» » » » Андрей Ранчин - Борис и Глеб


Авторские права

Андрей Ранчин - Борис и Глеб

Здесь можно скачать бесплатно "Андрей Ранчин - Борис и Глеб" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Молодая гвардия, год 2013. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Андрей Ранчин - Борис и Глеб
Рейтинг:
Название:
Борис и Глеб
Издательство:
Молодая гвардия
Год:
2013
ISBN:
978-5-235-03635-2
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Борис и Глеб"

Описание и краткое содержание "Борис и Глеб" читать бесплатно онлайн.



Первые русские святые, братья Борис и Глеб избрали для себя добровольную смерть, отказавшись от борьбы за власть над Киевом и всей Русской землей. Это случилось почти тысячу лет назад, летом и в начале осени 1015 года, после смерти их отца Владимира, Крестителя Руси. Но в последующей русской истории парадоксальным образом святые братья стали восприниматься как небесные заступники и воители за Русскую землю; их незримое присутствие на полях сражений с завоевателями, иноплеменниками русские люди ощущали постоянно и на протяжении многих веков — и на льду Чудского озера в 1242 году, и накануне и во время Куликовской битвы 1380 года, и при нашествии на Русь войск крымского хана Девлет-Гирея в XVI столетии… В наш век, культивирующий прагматизм и гедонизм и признающий лишь брутальных героев, братья Борис и Глеб, явившие миру подвиг непротивления злу, могут показаться теми, кого на убогом языке улицы называют «неудачниками», «лузерами». Но совершённое ими не имеет ничего общего ни с податливым и робким подчинением обстоятельствам, ни с трусостью и параличом воли. Об этом напоминает автор книги, доктор филологических наук, профессор Андрей Михайлович Ранчин.

Представленная вниманию читателей книга — по существу первый опыт именно биографического, а не житийного повествования о Борисе и Глебе. Автор тщательно разбирает все версии источников, все свидетельства, имеющие отношение к биографии братьев, пытаясь дать свой ответ на вопрос: почему именно Борису и Глебу, а не каким-то иным жертвам столь частых в Древней Руси внутридинастических конфликтов, довелось стать первыми русскими святыми?






380

Там же. С. 235.

381

Там же. С. 381, прим. 101.

382

Святые князья-мученики Борис и Глеб. С. 86—88.

383

Там же. С. 88; ср.: Милютенко Н.И. Святой равноапостольный князь Владимир и крещение Руси. С. 377—379. А. Поппэ считал, что Владимир установил разделить власть между Борисом и Глебом; см., например: Рорре А. La naissance du culte de Boris et Gleb // Cahiers de civilisation medievale X—XII siecles. 1981. XXIV Annee. No 1. P. 29—53; idem. Spusizna po Wtodimierzu Wielikim. Wałka о tron kijowski 1015—1019 // Kwartalnik Historyczny. Warszawa, 1995. R. 102. No 3-4. S. 4—5.

384

Карпов А.Ю. Владимир Святой. С. 354.

385

Свердлов М.Б. Домонгольская Русь. С. 322.

386

Мусин А.Е. Milites Christi Древней Руси: Воинская культура русского средневековья в контексте религиозного менталитета. СПб., 2005. С. 81, см. также с. 55—76 и 82—83.

387

Повесть временных лет. С. 58.

388

БЛДР Т. 1.С. 330.

389

Шахматов А.А. История русского летописания. Т. 1. Кн. 1. С. 67, статья Е. Е. Голубинского цитируется по книге А.А. Шахматова.

390

Бугославский С.А. Текстология Древней Руси. Т. 2. С. 288—289.

391

Карпов А.Ю. Владимир Святой. С. 355.

392

См. известие немецкого миссионера Бруно Кверфуртского о путе шествии из Руси в печенежскую землю и комментарий А.В. Назаренко: Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия. Т. 4. С. 58— 59 и прим. 9.

393

Повесть временных лет. С. 196.

394

См., например: Шахматов Л.А. История русского летописания. Т. 1. Кн. 1.С. 68.

395

См., например: Биленкин В. «Чтение» преп. Нестора как памятник «глебо-борисовского культа» // ТОДРЛ. СПб., 1993. Т. 46. С. 62, прим. 44.

396

Revelli G. Monumenti letterari su Boris e Gleb. P. 640.

397

См.: Греков Б.Д. Киевская Русь. С. 414—415. О численности войск русских князей в домонгольский период (с обзором и оценкой исследований) см.: также: Феннел Дж. Кризис средневековой Руси. 1200—1304 / Вступ. ст. и общ. ред. А.Л. Хорошкевич, А.И. Плигузова; пер. с англ. В.В. Голубчикова. М., 1989. С. 125.

398

См. сопоставление двух свидетельств в книге: Свердлов М.Б. Домонгольская Русь. С. 330.

399

Там же. С. 334.

400

Карпов А.Ю. Ярослав Мудрый. С. 92—93.

401

Святые князья-мученики Борис и Глеб. С. 371.

402

Шестов Л. Potestas clavium (Власть ключей) // он же. Сочинения: В 2 т. М., 1993. Т. 1 / Сост., подг. текста, вступ. ст. и прим. А.В. Ахутина. С. 57.

403

Шестов Л. На весах Иова (Странствования по душам) // Там же. Т. 2 / Вступ. ст., сост. и подг. текста А.В. Ахутина; прим. А.В. Ахутина, Э. Пат- кош. С. 27.

404

См. выше прим. 77 к этой главе.

