Виктор Шепель - Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология для менеджеров

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология для менеджеров"
Описание и краткое содержание "Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология для менеджеров" читать бесплатно онлайн.
Данная книга — профессиональная энциклопедия для менеджера. Ее информационный банк составляет более шестидесяти теоретико-прикладных дисциплин. Из огромного количества теоретических и фактических данных отобраны, интегрированы и адаптированы те человековедческие знания и умения, которые необходимы каждому менеджеру. Они составляют менталитетную основу его деловых успехов и устойчивого рейтинга.
— разработка логики разговора;
— подбор соответствующей аргументации;
— прогнозирование желаемого итога общения.
Практически по каждой позиции можно получить необходимые сведения, внимательно ознакомившись с изложенными в книге материалами в разделах по философии конвергентного менеджмента, управленческим дисциплинам по психологии, педагогике, этике, имиджелогии. Здесь же приведем практические советы Цицерона, согласно которым оратор должен:
— доказать истинность приводимых фактов и аргументов;
— доставить слушателю эстетическое удовольствие;
— воздействовать на его волю и поведение;
— пробудить их к активной деятельности.
В групповом общении в управленческой практике часто используются совещания, собрания, брифинги, переговоры. В этих видах коммуникационного общения многое заимствуется из риторического арсенала индивидуального общения. Вместе с тем в групповом общении широко применяются такие риторические технологии, как дискуссия и полемика, ориентированные на выяснение различных точек зрения, поиск истинного мнения, создание новых данных.
Обратим внимание на одно важное требование, заимствованное из математики. Есть понятия "необходимые условия" и "достаточные условия".
Первые — это те, без которых рассматриваемое утверждение не может быть верным. Его можно представить выражением: "Тогда и только тогда". Вторые — это те, при выполнении которых это утверждение заведомо верно. Его можно представить выражением: "Если и только если".
Так как в дискуссии и полемике всегда происходит столкновение мнений, то чтобы не превратить их в словесную перебранку или еще хуже — в непримиримое противостояние, напомним пожелание М.Монтеня: спор должен являть собой "интеллектуальное пиршество", а противные моим взглядам суждения не оскорбляют меня, а только возбуждают и подхлестывают мои умственные силы.
Методы словесного воздействия. Менеджер широко применяет такие риторические методы коммуникационного воздействия, как убеждение, внушение и подражание. О них уже говорилось в разделах книги, посвященных психологии, педагогике и этике. Здесь же рассмотрим именно их риторическую эффективность.
Убеждение. Это главный метод программно-целевого воздействия на сознательную сферу личности. Его назначение — активизация мышления личности при освоении информации, формирование у нее убежденности.
Метод убеждения воздействует на обыденное и теоретическое сознание. На уровне обыденного сознания в результате этого воздействия образуется понимание. В этом мыслительном образовании присутствуют представление о чем-то, вера в предлагаемую информацию. Все это носит упрощенно-познавательный характер. Только тогда, когда личность преодолеет горизонты обыденного понимания и поднимется до содержательного познания какого-то явления (идеи), в ее сознании начинают складываться убеждения, т. е. собственная позиция, закрепленная волевым ее признанием. Чем надежнее корреспондирующая связь сформировавшейся мировоззренческой позиции личности с позицией коммуникатора (ритора), тем значительнее результативность его убеждающего воздействия.
Подражание и внушение. Убеждение редко применяется как отдельный метод воздействия на людей Оно постоянно взаимодействует с подражанием и внушением, так как эти методы наиболее эффективны при коммуникационном общении.
Чем отличаются подражание и внушение от убеждения?
Убеждение предполагает достижение сознательного понимания и усвоения людьми адресуемой им информации. Подражание и внушение предполагают некритическое восприятие ими этой информации в силу авторитета выступающего, настроя аудитории, под давлением общественного мнения, личной ценностной ориентации. Подобный психологический эффект воздействия можно наблюдать при прослушивании лекций, при проведении массовых мероприятий — театральных, спортивных. Ярким примером результативности подражания и внушения являются такие явления, как мода и слухи.
Применение метода подражания основывается на склонности людей к групповым психологическим состояниям. Образно это выразил Аристотель, говоря, что люди отличаются от других живых существ тем, что в высшей степени склонны к подражанию, и первые познания человек приобретает посредством подражания.
