Василий Зеньковский - Основы христианской философии
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Основы христианской философии"
Описание и краткое содержание "Основы христианской философии" читать бесплатно онлайн.
Книга В.В.Зеньковского - одного из крупнейших русских философов и богословов первой половины XX в. Его труды в области философии, богословия, психологии и педагогики оставили заметный след в русской культуре.
Настоящее издание включает в себя две работы Зеньковского - "Основы христианской философии" и "Апологетика". Первая книга выходила в России очень малым тиражом, а вторая не издавалась вообще.
202
Boutroux: «La loi naturelle», «La contingence des lois de la nature».
203
Очень полезно иметь под руками необходимые рисунки, которые иллюстрируют сходство и различие человека и обезьяны. См., напр.: Grison. Problemes d'origine. Paris, 1954, или Guibert et Chinchole. Les origines. 7, edit. Paris, 1923.
204
Упомянутый уже авторитетнейший палеонтолог (недавно умерший) Theilhard de Chardin пишет в своей прославленной книге «Le Phenomene humain»: «Только благодаря двуногости человека, что освободило его руки, и смог развиться мозг».
205
На эту тему, как было указано, написана Герб. Вендтом (Н. Wendt) интересная книга «A la recherche d'Adam» (цитирую по фр. переводу, Paris, 1953).
206
Термин «homo sapiens» (разумный человек) есть обычный термин, характеризующий человека. Motandon прибавляет «protosapiens» — примитивно-разумный человек.
207
Это признает Teilhard de Chardin.
208
Какое странное понятие! Чистая мифология!
209
С этим тесно связан вопрос о жизни человека после смерти («бессмертие души»).
210
Подробности о развитии речи см., напр., в моей книге «Психология детства» (1924).
211
То, что сказано о сотворении человека в 1-й главе, имеет в этом вопросе (т. е. из одной ли пары произошло все человечество или нет) неопределенный характер, так как не касается этого вопроса.
212
«Трансцендентальные элементы знания» — те, которые не получаются из опыта; только их наличность делает возможным опыт. Таковы восприятия пространства, времени, категория причинности и т. д. Трансцендентальные элементы знания одинаковы у всех людей и свидетельствуют о единосущии человечества.
213
«Силлабические языки» имеют только односложные «слова»; в агглютинирующих языках нет «флексии» (нет склонений и спряжений).
214
Вот перечень теорий, попытавшихся дать объяснение того, как возникает религиозная жизнь в человечестве: фетишизм, анимизм, тотемизм, магия; все эти теории, последовательно возникавшие, оказались непригодными для объяснения религии. Лишь библейское учение о том, что первые люди пребывали в раю в непосредственном общении с Богом, объясняет нам, почему человеческая душа неустанно ищет Бога (по чудному выражению блаж. Августина: «Ты для себя создал нас. Боже, и не успокоится душа наша, пока не найдет Тебя»). Обо всем этом см. вторую часть книги.
215
Глаголев С. С. О происхождении и первобытном состоянии рода человеческого. М., 1894.
216
См. Guibert, Chinghole. Les origines. P. 496.
217
Riem. J. Die Sintflut in Sage und Wissenschaft. Hamburg, 1925.
218
Эти слова находятся в песнопении на утрени — «Слава в вышних Богу».
219
Сказание о св. Граале не было, впрочем, в точном смысле слова народным — в его создании принимали участие поэты и писатели.
220
Эту точку зрения особенно защищал известный французский историк религии Reinach; его книга «Orpheus» — история религий — была усиленно распространяема в советской России.
221
Weigall A. Survivances paiennes dans le monde chretien (перев. с англ.). Париж, 1934.
222
Особенно развязным и совершенно бездоказательным является русский советский ученый Р. Ю. Виппер, когда-то хороший ученый, а ныне открыто защищающий атеизм. Характерны его работы «Ранняя христианская литература» и «Рим и раннее христианство».
223
Отметим, что долго существовал и сейчас есть так наз. мандеизм, в основе которого лежит поклонение «Иоанну сыну Захарии». Мандеисты отвергают божество Иисуса Христа (которого крестил Иоанн), но заимствовали у христиан евхаристию (для причащения у них служит хлеб и вода). Мандеизм все же косвенно свидетельствует о Христе.
