Мигель Унамуно - О трагическом чувстве жизни
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "О трагическом чувстве жизни"
Описание и краткое содержание "О трагическом чувстве жизни" читать бесплатно онлайн.
Miguel de Unamuno
Del sentimiento trágico de la vida en los hombres y en pueblos. Madrid, 1913.
La agonia del cristianismo, Madrid, 1925
МИГЕЛЬ ДЕ УНАМУНО
О ТРАГИЧЕСКОМ ЧУВСТВЕ ЖИЗНИ У ЛЮДЕЙ И НАРОДОВ
АГОНИЯ ХРИСТИАНСТВА
Перевод с испанского, вступительная статья и комментарии Е.В. Гараджа
313
«Христианскость» - исп. cristiandad.
314
Sola fide - только верою (спасется человек) (лат.). Слова Мартина Лютера и лозунг лютеранской Реформации. «Оправдание верою» противопоставляется католическому «оправданию делами».
315
Religio quoe non religat - религия (связь), которая не связывает (лат.).
316
Мальтус Томас Роберт (1766-1834) - английский священник и экономист, автор труда «Опыты о законе народонаселения, влияющем на будущее усовершенствование общества, с замечаниями по поводу размышлений м-ра Годвина, м-ра Кондорсе и других авторов» (1798), в котором утверждал, что население растет быстрее, чем общественное благосостояние; следовательно, общественный прогресс всегда будет иметь границы. Предлагал поэтому посильное «воздержание» от деторождения.
317
Янсений - голландский богослов (17 в,). Положил начало религиозно-философскому течению в католицизме, которое восприняло некоторые черты кальвинизма (в догмате о предопределении). Янсенисты резко выступали против иезуитов. Янсенизм распространился главным образом во Франции (центр - Пор-Рояль) среди буржуазных кругов и части аристократии (потерял значение к середине 18 в.). Осужден папством.
318
Кайзерлинг Герман (1880-1946) - немецкий писатель и философ-иррационалист, проповедовал возвращение х целостности бытия через обращение к восточной мудрости («Путевой дневник философа», 1919).
319
Volkgeist, «народный дух немецких романтиков... - это понятие восходит х Гердеру и немецким романтикам, усиленно разрабатывалось в конце XIX в. немецкими лингвистами и психологами. Унамуно интересовался этими работами и использовал их для создания своего понятия интраистории.
320
Choses passees - Дела минувшие (франц.).
321
Альфред Луази (1857-1940) - священник, преподавал экзегетиху в Католическом ин-те в Париже, в 1893 г. снят за отрицание абсолютной безошибочности Библии, в 1909-26 гг. преподавал историю религии в Колледж де Франс. Лидер модернизма. Программная работа - «Евангелие и церковь» (Париж, 1902). Б 1908 г. отлучен от церкви. Проповедовал «религию человечности». В последний период выступал против идеи трансцендентности Бога. Умер непримиренным.
322
Арианство - течение в христианстве в 4-6 вв. Его зачинатель — священник Арий (ум. в 336) из г.Александрии. Ариане не принимали один из основных догматов христианской церкви о единосущности Бога Отца и Бога Сына. Согласно учению Ария, Христос как творение Бога Отца есть существо ниже Его стоящее. Арианство осуждено как ересь церковными соборами в 325 и 381 годах.
323
La Deesse France - богиня Франция (франц.).
324
Сен-Сиран (Жан Дювержье, аббат, 1581-1643) - французский священник, по происхождению баск, родом из Байонны, ученик и соратник Корнелия Янсениуса. Сен-Сиран превратил парижское аббатство Пор-Рояль в центр янсенизма, религиозного течения внутри католической церкви, сближавшегося с протестантизмом.
325
Боссюэ Жан-Бениль (1627-1704) - французский священник, писатель и ритор. Определял религиозную политику Луи XIV, яростно боролся против протестантизма, в 1682 г. утвердил декларацию о галликанских свободах. Боролся с квиетизмом Фенелона.
326
Мадзини Джузеппе (1805-72) - вождь республиканско-демократического крыла итальянского Рисорджименто. Основатель «Молодой Италии». Активный участник Революции 1848-49 гг., глава правительства Римской Республики 1849 г., в 1860 г. один из организаторов похода «Тысячи». Призывая к национальному освобождению Италии и ее объединению революционно-демократическим путем, считал участие в освободительной борьбе религиозным долгом каждого итальянца.
327
Бог, который в одиночестве удалился на гору, когда толпы народа хотели провозгласить Его царем... - «Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять Его и сделать царем, опять удалился на гору один» (Ин. VI, 15).
