» » » » Абдаллах аль-Мукаффа - Калила и Димна


Авторские права

Абдаллах аль-Мукаффа - Калила и Димна

Здесь можно скачать бесплатно "Абдаллах аль-Мукаффа - Калила и Димна" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Классическая проза, издательство Художественная литература, год 1986. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Абдаллах аль-Мукаффа - Калила и Димна
Рейтинг:
Название:
Калила и Димна
Издательство:
Художественная литература
Год:
1986
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Калила и Димна"

Описание и краткое содержание "Калила и Димна" читать бесплатно онлайн.



Сборник басен и притч, назидательных и поучительных рассказов под заголовком «Калила и Димна» является переложением и переработкой текстов известной индийской книги «Панчатантра», однако судьба «Калилы и Димны», творения талантливого арабского средневекового литератора и стилиста Ибн аль-Мукаффы, была поистине удивительной: книга, ставшая шедевром средневековой литературы, существовала совершенно самостоятельно, обойдя в переводах и переложениях почти все страны Европы и Азии.

Настоящий перевод этой книги, сделанный заново, публикуется впервые, как и извлечения из сочинений Ибн аль-Мукаффы «Большая книга адаба» и «Малая книга адаба», которые на русском языке еще никогда не издавались.






Следует также искать в людях добродетели и похвальные качества, записывать их и, подражая всему достойному, вычеркивать то, чего удалось достигнуть.

Разумный муж не прощает себе ошибку в речах и поступках, леность в науках или небрежение в важном деле, ибо постепенно ничтожное станет значительным и пробьет брешь в укрепленной твердыне разума, а если брешь вовремя не заделать, то всякая крепость рухнет. Мы не видели ничего великого, что поначалу не было бы малым и ничтожным, — царства свергают враги, что издавна были в пренебрежении, здоровье подтачивает недуг, на который вовремя не обращают внимания, а воды великих рек берут начало в струях малых ручейков.

Кто встал перед людьми, объявляя себя имамом[57] и наставником веры, должен начать с самого себя и идти верной стезей, дабы похвальным стало его поведение, дабы богатство его приобреталось праведно, дабы продуманными были его решение и речение, и тогда пример его будет более поучительным, чем все слова и проповеди, а дела — более красноречивыми, чем язык его. Как мудрое слово приятно для слуха, так мудрое дело сладостно для очей и сердца. И тот, кто достойно воспитал себя, более заслуживает почитания и восхищения, чем тот, кто берется воспитывать других.

Великий труд и тяжкая забота — бремя власти, и тот, кто правит людьми, должен непременно обладать свойствами, которые составляют опору правления царством: умение выбирать помощников и вазиров и растолковывать каждому его задачи, способность выбирать мужей, достойных доверия, и вознаграждать их, а также карать замышляющих измену, дабы поощрять доброго и избавиться от злого.

Если речь облечена в одежды притчи, то она более ясна и убедительна, приятна для слуха и разнообразна по стилю.

Страшнее нет беды, чем недостаток разума, мучительнее нет одиночества, чем отсутствие друга, нет обильнее богатства, чем острый разум, и нет дороже подарка, чем искренний совет.

Доля, которая дарована человеку, может быть двух родов: та, что хранит, и та, которую охраняют. Та доля, что хранит человека, — это разум, а та, что нуждается в охране, — богатство. И разум, по воле Аллаха, посылает счастье, скрашивает жизнь на чужбине, утешает в горе, спасает от беды, приносит достаток, словно плодовое дерево, ибо спелый его плод делает простолюдина вельможей и заставляет вельможу ценить совет простолюдина, радует друга и избавляет от врага.

Ничто так не вредит разуму, как высокомерие, ничто так не разрушает любовь, как ссора; скупость — болезнь сердца, как лицемерие — недуг языка, гордыня бывает причиной буйства и невежества, а надменность — причиной глупости. Чванство и тупость — близнецы, а неуживчивость — сестра враждебности.

Если ты захотел сотворить добро — спеши удовлетворить свое желание, а если ты задумал совершить зло — потерпи, может быть, разум твой одержит верх над страстями и желаниями, и чем больше дней и ночей ты станешь терпеть, тем больше получишь выгоды.

Залог успеха в учении в том, что человеку нравится наука, которой он обучается, и он обладает достаточными способностями для ее усвоения, иначе все труды его будут напрасны и он зря проведет дни свои, блуждая без дороги, и лишится своей доли, уподобясь человеку, что посадил миндаль и орешник на солончаке либо надеется вырастить бананы и финиковые пальмы в безводной каменистой пустыне.

Знания — украшение в пору благоденствия и спасение в бедности. Адаб услаждает сердце[58], и наука укрепляет разум.

Разум ученого человека познается в том, что он стремится к достижимому и избегает недоступного. Он старается украсить себя добродетелями и достоинствами и никогда не кичится своими знаниями. Ему ведомы веления времени, и он разбирается в людях, берет с них свою долю и не отказывает тому, кто обращается к нему за советом. Он хорошо обходится с друзьями, и никто не может сказать, что на языке у него не то, что на сердце. Он щедр и справедлив, а если ему случится вступить в спор, то доводы его вежливы и убедительны.

