Виктор Шепель - Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология для менеджеров

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология для менеджеров"
Описание и краткое содержание "Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология для менеджеров" читать бесплатно онлайн.
Данная книга — профессиональная энциклопедия для менеджера. Ее информационный банк составляет более шестидесяти теоретико-прикладных дисциплин. Из огромного количества теоретических и фактических данных отобраны, интегрированы и адаптированы те человековедческие знания и умения, которые необходимы каждому менеджеру. Они составляют менталитетную основу его деловых успехов и устойчивого рейтинга.
Беседы-интервью. Это выявление посредством личного вербального контакта с работником его настроения, интересов, жизненных нужд, мнения о делах коллектива. При подготовке к беседе-интервью важно продумать ее цель, логику вопросов, форму и манеру разговора с учетом индивидуальных качеств собеседника. При интервьюировании желательно не делать каких-то записей, чтобы не придать официальный характер беседе, хотя иногда записи необходимы. Беседы-интервью проводятся как индивидуальные, так и групповые.
Наблюдение. Практически каждый менеджер пользуется этим методом изучения людей. Встречаясь с ними, обходя их рабочие места, участвуя в служебных совещаниях, он визуально фиксирует определенный фактический материал. Например, состояние организации труда, характер взаимоотношений работников, их мимику при деловом общении. Это помогает глубже изучать людей, объективнее оценивать сложившуюся в коллективе деловую и морально-психологическую обстановку. Велика роль наблюдения как метода получения информации при индивидуальном общении. Фиксируя, какое воздействие оказывают на работника слова, произносимые во время беседы, руководитель может по ходу вносить коррективы в свое поведение, использовать те или иные методы воздействия.
Анкетный опрос. Проводится периодически и целенаправленно. Анкетный опрос эффективен для выявления массового настроения людей и их общественного мнения, при подготовке и завершении какого-то важного для коллектива мероприятия. Например, при переводе на новую систему экономического стимулирования, освоении прогрессивных технологий, при оценке деятельности управленческих структур делового социума, причин текучести кадров, личного имиджа руководителей.
Анкета представляет собой набор вопросов, обобщенные ответы на которые позволяют количественно выразить мнение людей по какому-то факту или явлению. Анкеты бывают с "закрытыми" и "открытыми" вопросами.
При "закрытом" анкетировании опрашиваемому предлагают конкретные ответы на вопросы, из них он должен выбрать нужный, соответственно ответив утвердительно (да) или отрицательно (нет).
При "открытом" анкетировании опрашиваемый может отвечать как хочет, по своему усмотрению. Каждый вариант анкеты имеет свои плюсы и минусы.
На практике анкеты часто носят комбинированный характер: состоят из "закрытых" и "открытых" вопросов.
В анкете важно соблюсти логику расстановки вопросов и правильно их сформулировать. Кроме того, желательно, чтобы в анкете было ограниченное количество вопросов.
Тесты. Это интересный психологический метод сбора, но который сегодня в несколько трансформированном виде используется как социологический инструмент сбора своеобразной информации.
В переводе с английского тест — это проба, испытание. Тесты состоят из вопросов или задач, имеющих определенную шкалу значения. Их практическая полезность — психологическая, нравственная, социологическая диагностика, в результате которой возможно стандартизированное определение качеств личности и социальных групп. Тесты широко используются при профессиональном отборе и подготовке кадров.
Использование тестов в социологам продуктивно вместе с другими методами сбора "живой" информации: контент-анализом, наблюдением, интервью, анкетным опросом. Благодаря наложению информации, полученной в результате применения названных методов ее сбора, можно рассчитывать, что результаты тестирования будут объективно истолкованы. Очень важно для проведения этой работы привлечь соответствующих специалистов: психологов, педагогов, социологов.
Социальный эксперимент. Суть его — активное вмешательство исследователя в жизненную ситуацию, которое осуществляется в целях преднамеренного манипулирования одной или несколькими переменными (факторами), и регистрация соответствующих изменений в поведении изучаемого объекта.
