Уолтер Элвелл - Теологический энцеклопедический словарь

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Теологический энцеклопедический словарь"
Описание и краткое содержание "Теологический энцеклопедический словарь" читать бесплатно онлайн.
Составитель словаря — У. Элвелл, профессор богословия Уитон Колледжа — одного из лучших христианских университетов США.
Словарь включает 1200 статей и содержит не только богословскую, но и историческую, биографическую, а также другую полезную справочную информацию. Словарь написан доступным языком. Он интересен специалистам и понятен непрофессионалам. В его подготовке участвовали около двухсот человек, взгляды которых могли не во всем совпадать, и это лишь подтверждение того, что в современном христианском сообществе существует немало разногласий. Однако ни одна из фундаментальных ценностей христианской веры не подвергается сомнению.
См. также: Пятидесятничество; Духовные дары; Крещение духом; Языков, дар (Глоссолалия).
Хартсхорн, Чарльз
сш.: Теология процесса.
Хатчинсон, Энн (Hutchinson, Anne, 1591-1643).
Одна из самых ярких личностей в ранней религиозной мысли Новой Англии. Теологические воззрения привели ее к серьезному конфликту с пуританскими властями. В 1634 г. она переехала в Массачусетс вслед за своим духовным наставником, английским пастором Дж. Коттоном, к-рый годом раньше покинул Англию и поселился в Бостоне. Коттон придавал особое значение действию свободной благодати Божьей и в этом плане оказал на нее сильное влияние. Оказавшись в Новой Англии, она стала устраивать еженедельные собрания, на к-рых обсуждалась последняя воскресная проповедь Коттона, а миряне призывались к благочестивой жизни. Все шло хорошо, пока не пошли слухи о том, что Энн Хатчинсон тяготеет к антиномизму, т.е. считает, что христианам не нужен закон. На собраниях она говорила, что верующий обретает Св. Духа и потому не связан законом; более того, одно лишь соблюдение внешних законов (к примеру, законов Массачусетса) совсем не означает, что он - настоящий христианин.
В своих теологических воззрениях Энн Хатчинсон опиралась на проповеди Дж. Коттона и на собственное знание Библии. По сути дела, она развивала вполне приемлемые, пусть и формально не зафиксированные пуританские концепции спасения. Трудность была в том, что ее идеи создавали потенциальную угрозу пуританскому пути Новой Англии. Если каждый верующий живет только по благодати, каким образом они вместе смогут построить общество, кро-го так страстно жаждали пуритане? Вскоре лидеры Массачусетса потребовали у Энн Хатчинсон объяснений.
На протяжении многих дней она стойко отвечала на вопросы самых опытных пасторов и судей, тщательно аргументируя свои рассуждения ссылками на Св. Писание и приводя логически неопровержимые доводы. Казалось, ей уже удалось убедить своих оппонентов, но тут она совершила роковую ошибку, заявив, что Св. Дух говорит с ней напрямую, а не через Св. Писание. Этого лидеры Массачусетса стерпеть не могли, и в 1638 г. Энн Хатчинсон вместе со своими последователями была исключена из общины. Сначала она перебралась в РодАйленд, потом на ЛонгАйленд и, наконец, отправилась в глубь территории штата НьюЙорк. Здесь ее и почти всю семью убили индейцы. Один из ее потомков, Т. Хатчинсон, стал последним губернатором колониального Массачусетса - той самой колонии, откуда за много лет до этого изгнали талантливейшую женщину колониальной Америки, замечательного теолога, какими бы спорными ни были ее воззрения.
М. A. NoLL(nep. Ю.Т.) Библиография: Е. Battis, Saints and Sectaries: Anne Hutchinson and theAntinomian Controversy in the Massachusetts Bay Colony; D. D. Hall, ed., The Antinomian Controversy; 1636-1638: A Documentary History.
Хвала (Praise).
Библия насыщена хвалой и формулами богопочитания. Воздавая хвалу Богу, Его создания приносят Ему дань восхищения, поклоняются Его личности и благодарят за милости и щедроты. Ангелы, превосходящие всех силой, благословляют Бога (Пс 102:20). Во время рождества Христова они славят Бога (Лк 2:13-14). В дни грядущей скорби они восславят Агнца: "Достоин Агнец закланный..." (Откр 5:11-12).
Израиль возносит хвалу Господу, особенно в "хвалебных псалмах" (Пс 112:17). Не только Израиль, но и все, кто служит Богу, небо и земля, моря и все, что в них, т.е. "всякое дыхание" должно хвалить Господа (Пс 134:1-2; 69:34; Пс 150:6).
Бога можно хвалить на музыкальных инструментах и в песнопениях (Пс 150:3-5; 103:33). Хвала может выражаться в жертвоприношении (Лев 7:13), свидетельстве (Пс 65:16) и молитве (Кол 1:3). Хвала может быть народной и личной (Пс 95:3); хвала может быть внутренним порывом или выражаться в слове, исходить из уст(Пс 50:17). Бога славят за спасение (Пс 39:11) и величие Его дел (Откр 15:3-4). Его восхваляют за величие(Пс 103:1)исвятость(Ис6:3).
йногда восхваляют человека, когда он достоин (Притч 31:28,31) или недостоин похвалы (Мф 6:2). Ап. Павел искал славы Господней, а не хвалы людской (1 Фес 2:6), но признавал хвалу как дань уважения за благовествование (2 Кор 8:18). Такая хвала может побудить человека к святой жизни (Флп 4:8).
