», чтобы обозначить вездеприсутствие Божие. Но термин этот иногда, увы, прикрывает момент пантеизма, хотя его можно истолковывать и вполне ортодоксально.
153
См. интересную книгу: Duranton. Desir de Dieu.
154
Жизненная сила (лат.).
155
Обзор всех тем, связанных с идеей активного приспособления, см., напр., в кн.: Driesch. Philosophie des Organischen.
156
Творческая эволюция есть управляемая эволюция (фр.).
157
См. об этом в моей книге «Проблема психической причинности».
158
См. старую, но ценную книгу: Busse. Leib und Seele, Geist und Korper.
159
Вмещает бесконечность... вмещает Бога (лат.).
160
См. наиболее авторитетное изложение догматического учения о человеке в католичестве у Schoeben Dogmatik (1925) В. II.
161
Ibid.
162
См. об искушениях Господа книгу Тареева.
163
См. это учение в кн.: Brunner. Der Mensch im Widerspruch.
164
О том, что в этом — онтологическое преимущество человека, прекрасно писал св. Григорий Палама. См. об этом книгу архим. Киприана «Антропология св. Григория Паламы».
165
Наиболее полно эта тема разработана в труде проф. В. И. Несмелова «Наука о человеке» (т. II).
166
См. его «Философские начала цельного знания», «Чтения о Богочеловечестве», статью об Югюсте Конте (где Соловьев раскрывает по-новому смысл идеи Конта о человечестве, как Grand Etre).
167
Мы не можем здесь входить в обсуждение построения Риккерта и Дильтея, отчасти Гессена (Neben die individuelle Kausalitat) об отсутствии причинности в исторических взаимосвязях (см. об этом т. Ш нашей работы).
168
Из этой темы исходит и вся проблема «теодицеи», «оправдания» Бога,— из нее исходит и учение (идущее от Бёме и в русской литературе ярко выраженное Бердяевым) о том, что Бог свят, но не всемогущ, т. е. не может «справиться» со злом, все настойчивее проявляющим себя в мире. Этой темы, хотя и вторичной в системе космологии, да еще и ложно поставленной, мы коснемся ниже.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Основы христианской философии"
Книги похожие на "Основы христианской философии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Василий Зеньковский - Основы христианской философии"
Отзывы читателей о книге "Основы христианской философии", комментарии и мнения людей о произведении.