Социальный эксперимент может проводиться в естественных и лабораторных условиях. В первом случае, например, в производственной бригаде создаются какие-то новые условия труда (вводится новая система оплаты труда), затем фиксируется, какие происходят изменения в отношениях работников к труду и насколько они соответствуют поставленной цели эксперимента. При этом работники не знают, что проводится эксперимент. Во втором случае они заранее оповещаются об условиях эксперимента и активно в нем участвуют. Примером лабораторного эксперимента является проведение деловых игр, разбор ситуаций, в которых возможно прослеживание поведения людей.
Экспериментирование основывается на четком определении цели и конкретных задач, научном познании причинно-следственных связей тех процессов, на изучение которых он ориентирован. При экспериментировании важно прогностически предусмотреть возможные отрицательные результаты, подготовиться к принятию нужных конструктивных мер в критических ситуациях.
Учитывая, что социальный эксперимент проводится с людьми, надо тщательно к нему готовиться. Прежде всего наилучшим образом отработать гносеологический механизм его проведения: концепцию — гипотезу — версию — варианты.
Здесь лучше перестраховаться, чем проявить какую-либо небрежность. Желательно к его подготовке и проведению привлечь профессиональных социологов и психологов. Менеджеру будет легче выполнять свои социально-организаторские функции, кроме того, это повысит его человековедческую компетентность. И прежде всего — обеспечит грамотное социальное экспериментирование.
Новое направление работы руководителя. Появление на предприятии различных человековедческих служб требует четкого планирования их деятельности по проведению социальных исследований. Как правило, отсутствие должной координации в их работе приводит к недопустимым для делового социума непроизводительным накладкам. Реально это проявляется в отвлечении работников от работы, в нерациональных материальных затратах, в дублировании полученной информации. Все это вызывает раздражение у руководителей и у них появляется скептическое отношение к полезности подобных служб в их трудовом коллективе. Поэтому:
— при изучении социальных явлений недопустимо увлекаться каким-то одним социологическим методом, насколько бы ни были убедительны полученные результаты. Объективный "снимок" с изучаемого социального явления может быть получен при использовании нескольких социологических методов;
— проведение социологических исследований должно осуществляться по плану, без дублирования друг друга. Их полезность повышается, когда они проводятся профессионалами или общественным активом, который специально ознакомлен с методикой и техникой их организации;
— нельзя допускать некорректного использования результатов социологических исследований, как бы ни были выразительны факты и как бы ни хотелось руководителю их озвучить. Тем более когда речь идет о людях, их душевных состояниях, каких-либо ошибках.
Любое предприятие, государственный орган, общественная структура — это живой социальный организм. Достойное обращение с ним возможно при наличии у их руководителей соответствующих человековедческих знаний и умений, в структуре которых должное место занимает управленческая социология. По мере повышения человековедческой компетентности руководителей будет расти их деловой интерес к созданию различных социальных служб в трудовом коллективе. Управление ими — это новый аспект их человековедческой деятельности, от успешного освоения которого во многом будет зависеть ее успех.
Дидактический тренингСформулируйте (устно или письменно) ответы на следующие вопросы.
— Что является объектом и предметом социологии?
— Какова полезность использования социологических знаний в деятельности менеджера?
— Можно ли подсчитать экономический эффект социологического подхода в управлении предприятием?
— Разделяете ли вы (мотивированно) точку зрения автора о "ноле человековедческой деятельности" производственного управления?
— Раскройте содержание фундаментальных и прикладных функций социального управления.
Подготовьте с помощью специалиста программу социологического исследования "Резервы повышения эффективности труда" по следующей схеме:
— формулировка цели и задач исследования;
— утверждение цели и задач исследования. Выделение объекта и предмета исследования;
— уточнение операционных понятий, их эмпирическая интерпретация;
— подготовка концепции исследования. Гипотеза и версия исследования. Разработка варианта исследования;
— процедура исследования. Составление рабочего плана. Отбор методов сбора эмпирической информации;
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология для менеджеров"
Книги похожие на "Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология для менеджеров" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Виктор Шепель - Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология для менеджеров"
Отзывы читателей о книге "Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология для менеджеров", комментарии и мнения людей о произведении.