» » » » Генрих Бочаров - Вологда Кириллов Ферапонтово Белозерск


Авторские права

Генрих Бочаров - Вологда Кириллов Ферапонтово Белозерск

Здесь можно скачать бесплатно "Генрих Бочаров - Вологда Кириллов Ферапонтово Белозерск" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Путешествия и география, издательство Искусство, год 1966. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Генрих Бочаров - Вологда Кириллов Ферапонтово Белозерск
Рейтинг:
Название:
Вологда Кириллов Ферапонтово Белозерск
Издательство:
Искусство
Год:
1966
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Вологда Кириллов Ферапонтово Белозерск"

Описание и краткое содержание "Вологда Кириллов Ферапонтово Белозерск" читать бесплатно онлайн.



Север не видел конницы татар. Густые леса, непроходимые болота, бесчисленные реки и озера оградили этот край от татаро-монгольских полчищ. Здесь искали спасения жители разоренных городов. Сюда стекались ремесленники, художники, — словом, весь мастеровой, ремесленный люд, который мог здесь заняться своим каждодневным трудом. Правда, и на Севере было много войн, много пожаров, много горя и много страданий. К ужасам войны прибавлялись неурожайные годы и моровые язвы. Горели села и города, монастыри и церкви, и в этих пожарах погибали бесценные сокровища искусства. И все же по сравнению с другими областями древней Руси Север в тяжелые времена татарского ига и много позднее являл собой богатый и относительно свободный край, еще не познавший всех тягот феодальной эксплуатации. Эти обстоятельства и придали искусству Севера более демократичный и народный характер.






117. Церковь Ильи. 1690


Древнейший памятник Белозерска — церковь Успения — расположен вне кремля, на посаде, на самом возвышенном месте в городе (угол улиц Ленина и К. Маркса, илл. 115). Сооружение ее относится к 1553 году и связано с именами ростовских зодчих — Горяина Григорьева Царева и Третьяка Борисова Ростовки, из которых главным, как указывают документы, был Царев. Заказчиками этого первого каменного храма города были прихожане, что свидетельствует о большой роли посада в жизни Белозерска. В качестве образца для здания был выбран наиболее почитаемый тогда на Севере Успенский собор Кирилло- Белозерской обители: «а церковь ставить как в Кириллове монастыре церковь Успения пресвятыя Богородицы».

Но церковь Успения по своим формам далека от избранного образца. Мастера, как обычно, использовали только некоторые общие архитектурно-конструктивные элементы и отдельные формы прототипа, придав им большей частью иную трактовку. При той же кубичности объема Успенская церковь совершенно статична, полностью лишена какой- либо динамичности. Изящные пилястры заменены упрощенными, сильно уширенными лопатками, которые хотя и членят фасады на три прясла, но придают храму большую массивность. На северо-западном углу мощная лопатка даже преобладает над узким полем прясла. Стены здесь также увенчаны килевидными закомарами, однако дополнительные ярусы кокошников, образующие пирамидальную кровлю, отсутствуют. Пять крупных глав на приземистых, массивных барабанах еще более утяжеляют здание.


118. Преображенский собор. 166С-1670-е гг.


На этой новой основе построения рождается пластичность архитектурных форм церкви. Очень скульптурны три округлые, сильно выступающие апсиды, перекрытые каждая посводной кровлей. Пластично трактованы и сами стены, лишенные декора, с немногочисленными оконными проемами, подчеркивающими их неровную поверхность и мощь. Такому же впечатлению содействуют и перспективные порталы упрощенного рисунка, как бы утопленные внутрь стен, врезанные в их толщу. Эти черты в значительной степени роднят Успенский храм с псковско-новгородским зодчеством. Очевидно, ростовские зодчие при сооружении Успенской церкви ориентировались скорее на архитектуру Пскова и Новгорода, нежели на собор Кирилло-Белозерского монастыря. Это нашло отражение и в интерьере церкви с его замкнутыми камерами-тайниками в угловых западных частях.

Из Пскова происходит и большой колокол, стоящий ныне на паперти церкви Успения. Колокол украшен изображениями зверей и птиц, обрамленных растительным плетеным орнаментом и надписью, обвивающей его тулово: «Божию милостью и пресвятые его богоматере заступлением и помощию и всех святых молитвами в лето 7053 (1544) месяца ноября 21 день на Введение пресвятей богородици во области святые Троицы в богоспасаемом в преименитом и славном граде Пскове лит был сий колокол ко храму святых чудотворец Козмы и Демьяна на Запсковье … А мастер преименита и славна града Пскова Андреев сын псковитин Михайло». Михаил Андреев — известный псковский литейщик XVI столетия; существуют сведения о многих колоколах его работы, начиная с 1520 года. По преданию, белозерский колокол был куплен в 1545 году прихожанами Успенского храма, приехавшими в Псков по торговым делам. Звон его очень понравился белозерцам, но по каким-то причинам не удовлетворял псковичей.


119. Церковь Всемилостивого Спаса. 1723


120, Церковь Всемилостивого Спаса. Фрагмент


Рядом с храмом Успения, с северной стороны стоит небольшая теплая (зимняя) церковь Богоявления. Относится она к середине XVIII века и по своим формам довольно типична для провинциальной архитектуры того времени. Легкая и стройная, церковь еще более выявляет монументальность соседнего здания, этого старейшего памятника города.

