Виктор Шепель - Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология для менеджеров

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология для менеджеров"
Описание и краткое содержание "Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология для менеджеров" читать бесплатно онлайн.
Данная книга — профессиональная энциклопедия для менеджера. Ее информационный банк составляет более шестидесяти теоретико-прикладных дисциплин. Из огромного количества теоретических и фактических данных отобраны, интегрированы и адаптированы те человековедческие знания и умения, которые необходимы каждому менеджеру. Они составляют менталитетную основу его деловых успехов и устойчивого рейтинга.
"Великолепное трио". Удостовериться в том, насколько неоднозначно понятие "организация", можно при рассмотрении следующей гносеологической конструкции: научная организация производства — НОП, научная организация труда — НОТ, научная организация управления — НОУ.
Научная организация производства сориентирована на создание технико-технологических условий жизнедеятельности предприятия. Она предстает в виде надежно функционирующих производственного оборудования и технологий, упорядоченных технико-организационных взаимосвязей работников. В НОПе значительное место занимают материально-техническое снабжение и экономическое обеспечение.
Научная организация труда направлена на построение функциональных отношений, их совершенствование и демонтаж. Возможности научной организации труда обусловлены технико-технологическим состоянием предприятия, его экономическим потенциалом, личностными характеристиками персонала.
Научная организация управления представляет комплекс идеологических и философских подходов, технических, экономических, социальных средств, обеспечивающих научную организацию производственного процесса и труда как системообразующих агентов предприятия, способствуя их взаимодействию и достижению наилучшего морально-психологического и экономического эффекта. НОУ — требование к реальному существованию предприятия. Без него оно может предстать в виде помещения, технического оборудования и людей, то есть как набор необходимых условий для его функционирования. И только. Для обеспечения выпуска целевой продукции или выполнения конкретных заказов необходимо научно-организованное управление.
Итак, благодаря социологической рентгеноскопии промышленное предприятие высвечивается как сложная социальная организация.
С точки зрения социологии, организация — воспроизводство многоликих общественных и индивидуальных отношений. На предприятии только технологические процессы осуществляются по законам "мертвого тела". Все другие процессы — регулирование технологий, организация труда, экономическая деятельность, деловое и другие виды общения — это огромный массив человеческих отношений. Они играют определяющую роль в функционировании производства. Любая управленческая акция — это прежде всего организация разнообразных человеческих контактов и взаимосвязей. Такова методологическая матрица осмысления руководителем своих профессиональных действий как реальных, так и виртуальных.
Приходя на производство, люди в силу объективной необходимости выстраивают определенные отношения с имеющейся там техникой и технологией. Из-за субъективных потребностей и возможностей они придают этим отношениями личностно-групповой характер. Таким образом, первые отношения объективны по своему происхождению и функционируют как объектно-субъектные. Вторые субъективны по своему генезису и функционируют как субъектно-объектные.
Чем лучше воссоздается и регулируется вся совокупность человеческих отношений на предприятии, тем реалистичнее ожидания получения экономической выгоды, успешного выполнения своих функциональных предназначений руководителями. Конечно, при этом необходимо помнить о соответствующих экологических и антропологических проблемах, которые должны быть предметом постоянного внимания всех видов НОУ: технологического, экономического и особенно социального управления.
Поле человековедческой деятельности управленияГносеологический аспект. Существуют различные точки зрения по поводу того, что является полем человековедческой деятельности управления. Его очерчивание чрезвычайно важно для определения задач и функций данного вида деятельности управления, создания соответствующих технологий их реализации. Гносеологически верное решение этой проблемы позволяет объективно установить, какова должна быть теоретическая и практическая человековедческая подготовка менеджера.
Предприятие приводится в движение прежде всего административным управлением. Или, согласно концепции Анри Файоля, линейным управлением (вертикальным), которое вкупе с функциональным (горизонтальным) управлением составляют его воздействующий механизм. Таковым управленческий механизм становится благодаря воспроизводству многочисленных человеческих отношений. Вот они и образуют поле человековедческой деятельности управления, благодаря которой обеспечивается жизнедеятельность любого предприятия.
