Мигель Унамуно - О трагическом чувстве жизни
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "О трагическом чувстве жизни"
Описание и краткое содержание "О трагическом чувстве жизни" читать бесплатно онлайн.
Miguel de Unamuno
Del sentimiento trágico de la vida en los hombres y en pueblos. Madrid, 1913.
La agonia del cristianismo, Madrid, 1925
МИГЕЛЬ ДЕ УНАМУНО
О ТРАГИЧЕСКОМ ЧУВСТВЕ ЖИЗНИ У ЛЮДЕЙ И НАРОДОВ
АГОНИЯ ХРИСТИАНСТВА
Перевод с испанского, вступительная статья и комментарии Е.В. Гараджа
В своем «Опыте о равнодушии в вопросах религии» Ламенне ищет новых доказательств истинности католичества и находит их во всеобщем признании. Критерий истины, по мнению Ламенне, лежит не в индивидуальном уме, как полагает философия, а в убеждении народов.
187
Ср.: «Ты бы не искал Меня, если бы Я не был в тебе» («Ты не стал бы искать Меня, если бы уже не обрел Меня»). Блез Паскаль. Мысли. XXIII: VII.
188
молиться всем богам и богиням (греч.).
189
Унитаризм - антитриннтаризм вообще и протестантский антитринитаризм в узком смысле.
190
Социанская ересь отвергает догмат о Троице и божественность Христа.
191
Ens realissimum - наиреальнейшее сущее (лат.).
192
Pater noster - Отче наш (лат.).
193
Точная цитата: «Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога»» (Псалом 13, 1).
194
Sanctiusque ас reverentius visum de actis decrum credere quant scire. (Tacito, Germania,34) - "...благочестивее и почтительнее безоговорочно верить в содеянное богами, чем тщиться его познать» (Корнелий Тацит. Соч. в 2-х т. Т. 1. М., 1993. С. 367).
195
Здесь играют испанские слова: сrееr (верить) и сrеаr (творить).
196
Курно (Cournot) Антуан-Огюстен (1801-1877) - французский математик, известный своими трудами в области теории вероятности.
197
По окончаньи речи, вскинув руки и выпятив два кукиша, злодей воскликнул так: «На, Боже, обе гатухи! “ (пер. М.Лозинского).
198
Vaudeville - водевиль (франц.).
199
Брат Хуан де лос Анхелес (1536-1609) - испанский францисканский мистик, автор знаменитых Диалогов о завоевании духовного и сокровенного царствия Божия (Dialogos de la conquista del espiritual у secreto reino de Dios).
200
πάντα έν πάσι - «Да будет Бог все во всем» (1 Кор. 15, 28).
201
«Ад» пожалуй, оно и всего уместнее для человека, которому предстоит переселиться в иные края, - размышлять о своем переселении и пересказывать предания о том, что ждет его в конце путешествия» (Платон. Собр. соч. в 4-х т. т. 2. С. 11).
202
est enim pietas iustitia adversum deos - благочестие есть справедливость по отношению к богам (лат.).
203
Мигель де Молинос (1628-1691) - испанский гетеродокс, чья доктрина, так называемый молиносизм, представлена в его «Духовном руководителе», трактате, оказавшем большое влияние на его эпоху и послужившем фундаментом для квиетизма. Приговорен к пожизненному тюремному заключению, отрекся от своих доктрин.
204
Реrтапеrе animos arbitratur consensu nationum omnium (Tuscul Quaest., XVI, 36) - Все народы признают, что душа сохраняется (после смерти) (лат.) (Цицерон).
205
Баск Нуньес де Балбоа (1475-1517) - испанский конкистадор.
206
Познай самого себя! - надпись на фронтоне Дельфийского храма.
207
Карлейль Томас (1795-1881) - английский публицист, историк, философ. См.: Карлейль Т. Теперь и прежде. М., 1994. В письмах и статьях Унамуно 90-900-х годов часто упоминается знаменитая книга Карлейля «Герои, культ героев и героическое в истории».
208
Сенека Луций Анней (ок. 4 до н.э.-65 н.э.) - римский политический деятель, философ и писатель, представитель стоицизма. Воспитатель Нерона; по приказу Нерона покончил жизнь самоубийством. Презрение к смерти, проповедь свободы от страстей отличают его философско-этические произведения «Письма к Луцилию», трактаты и полные риторического пафоса трагедии «Эдип», «Медея» и др.
209
Ista moliri - прожить заново (лат.).
210
Как человек, который видит сон
И после сна хранит его волненье,
А остального самый след сметен,
211
Таков и я, во мне мое виденье
Чуть теплится, но нега все жива
И сердцу источает наслажденье;
(Рай XXXIII, 58, 61, перевод М.Лозинского).
212
Так топит снег лучами синева;
(Рай XXXIII, 64)
213
Passione impressa - произведенное волненье (итал .).