Из каменных домов Белозерска наиболее интересен большой двухэтажный особняк первой половины XIX века на улице Свободы (№ 14) отличающийся нарядностью и представительностью своего внешнего облика (илл. 122). Архитектура его, выдержанная в формах позднего классицизма, обнаруживает руку, безусловно, незаурядного зодчего. Нижний этаж, как обычно, рустован; верхний имеет хороших пропорций оконные проемы — сильно вытянутые и без наличников. Центр главного фасада выделен еще одним этажом и украшен сочным по рисунку шестиколонным коринфским портиком с триглифным фризом и фронтоном. Этот особняк — лучшее гражданское здание во всем Белозерске.

С западной стороны белозерского кремля (ул. Рабочего) расположен другой своеобразный памятник города — деревянная церковь Ильи, построенная в 1690 году (илл. 117). Она принадлежит к типу ярусных храмов, распространенному в деревянном и каменном зодчестве конца XVII века.

Высокий столпообразный храм состоит из крупного куба с низким четвериком над ним и восьмериком, увенчанным большой луковичной главой на круглой шее; с востока к кубу примыкает небольшой пятигранный алтарный прируб, с запада — удлиненная трапезная. Композиция здания довольно типична для подобных храмов, за исключением второго, четырехгранного яруса, большей частью имеющего в таких случаях форму восьмерика. Интересен карниз типа повала, завершающий основной куб здания. На главе и на шее частично сохранился лемех от прежнего покрытия храма. К сожалению, внешний вид церкви портят позднейшая наружная обшивка тесом и расширенные оконные проемы.


121. Особняк. Середина XIX в.


Однако в своем настоящем виде она производит весьма сильное впечатление. Построенная из того же материала, что и стоящие рядом обычные, на высоком подклете северные избы, она, возвышаясь над ними, как бы воскрешает обстановку далекого прошлого, когда селившиеся в этих местах первые переселенцы, в борьбе с природой отвоевывая новые земли, возводили дома и такие вот, не лишенные чувства прекрасного, приходские деревянные церкви.

Из первоначального убранства интерьера внимание привлекает великолепная расписная «рама» проема между трапезной и храмом. Она покрыта растительным орнаментальным узором, выполненным красным, черным и белым цветами в духе жизнерадостной народной росписи. Подобная орнаментальная роспись часто украшает прялки, иконостасные тябла, туески, короба, сани и другие произведения народного творчества, широко распространенные в Белозерье.


122. Особняк. 1-ая половина XIX в.


На Коммунистической улице (№ 82) расположен небольшой, одноэтажный, своеобразный каменный дом середины XIX века. Его повышенную центральную часть с пилястрами по краям и фронтоном украшает во втором этаже красивое тройное окно в полукруглом обрамлении (илл. 121).

Из других памятников Белозерска выделяется своей оригинальностью и изразцовым декором церковь Всемилостивого Спаса, стоящая недалеко от пристани, на улице Дзержинского (илл. 119). Она построена в 1723 году, однако архитектура ее еще выдержана в духе художественных идеалов прошлого столетия, что вообще свойственно провинциальному зодчеству того времени. Высокий куб с трехапсидным алтарем (с востока) и широкой трапезной с шатровой колокольней (с запада) увенчан пятиглавием. Своеобразие зданию придает сильно развитая верхняя часть, значительно увеличивающая его высоту. Широкий майоликовый фриз из двух рядов изразцовых панно со сложным растительно-геометрическим орнаментом проходит под карнизом, придавая живописность всей венчающей части (илл. 120). Два яруса кокошников над карнизом расположены необычно — в одной плоскости и в шахматном порядке, один над другим. Наконец, поверх кокошников вопреки правилам зодчества древней Руси поставлен еще один карниз из выступающих друг над другом рядов кирпичного узора. Все это ясно свидетельствует уже о веяниях нового времени, во многом порывающих с прежними, вековыми традициями в архитектуре.


123. Икона «Богоматерь Одигитрия» из Белозерска, XII в. (Русский музей)

Заключение

Знакомство с историей, культурой и искусством русского Севера, конечно, не может ограничиться только Вологдой, Кирилловом, Ферапонтовом и Белозерском и древними монастырскими ансамблями. В этой книге говорится лишь о наиболее известных и доступных осмотру памятниках старины. Да и цель ее — пробудить интерес читателя к искусству русского Севера и показать его своеобразие.

Нам хотелось показать, как простые ремесленники, художники, ювелиры, зодчие привносили в феодальную художественную систему народные черты, свое ощущение реальности, свою наблюдательность, юмор и тонкое поэтическое чувство. Широкое воздействие народного творчества явственно ощущается в северных храмах, росписях, иконах и других произведениях искусства. Оно способствовало ослаблению насаждаемого церковью аскетизма, именно оно противостояло и в итоге победило византинирующую традицию, так и не получившую на Севере широкого распространения.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Вологда Кириллов Ферапонтово Белозерск"

Книги похожие на "Вологда Кириллов Ферапонтово Белозерск" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Генрих Бочаров

Генрих Бочаров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Генрих Бочаров - Вологда Кириллов Ферапонтово Белозерск"

Отзывы читателей о книге "Вологда Кириллов Ферапонтово Белозерск", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.