» » » » Евгений Силаев - Минин Кузьма Минич. К вопросу о разночтенияхк имени Кузьмы Минина


Авторские права

Евгений Силаев - Минин Кузьма Минич. К вопросу о разночтенияхк имени Кузьмы Минина

Здесь можно скачать бесплатно "Евгений Силаев - Минин Кузьма Минич. К вопросу о разночтенияхк имени Кузьмы Минина" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Издательство Нижегородского институтаэкономического развития, год 1999. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Евгений Силаев - Минин Кузьма Минич. К вопросу о разночтенияхк имени Кузьмы Минина
Рейтинг:
Название:
Минин Кузьма Минич. К вопросу о разночтенияхк имени Кузьмы Минина
Издательство:
Издательство Нижегородского институтаэкономического развития
Жанр:
Год:
1999
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Минин Кузьма Минич. К вопросу о разночтенияхк имени Кузьмы Минина"

Описание и краткое содержание "Минин Кузьма Минич. К вопросу о разночтенияхк имени Кузьмы Минина" читать бесплатно онлайн.








Кто же исказил имя Кузьмы Минина, назвав его Козьмой? На этот вопрос мы не получили ответа от исторической науки.

Имена людей! У них тоже своя история; существует и целая наука об именах — ономастика. «Искусство давать имена» — так говорили древние греки. Раздел науки о собственных именах людей называется антропонимикой. Обратимся же к ней.

Первое резкое изменение в традиции русских имен произошло со сменой религии, в X веке, в связи с крещением Руси и принятием христианства. В русскую речь в это время влились многочисленные новые имена. Оказались отменены исконно русские…

Появились святцы — списки византийских святых: греков, римлян, евреев, египтян… сотни христианских имен.

Год рождения Минина неизвестен. Биографы каждый по-своему определяют дату его рождения — от 50‑х до 70‑х гг. XVI века (умер Минин в 1616 г. 21 мая).

На восьмой день после рождения младенца родители обязаны были явиться в церковь, чтобы принять обряд крещения. Священник поздравлял отца и мать с новорожденным, открывал святцы и объявлял (нарекал) имя новорожденному, порой не спрашивая ни согласия, ни воли родителей. Подобное крещение произошло и в Балахне, где родился Минин. В Балахне живет поверье, что Минина крестили в только что отстроенном храме Чудотворца Николы, который был построен в 1552 году в честь победы над Казанским Ханством царем Иваном IV. Храм Николы — первое каменное сооружение не только Балахны, но и всей нижегородской земли.

Итак, младенца крестили и нарекли в честь святого Космой[3]. Косма — крещеное (законное) имя Минина. Кроме имени, простому человеку не положено было иметь ни фамилии, ни отчества…

К XVI—XVII вв. почти каждый русский имел два имени (а у бояр, князей появились и фамилии). На протяжении семи веков иноземные имена ассимилировались, так что одно имя значилось по святцам (для церкви и для душ), а другое было мирское, народное. Например, церковь (по святцам) давала имя Иоанн, а на миру человека звали Иваном. Иаков превратился в Якова. Симеон стал Семеном. Дамиан — Демьяном. Косма — Кузьмой… От имени Косма, к слову сказать, в народе появились Косьма, Казма, Казьма, Козьма, Козма, Кузьма, Кузма…

А вот поэтесса Ирина Снегова заметила:

Просто жизнь — фантастика
Трех матрех вместила:
Ася, Стася, Настенька.

Нет не всех. Есть еще Тася. А вот Косьма — целая гвардия.

Написание и произношение русских имен подвергались реформированию еще до проведения патриархом Никоном церковных реформ (1654 г.). Большинство русских имен поделилось в то время на три типа: церковные (Косма), народные (Кузьма, Кузма, Косьма, Козма…) и книжные (в России уже к этому времени печатались книги), т. е. литературные имена (Козьма).

Значительные перемены в русской антропонимике как социально-языковой юридической категории приходятся и на XVIII век. Ее регламентацией стали заниматься государственные власти. Начиная с 1701 года, Петр I издает ряд указов… Проводится серьезная филологическая работа. Русские имена сравниваются с латинскими и новогреческими, ставятся вопросы о происхождении имен, составляются «полные святцы»… Вслушайтесь в слова видного представителя современной науки об именах доктора филологических наук А. В. Суперанской: «В процессе народного употребления имен происходит своеобразный поиск наиболее удобных для русского обихода». В другом труде совместно с А. В. Сусловой авторы так развивают эти мысли: «Многие старые имена имели три четко противопоставленных варианта: церковный (Анания, Ионикий, Азария), (Косма); литературный: (Ананий, Аникий, Азарий), (Козьма); народный (Анан, Аникий и Аника, Азар), (Кузьма)… Различие всех трех вариантов имен исторически обусловлено…»

Подобное обоснование мы встретим также у известного современного писателя Льва Успенского в интересной и увлекательной книге «Ты и твое имя»: «В словаре русских имен» приводится такое объяснение имени Кузьма: «Косма — украшение (греческое имя), у русского народа в форме Кузьма, в литературном — Козьма („Козьма Прутков“)».

Церковная форма имени — Косма — была труднопроизносимой. Не случайно в русской речи появились имена-«заменители»: Косьма, Козма, Кузьма и Козьма, Казма, Казьма… Пожалуй, самым мягким и легко произносимым мирским именем было Козьма. Оно и распространилось широко по Руси. Именно оно вошло и в словарь литературного языка и допускалось к печати наравне с Космой, взятым из святцев. Все остальные мирские имена: Косьма, Козма, Казма, Казьма, Кузьма — запрещались к употреблению в литературе.