Нельзя "уничтожать" хвалу и славословие, ибо Бог сказал: "Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня..." (Пс 49:23). Всякое верующее сердце, крое размышляет над Его делами (Пс 76:11-14), перечисляет Его благодеяния (Пс 102:2) и благодарит Бога за Его неизреченный дар (2 Кор 9:15), видит в этом не только свой долг, но и радость.
G. В. Stanton (пер. А. К.)
Хвалебный гимн, Прославление
см.: Службы суточного круга.
Хваление (Boasting).
Взгляд Библии на хваление выражен в словах: "да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я - Господь, творящий милость, суд и правду на земле..." (Иер 9:23-24). ВЗ и НЗ отвергают восхваление самого себя и признают лишь хваление Бога, единственно достойного всякого восхваления. Теологические предпосылки этого взгляда сводятся к следующему: 1) различие между тварью и Творцом; 2) представление, согласно крому все, что человек делает и что он собой являет, - дар от Бога (1 Кор 4:7), все, что Бог делает и что Он собой представляет, присуще Ему самому. Человек, хвалящийся собой, претендует на хвалу и славу, к-рые принадлежат Богу; это - надменность (ср. Иак 4:16). Человек, хвалящийся Богом, воздает Богу хвалу и славу, к-рые по праву принадлежат Ему.
Как видно из приведенного нами отрывка (Иер 9:23-24), одно и то же слово может употребляться для самовосхваления человека, на крое налагается запрет (напр., 3Цар 20:11; Пс9:24; 48:7; 51:1; 96:7; Притч 20:14; 25:24; 27:1)и дляхваления, крое поощряется (напр., Пс 33:3; 43:9). Соответствующие слова, к-рые встречаются чаще всего, это - евр. корень halal и греч. kauchaomai (в негативном смысле - 1 Кор 3:21; Иак 4:16; в позитивном- 2 Кор 1:12; 2 Фес 1:4). Прочие слова со сходным значением - напр., alaz в НЗ - используются в негативном смысле (Рим 1:30; 2ТимЗ:2).
Чаще всего в НЗ к проблеме хваления обращается ап. Павел - из 63 случаев употребления слова kauchaomai и родственных с ним ему принадлежит 57(5 раз это слово встречается у Иакова и один раз в Евр). Ап. Павел отвергает всякое хваление перед Богом своей праведностью, мудростью или положением (Рим 2:23; 3:27; 4:2; 1 Кор 1:29; Еф 2:8-9). Для него единственное приемлемое хваление заключено в словах, на к-рые он ссылается: "Хвалящийся хвались Господом" (Иер 9:24; цит. в 1 Кор 1:31). Хваление Господом "через Господа нашего Иисуса Христа" (Рим 5:11)и "крестом Господа нашего Иисуса Христа" (Гал 6:14) охватывает все аспекты Божьего участия в жизни человека, в силу чего и они становятся поводом для хваления Богу и благодарности Ему. Так, напр., ап. Павел хвалится отдельными церквями (2 Кор 1:14; 7:4,14; 8:24; Флп 2:16; 1 Фес 2:19; 2 Фес 1:4) и даже благодатью Божьей, крую Бог даровал ему (2 Кор 1:12); поступая так, он воздает хвалу Богу за то, что Бог сделал.
G.W. Knight, III (пер. в. Р.)
Библиография: Н.С. Hahn, NIDNTT, I, 227-29.
См. также: Слава; Гордыня.
Хемниц, Мартин (Chemnitz, Martin, 1522-1586).
Теолог, сыгравший ведущую роль в упрочении лютеранства после смерти Лютера. Популярное изречение гласит: Si Martinus поп fuisset, Marti-nus vixstetisset ("Если бы не пришел Мартин [Хемниц], то вряд ли бы сохранился Мартин [Лютер]").
Хемниц родился в Трёйнбритцене, недалеко от Виттенберга. Уже в детстве он проявил необыкновенную одаренность, и его послали в Виттенберг в латинскую школу. Чтобы помочь семейному предприятию (они были портными), Хемниц оставил школу, но позже продолжил обучение в Магдебурге (1539-42). В 1545 г. поступил в Виттенбергский университет, где учился у Филиппа Меланхтона. Когда в результате Шмалькальденской войны Виттенберг капитулировал, Хемниц перебрался в Кёнигсберг, где получил степень магистра. Именно здесь у него проявился глубокий интерес к теологии. В Кёнигсберге Хемниц стал библиотекарем в герцогской библиотеке. В1554 г. его пригласили преподавать на философском факультете в Виттенберге; переполненные студенческие аудитории свидетельствовали о его преподавательском даре. Однако в скором времени он переехал в Брунсвик, чтобы стать проповедником и коадъютором суперинтендента лютеранских церквей. До самой смерти он самоотверженно служил в Брунсвике.
Хемница справедливо считают выдающимся проповедником и церковным деятелем. Однако основная его заслуга - в той важной роли, крую он сыграл в спорах между Римскокатолической церковью и церквями, приверженными Аугсбургскому исповеданию, а также в протестантских межцерковных спорах после смерти Лютера. Результатом полемики с католиками стало его "Исследование" (Ехатеп) канонов и установлений Тридентского собора. Стремясь помочь разрешению внутрипротестантских споров, Хемниц принял активное участие в разработке и принятии Формулы согласия (1577).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Теологический энцеклопедический словарь"
Книги похожие на "Теологический энцеклопедический словарь" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Уолтер Элвелл - Теологический энцеклопедический словарь"
Отзывы читателей о книге "Теологический энцеклопедический словарь", комментарии и мнения людей о произведении.