Подражание, как сознательное или бессознательное имитирование чьих-то действий, манеры поведения и мышления, широко распространено в жизни, в том числе и в деловой практике.
Более сложным является метод внушения. По мнению В.М. Бехтерева, это искусственное привитие с помощью слова или каких-то других способов различных психологических состояний (настроения, впечатления, действия) другому лицу при отвлечении его волевого внимания и сосредоточения.
Чем отличается внушение от подражания? При подражании достижение коммуникационной цели обеспечивается наглядной выразительностью источника информации или повышенной привлекательностью исходящей от него информации. Здесь эффект образа — основа восприятия информации. При внушении достижение подобной цели определяется непосредственным эмоциональным воздействием, главным в котором является слово.
Диапазон применения названных методов широк. Они активно применяются при работе с молодежью, особенно с детьми. Объясняется это тем, что у детей еще не сформировались волевые качества, а углубленная потребность в познании, активный процесс "чувствования", свойственный им, обостряют у них склонность к подражанию, к некритическому восприятию многих советов и наставлений старших. Каждый из этих риторических методов основывается на стимулировании эмоционально-чувственной сферы психики, благодаря чему обеспечивается активизация такого познавательного процесса как восприятие. Воспринимаемая информация вызывает в сознании человека яркие, рельефные впечатления.
Психическая контагиозность. В коммуникационном общении убеждение, внушение и подражание применяются как система риторических методов. Менеджеры призваны умело их использовать во время проведения служебных собраний, различных публичных встреч, рабочих совещаний. Практический смысл всех этих форм работы с людьми — образование такого их "аудиторного состояния" как психическая контагиозность.
Психическая контагиозность достигается посредством вызова у людей идентифицированного эмоционально-чувственного восприятия адресованных им положений (фактов) в процессе речевого общения с незаурядной личностью. На основе такого восприятия образуется состояние общего сопереживания, совместного осмысления информации. Внешне это проявляется в повышенном внимании людей к коммуникатору, их общей реакции (смех, гул негодования, аплодисменты), "наэлектризованное" аудитории.
В чем практический смысл психической контагиозности?
Во-первых, образуется общая атмосфера сопереживания людей. В таком психологическом состоянии людей облегчается "ввод" информации в их сознание.
Во-вторых, возникает процесс активной информационной идентификации. Поэтому возможно успешное формирование общей точки зрения людей, доброжелательное принятие ими информации, в которой заинтересован руководитель.
В-третьих, в контагиозном состоянии люди особенно предрасположены к подражанию и внушению, а потому более управляемы и настроены к коллективным действиям.
"Ключи" аудиторного общения. Как бы ни был профессионально подготовлен менеджер, он обязан постоянно совершенствовать свою технологию общения с людьми на аудиторном уровне. Чем выше его управленческий статус, тем актуальнее для него данная проблема. Найти свой риторический "ключ" и умело его использовать в общении с людьми — важное условие профессионального успеха руководителя.
Какие факторы влияют на выбор "ключа" коммуникационного общения?
Кратко представим их:
— состав аудитории: ее культурно-образовательные, национальные, возрастные, психологические и профессиональные качества;
— содержание и характер материала выступления, т. е. предмет разговора;
— самооценка коммуникатором своих личностно-деловых качеств, научной компетенции, коммуникабельных данных.
Условно нами выделяются такие "ключи" аудиторного общения:
— "менторский" — поучительный, назидательный;
— "одухотворяющий" — возвышающий людей, вселяющий в них веру в свои духовные силы и личностные качества;
— "конфронтационный" — вызывающий у людей желание возражать, не соглашаться;
— "информационный" — ориентированный на передачу слушателям определенных сведений, восстановление в их памяти каких-то знаний.
При всей дискуссионное приведенной типологии "риторических ключей" аудиторного общения нецелесообразно ее отвергать, не видеть в ней практический смысл. Например, надо стремиться в ограниченном объеме пользоваться "менторским" ключом. Однако остерегаться, чтобы с профессиональными успехами у менеджера не участились "нотки поучающего" общения, некорректного проявления своего интеллектуального превосходства над людьми, игнорирования их реакций на излагаемую информацию.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология для менеджеров"
Книги похожие на "Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология для менеджеров" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Виктор Шепель - Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология для менеджеров"
Отзывы читателей о книге "Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология для менеджеров", комментарии и мнения людей о произведении.