Церковь всегда была главным блюстителем именослова. И вдруг… В церковном документе появляется имя Козьма. Имеется документ за 1613 год — «Грамота Российского духовенства». Отправленная в Нижний Новгород Строганову, где, вместо того чтобы назвать Минина крещеным именем — Косма, его называют Козьмой. В книге «Памятники церковных древностей» (Санкт-Петербург, 1854 г.) в главе I «Соборы и церкви Нижнего Новгорода. Кафедральный Спасо-Преображенский собор» написано: «Находится гробница великого патриота Козьмы Захарьевича Минина Сухорукова» (стр. 34).

Есть еще пример той эпохи. В нижегородском художественном музее, в экспозиции «Искусство древней Руси» демонстрируется икона «Козьма и Дамиан», написанная (по паспорту) в первой четверти XVII века… (Горьковский художественный музей. Живопись. — М.: Аврора, 1972. С. 8).

Или еще пример: в одном из синодиков Печерского монастыря Нижнего Новгорода за 1648 год записано: «Помянуть Косму», а в другом синодике (конец 80‑х годов XVII века) из Архангельского собора Нижнего Новгорода — помянуть «Козму». Речь идет о Мининских синодиках.

Итак, имя «Козьма» — книжное, литературное, имя «Кузьма» — просторечное, народное. Вот вам и ответ — откуда пошло имя Козьма! Цензурные требования строго соблюдались. Всякие искажения законов государством карались. В том числе и искажения именословия.

Но речь шла о простом русском имени Косма, Кузьма, Козьма, Кузма, Косьма, Касма, Касьма… Историческое, конкретное лицо Кузьма Минин в бытовой жизни и по документам был Кузьмой. Таковым он и должен остаться в веках. Тем паче, закон Петра I не относится к началу XVII века, когда жил Минин.

Издержка «Петровской цензуры» существует и в наши дни. Избегая ее, люди приспособились лавировать, чтобы донести до читателя историческую, научную истину. Последний пример. Составитель сборника документов «Нижний Новгород в XVII веке» (под редакцией С. И. Архангельского) Н. И. Привалова, в прошлом преподаватель палеографии и источниковедения Нижегородского госуниверситета, научный сотрудник облархива, автор ряда работ по краеведению, безусловно знавшая точное имя Кузьмы Минина[4], страхуя работу от цензорских придирок, давала каждому документу, связанному с именем Минина, краткую аннотацию, где называла нижегородского посадского Козьма Минин, а в документе, как и положено, значилось Кузьма Минин. Это был 1961 год.

А как обстоят дела сегодня? Почти так же: хотя и в меньшей степени, но искажение имени все еще продолжается. Только теперь, может быть, уже больше по инерции.

Наступили новые времена, появились новые имена авторов и новые учебники по русской истории: в Москве, в 1996 г. вышел в свет учебник для восьмого класса A. Л. Юрганова и Л. А. Канцвы «История России XVI—XVIII веков». Он рекомендован главным управлением развития общего среднего образования Российской Федерации. Из 419 страниц полторы страницы выделены Нижегородскому ополчению, во главе которого стоял Кузьма Минин. А вот издательство «ВАП», Москва, тиражом 100 000 экземпляров выпустило в свет в 1993 г. книгу «Кузьма Минин» автора B. Н. Костылева, именуя в тексте его «Кузьмой Захарьевичем» (стр. 26).

В 1976 г. издат. «Детская литература» выпустила для школьников: «Рассказы русских летописей XV—XVII в.». Составление, предисловие, перевод и пояснения Т. И. Михельсон. Научный редактор Д. С. Лихачев. Прекрасный подарок не только учащейся молодёжи, учительству, да и солидной публике.

Среди древних летописей есть несколько страниц, посвященных из «Нижегородского летописца».

Кому верить, как именовали Минина? В Московском издательстве, у Татьяны Николаевны Михельсон: «Кузьма Минин, рекомый Сухорук» (стр. 178). У нижегородцев в книге «Н‑Новгород в XVIII в.» составитель Н. И. Привалова, редактор, член-корреспондент АН СССР, профессор C. И. Архангельский в «Нижегородском летописце читаем… „в Нижнем… выбрали… нижегородца посадского человека доброго Кузьму Минина“» (стр. 293).

Совсем недавно в 1991 г. в том же издательстве («Детская литература»). В роскошном, твёрдом переплёте, с богатой цветной иллюстрацией, на чудесной бумаге вышли рассказы о русской истории. Книга-подарок (тираж 100 000 экз.) — «История раскрывает тайны» (145 стр.)

Одна тайна осталась для Вас, Александр Александрович, не раскрытой. Был в России только один великий Минин Кузьма Минич. Кто, когда и где — «наконец установил, что герой освободительной борьбы не Кузьма Захарович, а Кузьма Анкундинович»? (стр. 53)


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Минин Кузьма Минич. К вопросу о разночтенияхк имени Кузьмы Минина"

Книги похожие на "Минин Кузьма Минич. К вопросу о разночтенияхк имени Кузьмы Минина" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Евгений Силаев

Евгений Силаев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Евгений Силаев - Минин Кузьма Минич. К вопросу о разночтенияхк имени Кузьмы Минина"

Отзывы читателей о книге "Минин Кузьма Минич. К вопросу о разночтенияхк имени Кузьмы Минина", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.