Иоанн Кронштадтский - Дневник. Том II. 1859-1860. Богопознание и самопознание, или внутренее священнонаучение от Святого Духа

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Дневник. Том II. 1859-1860. Богопознание и самопознание, или внутренее священнонаучение от Святого Духа"
Описание и краткое содержание "Дневник. Том II. 1859-1860. Богопознание и самопознание, или внутренее священнонаучение от Святого Духа" читать бесплатно онлайн.
ДНЕВНИК ТОМ II. 1859-1860. БОГОПОЗНАНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ, ИЛИ ВНУТРЕНЕЕ СВЯЩЕННОНАУЧЕНИЕ ОТ СВЯТОГО ДУХА
+ Вера в бытие Божие тесно связана с верою в бытие собственной души, как часть мира духовного; и душе благочестивой бытие Божие так же очевидно, как собственное бытие, потому что с каждою мыслию доброю или недоброю — желанием, намерением, словом или делом происходят соответствующие перемены в сердце: спокойствие или беспокойство, радости или скорби — и это вследствие действия на нее Бога духов и всякая плота (Ср.: Чис. 16, 22), Который отражается в благочестивой душе, как солнце в капле воды; чем чище эта капля, тем лучше, яснее отражение, чем нечище, тем тусклее — так что в состоянии крайней нечистоты, черноты души отражение прекращается, и душа остается в состоянии мрака духовного, в состоянии бесчувственности: человек имеет очи и не видит, имеет уши и не слышит (Ср.: Иер. 5, 21). Еще Господь Бог в отношении к нашей душе — то же, что внешний воздух в отношении к ртути термометра, с тем различием, что расширение и сжатие, повышение и понижение ртути бывает вследствие перемены в состоянии атмосферы, а там — Бог остается неизменным, вечно благим и праведным, душа же, изменяющаяся в отношениях своих к Богу, терпит перемены в себе [226]. Она неизбежно расширяется, покоится в сердце вследствие приближения к Богу верою и добрыми делами и неизбежно сжимается, беспокоится, томится, горит вследствие удаления своего от Бога маловерием, неверием истине Божией и делами противозаконными.
NB. Как болезнь — геморрой — часто человек ощущает в жгучести спины, то есть позвоночного столба или становой жилы, так прикосновение диавола чувствует в жгучести груди и внутренностей; она потушается спасительным знамением, особенно с произнесением слов Бога духов: именем Моим бесы ижденут (Мк. 16, 17).
МОЛИТВАМолитву старается лукавый рассыпать, как песчаную насыпь (слова хочет сделать как сухой песок, без связи, без влаги, то есть без теплоты сердечной). Молитва то бывает храминою на песце (Ср.: Мф. 7, 26), то — храминою на камне (Ср.: Мф. 7, 24). — На песке строят те, которые молятся без веры, рассеянно, с холодностию; такая молитва сама собою рассыпается и не приносит пользы молящемуся. На камне строят те, которые во все продолжение молитвы имеют очи, вперенные в Господа, и молятся Ему как Живому, лицем к лицу беседующему с ними.
МОЛИТВАСлово благодатное (писания святых отцев, молитвы), особенно же слово Самого Ипостасного Слова — истинно вода живая (Ин. 4, 10): вода текуча, и слово течет, как вода; вода освежает и оживляет тело, и слово благодатное оживляет, проникает миром и радостию в душу или умилением и сокрушением о грехах.
Не связует пастырей и прихожан дух любви (дух отечества — чадо), а разделяет дух корысти.
Уважьте нас, служителей Жизни, пред Которою мы за вас так часто ходатайствуем.
Егда гонят вы во граде сем, бегайте в другий (Мф. 10, 23). Если диавол гонит тебя в одном мысленном граде истины, бегай в другой; истина имеет много градов, и все тверды: только умей держаться в них.
Что ты не осуждаешь себя прежде Страшного Суда, исполненный всякой неправды — лукавства, неверия, злобы, зависти, скупости, гордыни, осуждения, рвения, гнева, алчности, пресыщения, объядения и прочих мерзостей? Осуждай себя усердно — от всего сердца, воздыхай, бей в перси, проливай слезы, да не осудит тебя Владыка.
козниВнимайте — лукавый часто срастворяется с вами, с вашею душою и силится сделать неискренними, притворными все ваши молитвенные слова, подрывая веру в то, что означается ими, не давая чувствовать сердцем их истины. Болезненно, мучительно, убийственно это лукавство! Он же, лукавый, старается поселить неискренность и в обращении с людьми. О! Как он парализирует всю нашу душу! Сколько надо трудов над очищением сердца от закваски сатанинской! О! Как бодут сердце плевелы, вырастающие в ней непрерывно, исполински — в бедной грешной душе нашей, как корни вырезываемого рака (болезни). Господи! Помози вырвать грех.
Сердце — термометр: если тепло верою и любовию, значит — Бог в нем; если холодно по причине маловерия и недостатка любви — нет Бога; сердце определяет степень приближения и удаления нашего от Бога. — Да, душа наша есть настоящий живой термометр: то упадает, то поднимается, смотря по тому, есть ли в ней Животворящий Дух Божий или удалился по грехам человека и поселился в ней дух, убивающий, цепенящий, то есть диавол, сказывающийся больше хладом неверия и различных страстей.
