Айзек Азимов - Путеводитель по Библии

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Путеводитель по Библии"
Описание и краткое содержание "Путеводитель по Библии" читать бесплатно онлайн.
Книга Азимова — настоящий путеводитель подревней земле, на которой более двух тысяч лет назад произошло событие, изменившее ход всемирной истории. Вы узнаете о Палестине времен Маккавеев и границах владений Ирода Великого. Пройдете путем Христа и апостолов в их земном служении. Азимов касается исторической географии и этнографии, не оставляя без внимания основные библейские сюжеты, идеи, образы и эпизоды, которые так органично вплелись в существование как отдельной личности, так и всего рода человеческого.
Оформление художника Я.Л. Галеевой
Более поздним поколениям оказалось трудно поверить, что колена, которым Бог дал так много обещаний, действительно могли быть уничтожены, несмотря даже на то, что Библия приписывает уничтожение этих племен тому факту, что они отказались от яхвизма и поклонялись идолам.
Многие люди верили в то, что эти десять колен все еще существовали в какой-нибудь отдаленной цитадели Азии или Африки, что они основали могущественное царство и что когда-нибудь они появятся, пылая истинной верой, чтобы спасти притесненных иудеев (или христиан, в зависимости от того, кто придумал легенду) от их угнетателей.
Еврейский историк Иосиф, писавший через восемь столетий после разрушения Израиля, сообщал, что эти десять колен все еще существовали за Евфратом и были могущественным народом. В дальнейшем истории о них становились все более диковинными. Полагали, что эти десять колен создали могущественное царство в Эфиопии, или в Монголии, или даже в Америке.
Некоторые даже верили в то, что существующие современные народы могли быть потомками этих десяти колен. В XIX в. в некоторых кругах развилась концепция, что эти десять колен так или иначе стали скифами, жившими к северу от Черного моря в греческие времена, или они превратились в саксов («сыновья Исаака»), а поскольку они вторглись в Британию, то англичане являются потомками этих десяти колен. Конечно, трудно представить себе что-либо несуразнее, чем эти верования так называемого «британо-израильского» культа.
Что же в действительности произошло с этими десятью коленами? Очевидная истина совершенно не романтична. В Четвертой книге Царств говорится в слегка искаженном стихе, что они были высланы в «Халах и Хавор у реки Гозан, и в города мидян».
Хавор — это та река, которая теперь известна как Хабур, которая является притоком Евфрата, впадая в него с севера. Река Хабур начинается в юго-восточной части Турции и протекает почти на юг примерно двести миль через район, который теперь является северо-восточной частью Сирии. Примерно в тридцати милях к югу от сирийского провинциального города Дейрэз-Зор (Deir ez Zor) она впадает в Евфрат. Гозан и Халах — это города на Хабуре. Они упомянуты как «города Медеса» не потому, что в то время они были на мидийской территории, а потому, что они находились под мидийским господством на полтора века позже, когда материал Четвертой книги Царств приобрел свою окончательную форму.
В таком случае это означает то, что израильтяне были переселены примерно на 450 миль на северо-восток, к оконечности Малой Азии. Они действительно находились примерно лишь в шестидесяти милях к востоку от города Харан, где Авраам временно проживал на пути в Ханаан.
И что же произошло с этими десятью коленами на реке Хабур? Ничего особо потрясающего. Несомненно, они смешались с населением этого региона, приняв его богов и нравы, и «исчезли» по причине ассимиляции.
Это то, что обычно происходит с какими-нибудь племенами, которые становятся изолированными от своей родины. Что произошло с вандалами, которые однажды вторглись в Северную Африку и покорили ее? С аланами, которые однажды завоевали Венгрию? С хазарами, которые однажды подчинили Украину?
Вместе с тем жители Иудеи, высланные через два столетия после израильтян, не ассимилировались в новом окружении. Поскольку иудеи выжили, остается удивляться, почему этого не смогли сделать израильтяне.
Самаритяне
Чтобы восполнить истощившееся население Израиля, Саргон поселил к ним людей из других частей Ассирийской империи.
4 Цар., 17: 24. И перевел царь Ассирийский людей из Вавилона, и из Куты, и из Аввы, и из Емафа, и из Сепарваима, и поселил их в городах Самарийских вместо сынов Израилевых…
Именно эти поселенцы и их потомки в более поздних книгах Библии упомянуты как «Самаритяне».
Сначала иммигранты пытались сохранить свои собственные религиозные традиции, но генотеистические чувства были сильны, и когда всех поразило стихийное бедствие, то вину за это приписали тому, что
4 Цар., 17: 26. «…народы, которых ты переселил и поселил в городах Самарийских, не знают закона Бога той земли…»
Самария и окружающие ее страны
Поэтому один из высланных священников был возвращен обратно.
