» » » » Евгения Григорьева - Методика преподавания естествознания: учебное пособие


Авторские права

Евгения Григорьева - Методика преподавания естествознания: учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Евгения Григорьева - Методика преподавания естествознания: учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Евгения Григорьева - Методика преподавания естествознания: учебное пособие
Рейтинг:
Название:
Методика преподавания естествознания: учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Методика преподавания естествознания: учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Методика преподавания естествознания: учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



В пособии приведен анализ организации учебного процесса по естествознанию в начальных классах в рамках образовательного компонента «Окружающий мир». Особое внимание уделено вопросам экологического и краеведческого образования учащихся начальных классов.

Для студентов высших педагогических учебных заведений.






В 3 классе вводится представление о диаграмме как способе выражения зависимости двух факторов, но в программе не указан конкретный материал, на основе которого дети научатся строить, читать и анализировать диаграммы.

На примере создания моделей оврага, выветривания, образования родника вводится представление о трехмерном моделировании. На примере трехмерных моделей ученики узнают о формах земной поверхности.

Заканчивается курс третьего класса темой, в которой дети учатся анализировать карты, планы, разрезы и диаграммы как возможности связать разнородные явления через гипотезы о движении плит земной коры и внутреннем строении земли.

В программе 4 класса раскрываются способы построения объяснительных гипотез. На примерах движения небесных тел, формы Земли, причины смены дня и ночи, сезонов и природных зон на планете, фаз Луны, земного притяжения создаются и проверяются альтернативные гипотезы и модели.

Формирование теоретического мышления у младших школьников – процесс безусловно сложный. Многие заявленные авторами темы будут усвоены детьми только в том случае, если учитель сам хорошо владеет логическим мышлением и сможет подобрать соответствующий естественнонаучный материал, на котором будут формироваться учебные умения.

Мы провели анализ наиболее распространенных программ, призванных обеспечить естественно-научное образование младших школьников в начале XXI в. К сожалению, содержание большинства из них ежегодно меняется, не давая учителю возможности хорошо отработать методику их изучения.

Помимо рассмотренных программ в школах реализуются такие естественно-научные курсы, как «Экология и диалектика» Л. В. Тарасова, «Человек и окружающая среда Л. П. Симоновой-Салеевой и др. В основу их построения положены различные дидактические концепции.

Учитель должен выбрать программу, которая наилучшим образом реализует задачу развития личности младшего школьника через естественно-научное содержание.

Вопросы для контроля

1. В чем заключается значение педагогической деятельности В. Ф. Зуева для становления отечественной методики естествознания?

2. Каковы особенности преподавания курса естественной истории в первой половине XIX в.

3. Какие важные проблемы методики преподавания естествознания были решены А. Я. Гердом? Почему его называют основоположником отечественной методики естествознания как науки?

4. Какое значение для развития естественно-научного образования в России имеет педагогическая и литературная деятельность К. Д. Ушинского?

5. Какую роль в развитии методики преподавания естествознания и географии сыграли работы Д. Д. Семенова?

6. Какой вклад в развитие отечественной методики естествознания внес Д. Н. Кайгородов?

7. Какие важные методические проблемы были поставлены и решены И. И. Полянским?

8. Какой вклад в развитие методики как науки внес В. В. Половцов?

9. Какую роль в развитии методики естествознания сыграли работы К. П. Ягодовского?

10. Выделите основные особенности развития естественнонаучного образования в 1917–1931 г. г. Кто из отечественных педагогов оказал существенное влияние на становление методики естествознания в советской школе?

11. Как развивалась отечественная методика естествознания после 1931 г.? Кто из отечественных педагогов-естественников внес существенный вклад в развитие методики в период с 1931 по 1959 г.?

12. Выделите основные этапы становления современного курса природоведения в начальной школе. Назовите ученых-методистов, оказавших влияние на этот процесс.

13. Какие изменения в начальном естественно-научном образовании произошли в 90-е годы XX в.?

14. Какие программы по естествознанию существуют в системах «развивающего обучения»? В чем особенности каждой из них?

15. Какие программы, основанные на принципах классической методики естествознания, сохранились в современной начальной школе? Обоснуйте свой ответ.

Задания для самостоятельной работы

1. Прочитайте книгу В. М. Сухомлинского «Сердце отдаю детям». Какие идеи В. М. Сухомлинского о воспитании детей средствами природы вы смогли бы использовать в своей работе?

2. Проанализируйте одну из современных программ природоведения. Выделите воспитательные задачи, которые должны решаться в процессе ее изучения.

