Иоанн Кронштадтский - Дневник. Том III. 1860-1861. Созерцательное богословие. Крупицы от трапезы Господней

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Дневник. Том III. 1860-1861. Созерцательное богословие. Крупицы от трапезы Господней"
Описание и краткое содержание "Дневник. Том III. 1860-1861. Созерцательное богословие. Крупицы от трапезы Господней" читать бесплатно онлайн.
Иоанн Кронштадтский. Дневник, том III. 1860-1861. Созерцательное богословие. Крупицы от трапезы Господней.
Когда говоришь проповедь, имей высокое уважение к ней, как к Господню живому семени, и на себя смотри с уважением, как на Господня житомера, еже даяти во время житомерие челяди его (Ср.: Лк. 12, 42). Не конфузься, не упадай в своем мнении ни из–за чего, хотя бы проповедь была не блестящая: чем проще и сердечнее, тем она лучше; хотя бы голос был не хорош, не звучен и не грациозен, хотя бы наружность твоя была ничего не обещающая — помни, что с тобою Господь и Он устами твоими говорит. — Он единственный Учитель наш, Пастырь наш, Первосвященник наш.
Что сказать о тех детях, которых отец наказывает, и хотя им тяжко наказание, однако ж, они не хотят сказать: Батюшка, помилуй! Значит, они злы, непочтительны, упрямы, своенравны. Хотя больно, думают они, да не скажем: помилуй; это же сказать надо о людях, когда Господь наказывает их каким–либо бедствием, которое тяжело им переносить, и между тем они не хотят обратиться к Нему с сердечною молитвою о помиловании, не хотят сказать: Господи, помилуй! А по какому–то упрямству и жестокости сердца хотят лучше терпеть наказание, чем просить помилования у такого Премилосердого и Премудрого Отца, каков Господь. — Но мы часто бываем таковы в болезнях, в скорбях, в бедах: страдаем, и сильно страдаем, а к Отцу Небесному обратиться с теплою молитвою о помиловании и спасении не хотим.
Диавол, что имеет в себе, то и нам дает; а он есть ложь, гордость, зависть, ненависть, злоба, нечистый огонь, мука, уныние, смерть; это же сообщает он и нам при своем прикосновении к нам: чем богат, тем и рад, по пословице.
Когда молишься Богу о оставлении своих грехов и об избавлении от страстей, тогда смотри, чтобы сердце твое искренно желало этого и не простирало тайно руки к ним, не давало им дружеского лобзания; равно когда просишь у Господа какого–либо дара духовного — желай искренно получить этот дар, и смотри, не допусти, чтобы сердце тайно отревало его, отвращалось от него. — А это бывает. Просят избавления от грехов и страстей, а сами ласкают их; просят себе благодати Божией в помощь, а сами отталкивают ее внутренно, да иногда и делами своими.
Молитва да будет добровольным, свободным приношением Господу, а не неохотным и принужденным: ибо доброхотна дателя любит Бог (2 Кор. 9, 7).
Когда молишься Господу Богу, да будет сердце твое с Богом и ни с кем и ни чем другим, то есть да не будет привязано страстно ни к чему.
Все старайся делать напротив того, к чему принуждает враг: поражает унынием — старайся быть добрым и веселым; сомнением и неверием — верь; ненавистию — старайся любить; завистию и зложелательством — доброжелательствуй; скупостию — будь щедр; жадностию — воздержись; непослушанием и упорством — будь послушен; гордостию — смирись.
Искушения врага необходимы христианину для того, чтобы <1)> укрепляться ему во всякой добродетели: ибо когда нет противной силы, влекущей ко злу, то как я укреплюсь в противоположной злу добродетели (известно, что силы укрепляются борьбою); 2) для познания нашей немощи, окаянства, бедности, слепоты (Ср.: Откр. 3,17) и для восчувствования нужды во Христе.
Хорошо иногда на молитве сказать несколько своих слов ко Господу, дышащих горячею верою и любовию ко Господу. Да, не все чужими словами беседовать с Богом, не все быть детьми в вере и надежде, а надо показать и свой ум, отрыгнуть от сердца и свое слово благо (Ср.: Пс. 44, 1), да к чужим словам как–то привыкаешь и хладеешь. И как приятен бывает Господу этот наш собственный лепет, исходящий прямо от верующего, любящего и благодарного сердца: пересказать нельзя; надобно только то сказать, что душа при своих словах к Богу трепещет радостию, вся разгорячается, оживляется, блаженствует. Несколько слов скажешь, а блаженства вкусишь столько, что не получишь его в такой мере от самых длинных и трогательных чужих молитв.
Когда просишь о чем Господа, сейчас же созерцай и подающую тебе дары Свои благостную и премудрую Его десницу Бога, Которая от преизбытка Божия всем все подала и подает, и сомневаться в том: получишь или нет просимое, — считай безумием, подобным тому, в котором некто сказал сердцем своим: несть Бог (Пс. 13, 1). — Так, прося о помощи какого–либо доброго и щедрого человека, мы заранее представляем его подающую руку, ибо земные благодетели, по подобию всеблагого Отца их, бывают благи и щедры и подают то, чего просим, тотчас после прошения нашего, как сказано: кто есть от вас человек, егоже аще сын его воспросит хлеба, еда камень <подаст ему>… еда змию… аще <убо вы>…<кольми паче Отец ваш Небесный…> просящым у Него (Мф. 7, 9–11).
