» » » » Евгения Григорьева - Методика преподавания естествознания: учебное пособие


Авторские права

Евгения Григорьева - Методика преподавания естествознания: учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Евгения Григорьева - Методика преподавания естествознания: учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Евгения Григорьева - Методика преподавания естествознания: учебное пособие
Рейтинг:
Название:
Методика преподавания естествознания: учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Методика преподавания естествознания: учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Методика преподавания естествознания: учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



В пособии приведен анализ организации учебного процесса по естествознанию в начальных классах в рамках образовательного компонента «Окружающий мир». Особое внимание уделено вопросам экологического и краеведческого образования учащихся начальных классов.

Для студентов высших педагогических учебных заведений.






Приоритетной целью курса «Природа и люди» является развитие личности ребенка. Ведущими принципами отбора содержания и конструирования программы З. А. Клепининой сохраняются общедидактические принципы, а также специфические принципы, разработанные в классической методике естествознания. Это, прежде всего, – краеведческий принцип.

По мнению автора, отбор учебного материала, выполненный в соответствии с этим принципом, позволяет в наибольшей степени влиять на душу ребенка, строить обучение на основе непосредственных восприятий окружающего мира.

В соответствии с краеведческим принципом ведущими методами преподавания курса природоведения З. А. Клепининой являются непосредственные наблюдения предметов и явлений природы, выполнение простейшего эксперимента, моделирование, демонстрация наглядных пособий и опытов. Велика роль таких форм организации учебной работы как экскурсии, учебные прогулки, предметные уроки на учебно-опытном участке, фенологические наблюдения, фиксация результатов наблюдений.

Курс «Природа и люди» представляет собой систему, объединяющую две подсистемы – «Я и мир вокруг» и «Природоведение». Первая является вводной ко второй.

В 1 и 2 классе повторяются и последовательно усложняются три основные темы – «Мир людей», «Мир природы» и «Здоровье», которые интегрируют знания в системе «человек – природа – общество». Содержание материала основано на жизненном опыте ребенка и его изучение происходит путем непосредственного восприятия окружающего мира.

Предполагается, что изучение курсов 1 и 2 классов будет проходить по учебнику «Я и мир вокруг», который содержит только внетекстовые компоненты (вопросы, задания, иллюстративный материал). Основные тексты в учебнике отсутствуют. Если в начале 1 класса такая структура учебников оправдана, то в дальнейшем это создает трудности в обучении.

В курсе природоведения 3 класса учащиеся знакомятся с объектами неживой и живой природы и устанавливают простейшие взаимосвязи между ними. Важной сквозной линией программы являются сезонные изменения в природе. Автор объясняет это тем, что сезонная цикличность является важной характеристикой природы России и ее изучение позволяет осознать детям не отдельные факты изменяемости природных компонентов, а изменяемость как природную закономерность. К сожалению, автор не смогла преодолеть главный недостаток предыдущих учебников природоведения – недостаточно глубокое рассмотрение причинно-следственных связей в природе.

Программа по природоведению 4 класса направлена на ознакомление с природой, ее изменениями, на осознание взаимосвязей и взаимозависимостей, начиная с природы региона, где живет ребенок, заканчивая природой России. Четвероклассники учатся ориентироваться на местности, читать план и карту, работать с глобусом. Заканчивается курс изучением организма человека, места и роли человека в мире природы.

По мнению автора увеличивающийся от класса к классу объем информации усилит процесс формирования банка научных знаний и способов деятельности, что позволит выполнить важную задачу подготовки к обучению в основной школе, где идет освоение основ наук.

В учебниках для 4 класса по-новому реализована экологическая направленность, которую можно представить в следующей модели: «природа человеку – человек природе». Одной из приоритетных тем является тема здорового образа жизни.

Программа З. А. Клепининой сохраняет в обновленном варианте все положительное, что было накоплено многолетним опытом преподавания естествознания, и вместе с тем учитывает идеи развивающей гуманистической школы и педагогики.

Система учебных курсов экологической направленности «Зеленый дом» А. А. Плешакова входит в образовательный комплект «Школа России». Она построена на принципах классической методики естествознания. Приоритетной задачей системы курсов «Зеленый дом», является формирование у учащихся единого ценностно-окрашенного образа мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у детей современной экологически ориентированной картины мира. По мнению автора, формулой нового отношения к окружающему является уважение к миру, основанное на признании ценности всего сущего.