224
Они сочинены, по-видимому, лишь в IV в.
225
Заметим, что лишь немногие ученые связывают письмо Клавдия с христианами, огромное же большинство не видит в глухих указаниях Клавдия намеков на христианство.
226
Заметим, что в первые века нашей эры греческое слово Christos римляне произносили часто Chrestos.
227
См. об этом у Labriolle «La reaction paienne». P. 43.
228
Как и Плиний, Тацит употребляет термин «хрестиане», «Хрестос».
229
Чаяния иудеев, связанные с ожиданием Мессии, состояли в надежде на восстановление самостоятельного иудейского царства. Во время Христа иудейский народ был подчинен Риму.
230
Этот процесс лучше всего обрисован в: Cumont Fr. Les religions orientales dans le paganisme romain. 4 ed. Paris, 1929.
231
Эта точка зрения, наиболее глубоко представленная выдающимся исследователем Фрезером (Fraser), усвоена и русской антирелигиозной литературой.
232
Weigall A. Survivances paiennes dans le monde chretien (перев. с англ.). Париж, 1934.
233
См. об этом в книге Cumont.
234
Это была исконная иранская идея.
235
См., впрочем, в следующей главе § 4 (примечание).
236
Вокруг хронологии Заратустры не прекращается спор у исследователей. Надо считать наиболее вероятным, что он жил в VII-VI вв. до Р. X.
237
Быть может, самым ярким свидетельством этого может служить произведение Марка Аврелия (римского императора в конце II в. по Р. X.) «К самому себе».
238
Говорим «по-видимому», так как при настоящем состоянии разработки исторических данных этого нельзя утверждать категорически.
239
Когда в религиозной эволюции в Греции Зевс вытеснил Посейдона с Олимпа (Посейдон с тех пор стал богом моря), то местную богиню Аттику-Афину признали «дочерью» Зевса, вышедшей из головы Зевса, уже вооруженной. Это связывание в «родственные отношения» божественных образов, бывших до этого отдельными друг от друга, очень характерно для религиозной эволюции всего язычества.
240
См. об этом в книге Страхова, с. 179-189.
241
В одной из книг, изданных защитниками «мифологической» теории (Виппер. Возникновение христианской литературы, 1945), говорится об «историзации» Иисуса Христа; т. е. «превращении» мифического образа в «исторический», т.е. об усвоении Христу исторической реальности. Конечно, Виппер вынужден признаться в том, что все христианское сознание было насквозь «историзирующим», т.е. утверждающим историческую реальность Христа.
242
Подробности см. в книге Страхова.
243
В первоначальной форме Аттис, убегая от своей матери (которая есть в то же время и «Мать-земля», «Великая Матерь богов»), убивает сам себя (оскопляет) под сосной.
244
Заметим, что особых мистерий, связанных с Адонисом, не было; миф о смерти Адониса и о частичном возвращении его к жизни благодаря любившей его Афродите был чистой «идеей», облеченной в форму сказания.
245
Процесс распространения языческих культов лучше всего изображен в книге Cumont'a «Religions orientates dans 1'empire romain», а распространение христианства — в книге Harnack'a «Ausbereitung d. Cristenthuma».
246
Особенно это надо сказать о гностицизме и герметизме, которые долго были «соперниками» христианства.
247
Кроме вавилонского гностицизма, есть гностицизм, выросший на почве Нового Завета.
248
С особенной силой это подчеркивал Norden. в работе «Die Geburt d. Kindes». См- любые книги по истории религии — особенно: Bultmапп. Le chris lanisme primitif. Trad. franc. Paris, 1950.
249
Weigall. Les survivances paiennes dans le monde chetien.
250
Из новых работ я особенно опираюсь на работу католического ученого Hugo Rahner'а. «Mythes grecs et mysteres chre iense». Trad. franc. 1954.
251
Это относится особенно к повествованию о сошествии Господа в ад. См. у Rahner'a. P. 128. Очень важны работы известного ученого Dolger (особенно «Sol salutis»).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Основы христианской философии"
Книги похожие на "Основы христианской философии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Василий Зеньковский - Основы христианской философии"
Отзывы читателей о книге "Основы христианской философии", комментарии и мнения людей о произведении.