4 Цар., 17: 28. И пришел один из священников, которых выселили из Самарии, и жил в Вефиле, и учил их, как чтить Господа.
Однако это не привело к дружественным отношениям с народом из Израиля. К яхвизму, который они проповедовали, примешивали то, что евреям казалось совершенным грехом.
4 Цар., 17: 33–34. Господа они чтили, и богам своим они служили по обычаю народов, из которых выселили их. До сего дня поступают они по прежним своим обычаям…
Самаритянская религия стала в действительности своего рода яхвистской ересью, и ортодоксальные иудеи ни в коем случае не приняли бы это, и, казалось, иногда они были более враждебными к еретикам, чем непосредственно к язычникам. (Такого рода отношения существовали также среди христиан в более поздние столетия, так что в этом нет ничего удивительного.) Многое из позднебиблейской истории связано с ходом непримиримой вражды между иудеями и самаритянами, которая является странным отголоском первоначальной вражды на подобном территориальном основании между Давидом и Саулом, а также между Ровоамом и Иеровоамом.
Сеннахирим
Теперь оставалась только Иудея. В 720 г. до н. э., через два года после конца Израиля, умер Ахаз, и на престол взошел его сын Езекия (четырнадцатый царь династии Давида).
При нем в течение нескольких лет был период мира и даже относительного процветания, поскольку он был осторожен, чтобы не делать ничего такого, что могло бы задеть Ассирию. Кроме того, при нем пророки достигли полноты духовной власти. Во время его царствования процветал важный и влиятельный представитель яхвизма Исайя. Пророки Иудеи утверждали, что причина конца Израиля в его склонности поклоняться идолам.
Ассирийская империя при Сеннахириме
Тем временем Саргон продолжал свою победоносную деятельность, нанеся столь сильное поражение Урарту на севере, что это государство пришло в упадок и после этого больше не играло в истории значительной роли. Саргон также сумел удержать под контролем бурные халдейские племена, которые теперь правили Вавилонией, хотя они были для него постоянно источником проблем.
Однако в 705 г. до н. э. Саргон умер, и это стало сигналом для заговоров и бунтов против Ассирии. Езекия, ободренный националистически настроенными пророками, был среди тех, кто перестал платить дань.
На престол взошел сын Саргона. После подавления серьезных восстаний в Вавилонии, в конечном счете, в 701 г. до н. э. он направил свое внимание на Иудею:
4 Цар., 18: 13. В четырнадцатый год царя Езекии, пошел Сеннахирим, царь Ассирийский, против всех укрепленных городов Иуды, и взял их.
Сеннахирим — это библейская версия имени сына Саргона, которое более точно можно было бы передать как Синахеерба.
Езекия сразу уступил и предложил дань, но Сеннахирима нельзя было успокоить так просто. Пришло его войско и осадило Иерусалим.
Тиргак
По-видимому, если бы ассирийскому войску позволили сконцентрировать все усилия на Иерусалиме, то город наверняка пал бы. Однако этого не случилось. Жестокость Ассирии при расширении империи вела по пятам ее собственную Немезиду, ибо покоренные народы восставали при каждом удобном случае, и в последний век существования Ассирия была одним сплошным полем сражений с восставшими, а ее монархи едва способны были перевести дыхание между боями.
К сожалению, из Библии не совсем ясно, что же именно произошло в этом конкретном случае, поскольку внимание в ней сконцентрировано скорее на религиозных проблемах, нежели военных. Однако можно сделать вывод, что Сеннахирим вынужден был разделить войска, чтобы позаботиться и об усмирении восставших на отдаленном западе.
4 Цар., 19: 9. И услышал он о Тиргаке, царе Ефиопском; ему сказали: вот, он вышел сразиться с тобою.
Под царем Эфиопии предполагается один из эфиопских правителей Дельты Нила. Это может быть только Тиргак.
Тиргак, или Тагарка (Taharqa), потерпел сокрушительное поражение, но даже оно помогло Иерусалиму, поскольку Сеннахирим был вынужден оставить Иудею, не заняв столицу.
Причины для этого были разные. Библия приписывает это чуме, которая внезапно за одну ночь поразила и убила 185 000 ассирийских воинов.
Греческий историк Геродот не упоминает об осаде Иерусалима, но он говорит о кампании Сеннахирима против Египта и описывает внезапное отступление ассирийцев, объясняя это нашествием мышей, которые погрызли их стрелы и колчаны, а также кожаные покрытия их щитов.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Путеводитель по Библии"
Книги похожие на "Путеводитель по Библии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Айзек Азимов - Путеводитель по Библии"
Отзывы читателей о книге "Путеводитель по Библии", комментарии и мнения людей о произведении.