Когда ощутишь в сердце своем томительные капризы сердца касательно какого–нибудь предмета веры, тогда знай, что враг в сердце Твоем и посмевается над твоим невежеством, твоею слабостию и непостоянством в вере, и сейчас же искренно осуди свое безрассудство, свою слепоту, свое греховное непостоянство в вере и свою неблагодарность к Богу за прежний свет сердца и за прежние благодеяния душе твоей от того предмета веры, который сердце твое по слепому упрямству отвергает или в который не верует так, как прежде веровало — и помилует Владыка: пройдет томление, и станет чегко. О враг! Он хочет, чтобы и в вере все было по ого лжи.
О причащении. Не знаю, как в Петре весь Господь и в Павле весь Господь, и в Иоанне, и в Иакове, и в Филиппе и в прочих апостолах, однако ж верно, что во всех их Господь: и Павел говорит, что не он живет, а живет в нем Христос (Ср.: Гал. 2,20), да если бы и Петра или прочих апостолов спросить: Кто в вас живет? — то и они сказали бы, что в нас живет тот же Христос. — Вот так и в каждой частице Тела Господня и Крови Господней живет весь Христос, хотя не знаю как, и Насилий, и Матфей, и Иоанн, и Феодор, и Мария, и Екатерина, и Анна, и Анастасия — и все приступающие к Чаше принимают в себя всецелого Христа — Его Тело и Кровь с Божеством и человечеством. Слова сии дух и истина. Ей, аминь (2 Кор. 1, 20). Смотри в изложении веры.
Если кто скажет тебе или ты сам про себя подумаешь: какой ты хорошенький или какая ты хорошенькая, или: какой ты умный или умненькая! Скажи ему или себе: подивись Творцу, а не себе; восписуй похвалу Ему, а не себе, потому что я ничего своего не имею, все во мне руки Его сотворили и устроили: руце Твои сотвористе мя и со.здас те мя (Пс. 118, 73). По самолюбию ничего не относи к себе, что у тебя ни есть хорошего и прекрасного — в теле, в душе ли, чтобы тебе не прогневать Творца и Подателя всех благ и чтобы самому не сделаться гордым и тщеславным.
Новый человек (обновленный) находит удовольствие в послушании, а ветхий хочет противиться и непокорствовать, — итак, да будет, Господи, воля Твоя. Принимаю за выражение воли Твоей все, чего требуют от меня поставленные надо мною власти, все, что делают со мною другие (терпение), все, что со мною бывает, ибо ничто не бывает без Тебя. Ты — Сый (Исх. 3, 14) — во всем, чрез всех и все (Ср.: Еф. 4, 6).
Когда сердце твое не захочет по гордости сказать отцу искренно: «папинька», тогда сейчас же убеди себя, что отец тебе делает великое одолжение, что позволяет тебе так называть себя, а не ты — ему. — Что ты по всей справедливости относишься к нему с таким именем.
Отче! Благодарю Тя, яко услышал Мя ecu: Аз же ведех, яко всегда Мя послушавши (Ин. 11,41–42). Просили мы Тебя о дожде: и Ты тотчас услышал нас и пролил дождь Твой на жаждущую землю. — Июня 8 дня 1861 года (в беседу). Насаждей ухо, не слышит ли? Создавый око, не сматряет ли? (Пс. 93, 9.)
Необходимость молитвы. Крайняя немощь моя. Что бы я был без молитвы? — Погибл бых во смирении моем (Пс. 118, 92) и телом и душой. — Враги внутренние; враги внешние. Молитва — мое убежище и покров от всех зол.
Если бы на каждой линии пространства мы изобразили Лик Господень, и тогда не сделали бы ничего лишнего: потому что Господь, действительно, находится весь на всяком, самомалейшем и самовеличайшем пространстве; если бы мы везде предзрели Господа (Ср.: Пс. 15, 8) — то лучше бы и желать не нужно было: мы поступили бы не более как только по справедливости, ибо Бог всегда одесную нас (Ср.: Пс. 15, 8), где бы мы ни были.
Бог есть такое Духовное Существо, от Которого все и без Которого немыслимо ничто; в Ком — начало, продолжение, жизнь и сохранение всего, Который выше бесконечно всякого времени и пространства, Который не начинался никогда и никогда не окончится; пред Которым все как несуществующее. Который — весь везде. Коего не вытесняет сам прежде из какого–либо пространства ни один атом, ни горы, ни моря, ни воздух, ни огонь, ни земля, ни небесные тела; Который занимает Сам от вечности всякое пространство, занимаемое каким–бы то ни было телом, хоть землею, и Сам силою Своею содержит в бытии то тело; Который есть на всяком месте, на всякой невообразимой линии пространства и Сам содержит неограниченно всякое пространство — одним словом, Бог есть Сый (Исх. 3, 14), то есть как бы един Сущий, един, Который есть.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Дневник. Том III. 1860-1861. Созерцательное богословие. Крупицы от трапезы Господней"
Книги похожие на "Дневник. Том III. 1860-1861. Созерцательное богословие. Крупицы от трапезы Господней" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Иоанн Кронштадтский - Дневник. Том III. 1860-1861. Созерцательное богословие. Крупицы от трапезы Господней"
Отзывы читателей о книге "Дневник. Том III. 1860-1861. Созерцательное богословие. Крупицы от трапезы Господней", комментарии и мнения людей о произведении.