МОЛИТВАНаша надежда на получение просимого во время молитвы основывается на вере в благость и щедротах Божиих, яко Бог милости, и щедрот, и человеколюбия [227] есть Бог. При этом мы вспоминаем о прежних, бесчисленных опытах благости и милости как на других людях (в Священном Писании и в Житиях святых), так и на нас. Потому для успеха молитвы надобно также, чтобы молящийся уже получал прелсде просимое и твердо веровал в это сердцем. Часто мы получаем по молитве своей просимое, особенно — яже ко спасению душ наших прошения; надо восписовать это прямо Господу, Его благодати, а не случаю какому–либо. Где можно дать место случаю в Царстве Вседержавного Бога? Без Него — ничто ноистине не бывает, что ни бывает, как без Него иичтоже бысть, еже бысть (Ин. 1, 3). Многие не молятся потому, что им кажется, будто они не получали от Бога молитвою никаких даров или считают молитву ненужным делом: Бог, говорят, все знает, прежде нашего прошения, и забывают, что сказано: просите, и дастся вам, ищите… толцыте… (Мф. 7, 7.) Наши прошения (молитвы) нужны именно для усиления нашей веры, которою одною мы и спасаемся: благодатию есте с пасе пи чрез веру (Еф. 2, 8). О, жено, велия вера твоя (Мф. 15, 28). Спаситель для того и заставил женщину усильно просить, чтобы возбудить ее веру, усилить ее. Такие люди не видят того, что они не имеют веры — самого драгоценного достояния христианина, которое необходимо как жизнь; что они лжа творят Бога (Ср.: 1 Ин. 1, 10) неверием и суть чада диавола (1 Ин. 3, 10), недостойные никаких милостей Божиих; что они — погибающие. Нужно также, чтобы сердце горело во время молитвы желанием благ духовных, любовию к Богу, ясно созерцаемому сердцем в Его крайней благости к человеческому роду и готовому слушать с Отеческою любовию все его молитвы. Аще убо вы <лука ви суще, умеете, даяния блага даяти…> кольми паче Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него (Мф. 7, 11).
козниКак смотреть на огневые мучения <от> врага — после того, как он лукаво искусит нас и мы бываем побеждены от него? — Они вменяются нам в очищение грехов наших и вместе составляют возмездие за наше маловерие, чрез которое враг одолевает нас. — Когда он жжет, говори: пожжешь — отойдешь; гордец не терпит этого и уходит, когда это сказано с твердостию.
Мои будущие венцы так же несомненны, как несомненна моя борьба со врагами моего спасения, как несомненны мои скорби в борьбе, мои слезы. Недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас (Рим. 8, 18). Да утешит тебя это.
Следи за своим сердцем всю жизнь и присматривайся, и прислушивайся к нему: что препятствует к соединению его с всеблаженным Богом.
Это да будет наука наук, а ты при помощи Божией легко можешь замечать, что тебя отдаляет от Бога и что приближает к Нему, соединяет с Ним. Об этом сказывает самое сердце, то соединяющееся с Богом, то оттираемое от Него. Больше всего лукавый стоит между нашим сердцем и Богом: он–то отдаляет от нас Бога разными страстями или похотию плоти, похотию очес и гордости житейской (Ср.: 1 Ин. 2, 16).
Бог, как вечная Истина, не терпит в нас и мгновения сомнения в истине. Бог, как вечная Благость, хощет всем спастися и в разум истины приити (1 Тим. 2, 4). И мы как чада благого Бога также должны от всего сердца желать всем, даже врагам своим, спасения и заботиться об этом.
+ Величественное зрелище, возлюбленные братия, представляется ныне зрению нашему. Видим Божественного Младенца Иисуса Христа и старца Симеона в храме; видим, что Младенец на руках у старца — но Кто кого держит? Один другого держит, и Младенец крепче держит старца, чем старец — старческими руками — Младенца. Младенец держит словом Своим всю вселенную и самого Симеона, как Творец и Жизнодавец; носяй, сказано об Нем, всяческая глаголом силы Своея (Евр. 1, 3). И Сын Божественный, Младенец, представлен говорящим в одной из поемых ныне песней: не старец Мене держит, но Аз держу его: той бо от Мене отпущения просит [228]; Отпусти, зовый, раба, Владыко, видех бо Тя, Спаса моего [229].
+ Предостережение. Диавол употребит в свою пользу все слабости, все немощи, все страсти ваши, чтобы только поколебать вас в вере, чтобы потиранить вас, посмеяться над вами в уединении и в виду других, чтобы, если возможно, соблазнить чрез вас других.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Дневник. Том II. 1859-1860. Богопознание и самопознание, или внутренее священнонаучение от Святого Духа"
Книги похожие на "Дневник. Том II. 1859-1860. Богопознание и самопознание, или внутренее священнонаучение от Святого Духа" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Иоанн Кронштадтский - Дневник. Том II. 1859-1860. Богопознание и самопознание, или внутренее священнонаучение от Святого Духа"
Отзывы читателей о книге "Дневник. Том II. 1859-1860. Богопознание и самопознание, или внутренее священнонаучение от Святого Духа", комментарии и мнения людей о произведении.