Учащиеся знакомятся с окружающим миром и местом в нем человека при изучении курса «Мир вокруг нас». Автору удалось добиться единства содержания материала с логикой его изложения и формой подачи. Отбор содержания осуществлен на основе следующих идей:

1) идеи многообразия мира;

2) идеи целостности мира;

3) идеи уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира проявляется как в природной, так и в социальной среде. На основе интеграции естественно-научных и обществоведческих сведений в курсе «Мир вокруг нас» раскрываются доступные пониманию учащихся взаимосвязи, существующие в природе и общественной жизни.

В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием. Оно рассматривается как самостоятельная ценность и как необходимое условие существования человека. Автор уверен, что экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной идеи целостности. Эта идея последовательно реализуется в системе курсов «Зеленый дом» через раскрытие разнообразных экологических связей. Включение в программу элементарных экономических понятий, позволяет А. А. Плешакову показать учащимся основу единства человеческого общества.

В 1 классе целостный образ окружающего формируется из мозаики составляющих его компонентов в процессе поиска ответа на вопросы: что? Кто? Как? Когда? Почему? Зачем?

В курсе 2 класса выделяется несколько содержательных линий: знакомство с природой; ознакомление с жизнью общества (на примере жизни города и села); вопросы здоровья и безопасной жизнедеятельности ребенка; обучение умению общаться с другими людьми; формирование у детей первоначальных географических представлений.

В 3 классе учитель может работать по одному из двух курсов – «Природоведение» или «Мир вокруг нас». В основу программ курса природоведения положены идеи многообразия природы, ее экологической целостности, единства природы и человека. В 3 классе эти идеи раскрываются в процессе изучения природных компонентов: воздуха, воды, полезных ископаемых, почвы, растений, животных, человека. Интегрированный курс «Мир вокруг нас» для 3 класса усложнен за счет более глубокого рассмотрения естественнонаучного материала и включения вопросов обществознания, экономики и ОБЖ.

В 4 классе действует курс «Природоведение». Программы построены таким образом, что природные компоненты, с которыми познакомились дети в предыдущих классах, накладываются «на географическую матрицу» при изучении нашей планеты, природных зон России и природы родного края. В процессе изучения природоведения осуществляется ознакомление младших школьников с системой понятий, лежащих в основе построения естественно-научных курсов в средних и старших классах.

Многолетняя проверка этой программы подтвердила ее актуальность и помогла занять достойное место в современной начальной школе.

Программы 3 и 4 классов дополнены факультативными курсами «Экология для младших школьников» и «Планета загадок».

Программа А. А. Плешакова получает развитие в основной школе, где создан учебный курс «Природоведение» для 5 класса, обеспечивающий переход к изучению естественно-научных дисциплин (биологии, химии, физики, географии).

В основе второго направления в развитии методики естествознания лежит принцип интеграции знаний в системе «Человек – природа – общество». К нему можно отнести курсы, разработанные под руководством Н. Ф. Виноградовой, О. Т. Поглазовой и А. А. Вахрушева.

Курс «Окружающий мир» Н. Ф. Виноградовой и Г. С. Калиновой входит в комплект «Начальная школа XXI века».

В основе построения курса лежит принцип «позитивного педоцентризма» , т. е. отбираются знания, наиболее важные для детей этого возраста. Особенностью программы является включение сведений, способствующих познанию ребенком самого себя, расширяющих представление о психической природе человека. Авторы считают, что педоцентрический принцип предоставляет возможность каждому школьнику удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.

Программы курса «Окружающий мир» построены и с учетом принципа экологизации предмета. Этот принцип реализуется через формирование у младших школьников умения предвидеть последствия своего воздействия на природу и социальную среду.

Изучение программных тем проходит в соответствии с особенностями природных и социальных явлений, окружающих ребенка. Ведущую роль в построении курса играет краеведческий принцип обучения, который обязывает учителя при ознакомлении с окружающим миром использовать чувственный опыт детей, накопленный во время прогулок и экскурсий в ближайшее природное и социальное окружение. При организации обучения детей усиливается роль занятий, проходящих вне класса (в парке, на пришкольном участке, в учреждении культуры, музее и пр.). Уроки в классе обобщают и систематизируют знания детей, полученные чувственным путем. Обязательной структурной единицей таких уроков является игра (предпочтительно, ролевая).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Методика преподавания естествознания: учебное пособие"

Книги похожие на "Методика преподавания естествознания: учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Евгения Григорьева

Евгения Григорьева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Евгения Григорьева - Методика преподавания естествознания: учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Методика преподавания естествознания: учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.