3. Проведите анализ одной из интегрированных программ «Окружающий мир». Насколько эффективно, по-вашему мнению, осуществляется в ней интеграция естественно-научных и обществоведческих знаний?

4. Проведите методический анализ одной из программ, построенных на принципах «развивающего обучения». Как усложняются формируемые учебные умения от 1 к 4 классу?

Рекомендуемая литература

Аквилева Г. Н., Клепинина З. А . Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. учреж. сред. проф. образования пед. профиля. – М., 2001.

Блонский П. П . Избранные педагогические произведения. – М., 1965.

Всесвятский Б. В . Проблемы дидактики биологии. – М.,1969.

Герд А. Я . Избранные педагогические труды/ Под ред. Б. Е. Райкова. – М., 1953.

Дмитриева Н. Я., Козаков А. Мы и окружающий мир/ Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1–4). По системе Л. В. Занкова – М., 1999.

Зуев В. Ф . Начертание естественной истории, изданное для народных училищ Российской империи по величайшему повелению. – СПб., 1807.

Кайгородов Д. Н . На разные темы, преимущественно педагогические. С приложением опыта программы природоведения по общежитиям природы. Для средней полосы России. – СПб., 1901.

Карцева И. Д., Шубкина Л. С . Хрестоматия по методике преподавания биологии: Учеб. пособие для студентов педагогических институтов по биологическим специальностям. – М., 1984.

Коменский Я. А . Избранные педагогические сочинения. В 2 т. / Под ред. А. И. Пискунова. – М., 1982.

Крупская Н. К . Избранные педагогические произведения. В 6 т. – М., 1980. – Т. 5.

Научно-методические основы комплекта «Школа России» // Начальная школа. – 2002. – № 7 – . – С. 4–7.

Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. – М., 2001.

Плешаков А. А . Зеленый дом: Метод. пособие в системе учебных курсов с экологической направленностью для начальной школы. – М., 1997.

Поглазова О. Т., Шилин В. Д . Программа «Окружающий мир»1–4 кл.// Начальная школа, 1999. – № 2.

Полянский И. И . Избранные педагогические труды / Под ред. Б. Е. Райкова. – М., 1962.

Программы общеобразовательных учреждений (начальные классы)/ Сост. И. А. Петрова, Е. О. Яременко. – М., 2001.

Программно-методические материалы. Природоведение. Начальная школа/ Сост.е. О. Яременко. – М., 1998.

Райков Б. Е . Общая методика естествознания. – М. – Л., 1947.

Семенов Д. Д . Избранные педагогические сочинения/ Под ред. Н. А. Константинова. – М., 1953.

Товпинец И. П. Окружающий мир/ Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1–4). По системе Л. В. Занкова – М., 1999.

Ульянинский В. Ю . Методика естествознания в трудовой школе. – М. – Л., 1930.

Хрестоматия по истории советской школы и педагогики./ Под ред. чл. – кор. АПН СССР, д-ра пед. наук, проф. А. Н. Алексеева и канд. пед. наук, доцента Н. П. Щербова. Сост. и авт. вводных очерков канд. пед. наук, доцент М. И. Анисов. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – М., 1972.

Ягодовский К. П . Вопросы общей методики естествознания. – М., 1954.

Глава III Принципы отбора содержания начального естественнонаучного образования. Экологическое образование младших школьников

...

Вспомните

1. Что такое принцип обучения?

2. Какие принципы выделены дидактикой?

3. Какие принципы обучения лежат в основании известных вам естественно-научных программ?

4. Что понимается под экологическим образованием школьников?

Содержание начальных естественно-научных курсов должно отбираться с учетом определенных принципов, т. е. основных, исходных положений, нормативных требований, лежащих в основе дидактического процесса. Они соответствуют уровню развития общества, науки и культуры. В основу содержания естественно-научного образования положены как классические давно известные принципы, так и новые, отражающие современный уровень развития научного знания и социальный заказ школе.

Общедидактические принципы обучения

В первой главе уже говорилось об отличии школьного предмета «естествознание» от естественных наук. Научные дисциплины изучаются в высшей школе, слушатели которой знакомы с элементарным курсом и имеют навыки самостоятельной работы. Поэтому вузовские дисциплины излагаются так, как этого требует современное состояние науки как с точки зрения ее материала так и методов исследования.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Методика преподавания естествознания: учебное пособие"

Книги похожие на "Методика преподавания естествознания: учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Евгения Григорьева

Евгения Григорьева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Евгения Григорьева - Методика преподавания естествознания: учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Методика преподавания естествознания: учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.