214
О.Гратри (Альфонс) (1805-1872) - французский философ и священник, автор трактата «О познании Бога».
215
Коши Огюстен Луи (1789-1857) - французский математик, ин. поч. ч. Петерб. АН (1831). Один из основоположников теории аналитических функций. Автор трудов по теории дифференциальных уравнений, математической физике, теории чисел, геометрии, а также классических курсов математического анализа.
216
Папини Джованни (1881-1956) - итальянский писатель, публицист, переводчик и пропагандист произведений Унамуно в Италии. Прошел путь от анархистского бунтарства к католицизму. Автор книг: «Трагическая ежедневность» (1906), «История Христа» (1921), «Живой Данте» (1933) и др.
217
Антонио Мачадо (1875-1939) - один из самых значительных испанских поэтов XX века.
218
Эспронседа Хосе де (1808-1842) - испанский поэт-романтик.
219
Aqui para vivir еп santa cdma, о sobra la materia о sobra abna (ucn.).
220
Материя, согласно Школе, являющаяся принципом индивидуации... - термин «принцип индивидуации» встречается впервые у Фомы Аквинского в одноименном сочинении De principio individuationis. В средневековой схоластике принципом индивидуации называется постулат об онтологических началах (основах) индивидуации. С точки зрения концептуализма, типологические различия вещей создает форма, а индивидуальные - материя; реализм основой индивидуации считал не материю, а форму, которая создает неповторимость и «отделенность» вещей; номинализм начала индивидуации усматривал во внешних характеристиках вещи - ее положении во времени и пространстве, а также в ее имени, - и все объективно сущее считал индивидуальным, даже абстракции, поскольку они суть материальные знаки вещей.
221
Ориген (ок. 185-253 или 254) - знаменитый христианский богослов и философ, представитель ранней патристики. Если в догматическом смысле под апокатастасисом понимали предстоящее обращение всех людей в христианскую веру и обретение святыми вечного блаженства в царстве славы, после Страшного Суда и преображения всего мира, то Ориген понимал под апокатастасисом обращение всех существ, не исключая и дьявола. В 6 в. Церковь отвергла это представление как «оригеновскую ересь» и твердо стояла за вечность наказаний нечестивых в аду. Тем не менее представление это проявлялось опять в 9 в. у Иоанна Скота Эриугены, в 19 в. - в так называемом примирительном богословии.
222
Эвмениды Эсхила - трагедия в составе поставленной впервые в 458 и единственной дошедшей до нас полностью трилогии «Орестея» («Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвмениды»), повествующей о кровавых преступлениях зловещего рода Атридрв.
223
«Боже мой! Боже мой! почему Ты меня оставил?» (Матф. XXVII, 46).
224
«Все существующее - каждое в отдельности - хорошо, а все вместе очень хорошо, ибо все Бог наш «создал весьма хорошо» (Августин. Исповедь. Кн.7, X3I, 18. С. 181).
225
Франклин Бенджамин (1706-1790) - американский просветитель, государственный деятель, ученый.
226
«Все будут замкнуты - ответ мне был, Когда вернутся из Иосафата В той плоти вновь, какую кто носил. Здесь кладбище для веривших когда-то, Как Эпикур и все, чю вместе с ним, Что души с плотью гибнут без возврата» (пер. М.Лозинского).
227
Шарль Бонне (Bonnefon) - швейцарский натурфилософ 18 в., сторонник преформизма.
228
Фридрих Кристофор Этингер (1702-1782) - немецкий писатель; был пастором в Вюртемберге. Основная идея Этингера - жизнь всего мира, одушевление всех вещей. Духовные силы пронизывают вселенную; в человеке они выражаются в sensus communis, который является органом понимания всего духовного в мире. Истинное понимание вселенной может иметь только тот, кто умеет соединить в одно целое учение Св. Писания, показания природы и собственный разум. Мистицизм Этингсра опирается, с одной стороны, на Св. Писание, с другой - на сочинения Я.Беме и Сведенборга и каббалу, он имеет специфическую окраску - алхимическую и магическую.
229
Lasciate ogni speranza - оставь надежду всякий (ит.). «Оставь надежду всяк сюда входящий! “ (пер. Пастернака). «Входящие, оставьте упованья! “ (пер. Лозинского).
230
Оливер Венделл Холмс (1809-1894) - американский романист и эссеист.
231
Человек обречен на гибель. - Пусть так, но погибнем, сопротивляясь, и если нам уготовано небытие, то постараемся, чтобы оно не было заслуженным (Сенанкур. Оберман. Письмо ХС).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "О трагическом чувстве жизни"
Книги похожие на "О трагическом чувстве жизни" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Мигель Унамуно - О трагическом чувстве жизни"
Отзывы читателей о книге "О трагическом чувстве жизни", комментарии и мнения людей о произведении.