Возможна многомерная гносеологическая характеристика этих отношений: по природе "их происхождения — объективные и субъективные, по механизму их взаимодействия — объектно-субъектные и субъектно-объектные. Такова типология человеческих отношений, существующих в пространстве промышленного предприятия. Фиксируемыми их проявлениями являются технологические и экономические отношения (объективные и объектно-субъектные), а также духовно-социальные отношения (субъективные и субъектно-объектные).
Технологические, экономические и социальные отношения — это разные по содержанию и формам проявления отношения, которые складываются между людьми. Их качественные отличия предопределяют необходимость специализированной управленческой деятельности. Гносеологически это можно представить в виде следующих подсистем научно-организованного управления:
— технологического управления, занимающегося решением материально-технических задач;
— экономического управления, занимающегося решением экономических задач;
— социального управления, занимающегося решением социальных задач.
Названные виды управления вмонтированы в одну систему (НОУ), а потому взаимодействуют и дополняют друг друга. С усложнением технико-экономических характеристик предприятия оно становится важнейшим механизмом ортобиозации условий труда, полноценного проявления каждым работником своих личностно-деловых качеств. В конечном итоге все это способствует повышению конкурентоспособности предприятия.
Представьте на какой-то миг себя Гулливером, попавшим в страну Лилипутию. Вообразите, что вы с высоты своего роста опустили руку в одно из лилипутских предприятий и нащупали в нем имеющиеся между людьми взаимосвязи. Вырвали их. К чему это привело? К полной остановке предприятия. В нем все есть для его функционирования: помещение, сырье, техника, люди. Но нет между ними живых нитей, т. е. общественных отношений, благодаря которым срабатывает механизм взаимодействия перечисленных составляющих предприятия.
Ориентированность предприятия на создание товарной продукции не должна порождать технократических иллюзий, которые проявляются в менеджерской деятельности в виде предпочтительного внимания к технико-экономическим проблемам. Предприятие жизнедеятельно при участии людей. С ростом их культурно-образовательного потенциала, демократизации общества, усилением деятельности средств массовой информации по защите гражданских прав возрастает их личностное и коллективное самосознание. Это требует от социального управления масштабного овладения гуманитарными технологиями, четкого обозначения нравственных приоритетов во всей управленческой деятельности.
Человековедческая предметность управления. Содержательно духовно-социальные отношения многообразнее и богаче по формам проявления, чем технико-экономические отношения. Следует иметь в виду, что духовно-социальные отношения менее устойчивы и неодномерны по сравнению с технико-экономическими. Поэтому возникают определенные трудности в познании условий и причин их существования. Тот факт, что духовно-социальные отношения создаются человеком и существуют только при его наличии, обусловливает огромный спектр условий и причин их появления. Причем часто непредсказуемых и алогичных.
Для иллюстрации рассмотрим рад нестандартных условий и причин образования духовно-социальных отношений.
Известный юморист М. Задорнов как-то сказал: "Чем больше людей в зале, тем тупее зрительская реакция: смеются над более плоскими шутками". Итак, количественная характеристика аудитории слушателей оказывает влияние на характер духовно-социальных отношений. Другой пример: вокруг подростка-наркомана быстро формируется группа в 8-10 человек. В данном случае можно говорить о человеческой зависимости. Композитор Вагнер был еще и прекрасным социальным архитектором. О чем свидетельствует созданный им оригинальный оперный театр: зрительный зал спроектирован в виде амфитеатра, а в глубокой оркестровой яме оркестранты не видны зрителям. Приближение зрителей к сцене, глубокая оркестровая яма, отсутствие света — все это, по мнению посетивших данный оперный театр, создает во время исполнения музыкальных произведений изумительное духовное единение как самих зрителей, так и их с артистами.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология для менеджеров"
Книги похожие на "Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология для менеджеров" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Виктор Шепель - Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология для менеджеров"
Отзывы читателей о книге "Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология для менеджеров", комментарии и мнения людей о произведении.