Разумный муж не стыдится спрашивать, если чего не знает. Он умеет различить ложь и правду и должен быть искренним, чтобы слову его верили, он никогда не нарушает своих обещаний и благодарен тому, кто сделал ему доброе дело, дабы помнили о нем и в будущем. Он щедр, чтобы и к нему проявляли щедрость, милосерден к слабым и обиженным, чтобы его никто не обидел, и не питает ни к кому вражды, дабы не попасть в силки шайтана. Разумному мужу подобает также проявлять сдержанность, не говорить лишнего и заниматься лишь своими делами, дабы не постигло его наказание за чужую вину. Пристало ему быть скромным, чтобы радовались его удаче и не завидовали его богатству, довольствоваться тем, что ему даровала судьба, и не желать большего, чтобы уберечься от зла завистников. Надлежит ему быть осторожным, чтобы не опасаться мести и ненависти врагов, доброжелательным, чтобы не наживать себе недругов, быть благочестивым в поведении, дабы улемы[59] не обвинили его в распущенности, а их обвинения — страшнее гнева султана и правителя.

Причина всех грехов и пороков — ложь, и от нее все греховное и порочное в человеке и в мире. Ложь покоится на трех опорах: несправедливых притязаниях, наглости и силе. Ложь украшает несправедливые притязания, думая, что никогда не откроется их необоснованность, когда же обман обнаружится, ложь прибегает к запугиванию и наглости, а коли это не помогает, ложь завершает свой натиск победой, нападая на истину и решая спор силой. Она отстаивает своих приверженцев и приводит разные доводы против истины, так что скоро вводит всех в заблуждение и одерживает победу, призвав на помощь своих верных воинов — грех, подкуп и преступление.

Подлого и низкого предателя можно узнать по добрым речам и дурным поступкам. Он долго таит гнев и быстро обнаруживает зависть, терпим ко всякому греху и позору, воздает ненавистью за ласку, скуп, но притворяется щедрым, льстив и не обладает собственным достоинством, не жалея дарит чужое, но никогда не отдаст своего.

Издавна говорили: «Если тебе предстоит из двух дел выбирать одно, то займись тем, которое важнее; если не можешь определить их важности, то берись за то, которое доступнее; если не знаешь и этого, спеши выполнить то, которое может тебе больше не представиться».

Разумному человеку полезно иметь два зеркала и постоянно смотреться в них: в одном он видит собственные недостатки и, не прельщаясь собой, старается исправиться; в другом — наблюдает добродетели других людей и по мере возможности подражает им.

Если возмешься за опасное дело и останешься невредим, не обольщайся: быть может, в следующий раз оно тебя погубит.

Добродетельный не обманывает, а разумный не даст себя обмануть.

Достойный человек не говорит то, чего не знает, решительный отстаивает то, что ему известно.

Бесполезен разум, если нет добродетели; бесполезна осторожность, если нет разума; бесполезна сила, если человек труслив; бесполезна красота, если женщина злонравна; бесполезно знатное происхождение, если нет образованности, бесполезна радость, если нет спокойствия, бесполезно богатство, если нет щедрости, бесполезна доблесть, если нет скромности, бесполезно учение, если нет к нему способности, и бесполезны все старания, если нет удачи.

Для свершения великих дел необходимо шесть условий: разум, успех, удобный случай, помощь, образованность и прилежание. И условия эти успешно действуют в паре: так, разум неполон без образованности, а образованность невозможна без разума; удобный случай нуждается в помощи, ибо никакая помощь не принесет пользы, если не будет удобного случая; успех неотделим от прилежания, ибо успех венчает прилежание, и прилежание — причина успеха.

Разумный муж не совершит греха и избавлен от пороков, ибо он довольствуется тем, что имеет, и не дает воли несбыточным желаниям и душевным страстям. Разумный не станет беседовать с тем, кто может солгать, или просить у того, кто способен отказать. Он не обещает того, что не в силах исполнить, не стремится к тому, что может принести ему несчастье, и не берется за непосильное дело.

Самый богатый из людей тот, кто больше всего совершил благодеяний.

Некий человек спросил столетнего мудреца: «Что есть лучшее в человеке?» Тот ответил: «Природный ум». — «А если его нет?» — спросил человек. «Тогда знания», — промолвил мудрец. — «А если и их не хватает?» — «Тогда правдивый язык». — «А если нет и того?» — «Долгое молчание», — ответил мудрец. Человек осведомился: «А если нет сил молчать?» — «Тогда умри как можно скорее!» — воскликнул старец.

Худший из пороков — незнание собственных недостатков, ибо если ты не понимаешь, в чем твои недостатки, то для тебя скрыты достоинства ближних, и ты никогда не сможешь ни избавиться от пороков, ни приобрести достоинства.

Кичливый наглец не дождется искренней похвалы, скупой не приобретет друзей, невежда не получит чести, скряга не услышит доброго слова, алчный не познает верной дружбы, а заносчивый и жестокий правитель — долгой власти.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Калила и Димна"

Книги похожие на "Калила и Димна" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Абдаллах аль-Мукаффа

Абдаллах аль-Мукаффа - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Абдаллах аль-Мукаффа - Калила и Димна"

Отзывы читателей о книге "Калила и Димна", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.