328
О Карлистской войне 1873-1876 гг. Унамуно сохранил детские впечатления и позднее описал эти события в новелле «Мир в войне» (Paz en la guerra, 1897), представив в ней баскский народ в гражданской войне, как личность в борьбе с самой собою.
329
Это же самое имя носят по материнской линии мои дети... - Унамуно был женат на Кармен Лисаррага.
330
У евреев «Первая книга Царей» - это Третья книга Царств в Библии.
331
Ratio - разум (лат.).
332
Vemunft - здравый смысл (нем.).
333
Phantasia non homo - не человек, а сказка (лат.).
334
Альфред де Виньи (1797-1863) - франц. писатель-романтик.
335
Гете говорил о Мефистофеле, как о злой силе, которая... - «Творит добро, всему желая зла» (пер. Б.Пастернака).
336
Поль Бурже(1852-1935) - французский писатель. В романе «Ученик» (1889) отвергал гуманность разума» противопоставляя ему религиозную мораль.
337
Поль Валери (1871-1945) - французский поэт. Основные темы философской лирики («Юная Парка», «Морское клатбище», «Очарования») - размышления о сущности познания и природе творчества.
338
Луи Вейо - воинствующий церковник середины XIX века.
339
«Croire еn Dieu» и «Croire a Dieu» - «верить в Бога» и «верить Богу».
340
Эразм Роттердамский (1469-1536) - гуманист эпохи Возрождения (глава «северных гуманистов»), филолог, писатель. Сыграл значительную роль в подготовке Реформации, но не принял ее.
341
Пелагий (ок. 360 - после 418) - христианский монах, зачинатель пелагианства, учения, распространившегося в странах Средиземноморья в 5 в.; в противовес концепции благодати и предопределения Августина пелагианство делало акцент на нравственно-аскетическом усилии самого человека, отрицая наследственную силу греха. Осуждено как ересь на третьем Вселенском соборе (431).
342
Учение Святого Августина о благодати - блаж. Августин, утверждая, что после падения грех в человеке стал господствующим началом, что свобода к добру утрачена и на место ее явилась неизбежность греха, понимал благодать как силу внутреннюю, которая производит в душе грешника само желание добра независимо от его воли и помимо всяких заслуг; Августин определял поэтому благодать как внушение доброй воли и, поскольку воля определяется познанием, поскольку, другими словами, мотив к доброделанию дается верою, присваивал благодати и самое созидание веры как принципа, которым обусловливается все то, что благодать производит в человеке (отсюда его: все, что не от веры, - грех). Следствием такого воззрения являлось у Августина то положение, что благодать действует непреодолимо, побеждает даже и противоборствующую волю; а на естественный в этом случае вопрос, почему же веруют и спасаются не все, - прямым и последовательным ответом явилось учение о безусловном предопределении.
343
Virtus - добродетель (лат.). Virtus, а также производные от него virtQ итальянского Возрождения и virtue английского Возрождения обозначают качество тех, кто соединяет в себе мужскую стойкость и нравственное благородство.
344
Furor theologieus - богословское неистовство (лат.).
345
Putabat se colleum Jovis tenere - полагал, что держит Юпитера за ... (лат.).
346
Абулия (от а - отрицательная частица и греч. βουλή) - воля, болезненное безволие, отсутствие желаний и побуждений к деятельности).
347
И.К.Юсман (1848-1907) - французский новеллист. В своем творчестве эволюционировал от натурализма к христианскому мистицизму.
348
Амьель Энрике Федерико (1821-81) - швейцарский писатель. Его «Интимный дневник» привлек внимание Унамуно, видевшего в биографическом жанре непосредственного предшественника своей «нивольГ, экзистенциальной новеллы, которая и должна быть, по его замыслу, не чем иным, как духовной биографией конкретного человека «из плоти и крови», историей его духовной драмы.
349
Святой Хуан де ла Крус (1542-91) * испанский мистик, одна из крупнейших фигур в кастильской лирике. Главные произведения: «Восхождение на гору Кармел», «Темная ночь души», «Пламя живой души», «Духовный гимн». Оказал значительное влияние на Унамуно.
350
Франсуа Фенслон (1651-1715) - французский прелат и писатель либерального направления мысли. В книге «Диалоги мертвых», а также в утопическом романе «Приключения Телемаха» высказывает идеи квиетизма; выступил в защиту Ж.М.Гюйон, осужденной церковной комиссией, возглавляемой Боссюэ, за «безнравственное еретическое учение» - квиетизм.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "О трагическом чувстве жизни"
Книги похожие на "О трагическом чувстве жизни" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Мигель Унамуно - О трагическом чувстве жизни"
Отзывы читателей о книге "О трагическом чувстве жизни", комментарии и мнения людей о произведении.