405

О княжеской дружине и отроках см. также: Свердлов М.Б. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси. Л., 1983. С. 40—48; он же. Домонгольская Русь. С. 255; Горский А. А. Древнерусская дружина. М., 1989. С. 41—52.

406

Свердлов М.Б. Домонгольская Русь. С. 269.

407

Фроянов И.Я. Начала Русской истории. С. 567.

408

Повесть временных лет. С. 103 (оригинал), 241 (пер. Д.С. Лихачева).

409

Там же. С. 92 (оригинал), 230 (пер. Д.С. Лихачева).

410

Повесть временных лет. С. 196—197.

411

Там же. С. 197.

412

Шахматов Л.А. История русского летописания. Т. 1. Кн. 1. С. 68— 69.

413

Святые князья-мученики Борис и Глеб. С. 373.

414

Моя текстологическая концепция представлена в работах: Ранчин А.М. К вопросу о текстологии Борисоглебского цикла // он же. Вертоград златословный. С. 55—62; он же. Еще раз о канонизации Бориса и Глеба и о текстологии памятников Борисоглебского цикла (Обзор исследований последних лет) // он же. Древнерусская словесность и ее интерпретации: Маргиналии к теме. С. 147—194.

415

Повесть временных лет. С. 244.

416

См.: Adami. Gesta Hammaburgensis eccleciae pontificum <…>. Hannoverae, 1846. P. 91-92.

417

См.: Passio et miracula beati Olaui / Ed. by F. Metkalfe. Oxford, 1881. P. 72, 92. Культ Олава и почитание Бориса и Глеба начали формироваться почти одновременно, и почитание норвежского конунга было известно на Руси. См. об этом: Lind J. Н. The Martyria of Odense and a Twelth-Century Russian Prayer: The Question of Bohemian Influence on Russian Religious Literature // The Slavonic and East European Review. 1990. Vol. 68. No 1; Мельникова E. А. Культ святого Олава в Новгороде и Константинополе // Византийский временник. 1996. Т. 56 (81). С. 94—98; Успенский Ф.Б. Скандинавы. Варяги. Русы Историко-филологические очерки. М., 2002. С. 191—192.

418

Снорри Стурлусон. Круг Земной. С. 363—364, пер. Ю.К. Кузьменко.

419

БЛД Р.Т. 1. С. 333, пер. Л.А. Дмитриева.

420

Святые князья-мученики Борис и Глеб. С. 367, 373, 375, 377.

421

Бугославский С.А. Текстология Древней Руси. Т. 2. С. 288, С.А. Бугославский развивает мнение П.В. Голубовского; см.: Голубовский П. В. История Смоленской земли до начала XV ст. Киев, 1895. С. 248.

422

Шахматов Л.А. История русского летописания. Т. 1. Кн. 1. С. 70.

423

ПСРЛ. Т. 2. Стб. 122, сноска 39; ПСРЛ. Т. 15. Стб. 130 второй пагинации.

424

На это обстоятельство указал Н.В. Шляков; см.: Шляков Н В. О поучении Владимира Мономаха. Отд. оттиск из «Журнала Министерства народного просвещения». 1900. С. 97—98.

425

Там же. С. 71.

426

Шляков Н В. О поучении Владимира Мономаха. С. 97—98. Догадку Н.В. Шлякова о Ростове как начальной точке маршрута Глеба принимает А.Ю. Карпов: Ярослав Мудрый. С. 108—109.

427

Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. 2—3. С. 193— 194, прим. 6.

428

См., например, известие Радзивиловской летописи: ПСРЛ. Л., 1989. Т. 38. С. 129.

429

ПСРЛ. Т. 1. Стб. 349.

430

ПСРЛ. Т. 2. Стб. 493.

431

Шахматов А.А. История русского летописания. Т. 1. Кн. 1. С. 79.

432

См. об этом: Преображенский А.С. Ктиторские портреты Средневековой Руси и их воздействие на русскую агиографию (XI—XV вв.). Дисс. <…> канд. ист. наук. М., 2004.

433

Повесть временных лет. С. 104 (оригинал), 242.

434

См., например: Насонов А. Н «Русская земля» и образование территории Древнерусского государства. С. 173.

435

Насонов А. Н «Русская земля» и образование территории Древне русского государства. С. 178.

436

См.: Голубинский Е. Е. История Русской церкви. Т. 1. Первая половина тома. С. 208.

437

Древнерусские патерики. С. 27.

438

Повесть временных лет. С. 31. О датировке этих событий см.: Королев Л.С. Святослав. С. 101-105.

439

Королев А.С. Святослав. С. 103. Ср.: Повесть временных лет. С. 38 (походы Владимира Святославича), 102, 103 (походы Владимира Моно маха в его «Поучении»).

440

Ключевский В.О. Лекции по русской истории, читанные на Высших женских курсах в Москве в 1872—1875 гг. С. 145—146; ср.: Мавродин В.В. Очерки истории левобережной Украины (с древнейших времен до второй половины XIV века). СПб., 2002. С. 14.

441

См.: Петрухин В.Я. Древняя Русь. Народ. Князья. Религия. С. 178, прим. 34. Похожее мнение ранее высказывал А.С. Хорошев (Хорошев Л. С. Политическая история русской канонизации. С. 30—31).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Борис и Глеб"

Книги похожие на "Борис и Глеб" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Андрей Ранчин

Андрей Ранчин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Андрей Ранчин - Борис и Глеб"

Отзывы читателей о книге "Борис и Глеб", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.