» » » » Михаил Баранов - Йогическое питание в средней полосе. Принципы аюрведы в практике йоги


Авторские права

Михаил Баранов - Йогическое питание в средней полосе. Принципы аюрведы в практике йоги

Здесь можно купить и скачать "Михаил Баранов - Йогическое питание в средней полосе. Принципы аюрведы в практике йоги" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Кулинария, издательство Литагент «Ориенталия»ea272c22-c6cd-11e2-b841-002590591ed2, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Михаил Баранов - Йогическое питание в средней полосе. Принципы аюрведы в практике йоги
Рейтинг:
Название:
Йогическое питание в средней полосе. Принципы аюрведы в практике йоги
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2014
ISBN:
978-5-91994-041-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Йогическое питание в средней полосе. Принципы аюрведы в практике йоги"

Описание и краткое содержание "Йогическое питание в средней полосе. Принципы аюрведы в практике йоги" читать бесплатно онлайн.



Книга содержит важные рекомендации по технологии приготовления действительно вкусной и здоровой пищи и множество готовых рецептов, которые наглядно демонстрируют основные принципы аюрведы в контексте «йогического» питания. Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся традиционными системами оздоровления.






К «правильным» сладким продуктам не относится рафинированный сахар. Сахар и продукты, в избытке его содержащие, сначала оказывают возбуждающее (раджасичное), а затем притупляющее (тамасичное) воздействие. На усвоение сахара организм практически не затрачивает энергии, что является причиной злоупотребления им, вызывающего различные физиологические расстройства. Более здоровая альтернатива рафинированному сахару – коричневый тростниковый. По калорийности он не уступает рафинированному, но имеет несколько более низкий гликемический индекс; в нём содержится много полезных минералов и гораздо больше, по сравнению с рафинированным сахаром, витаминов группы В. Аюрведа рекомендует употреблять молочные сладости, приготовленные на его основе. Также подходят для повседневного питания и различные сорта мёда. Мёд – горячий по своим свойствам, он не должен подвергаться термической обработке (при нагревании более 45 °C в нём снижается содержание витаминов и ферментов и образуются канцерогены). Домашнее варенье допустимо употреблять в умеренных количествах – по одной столовой ложке в день. Избыток сладкого вкуса вызывает несварение, аллергию, болезни, связанные с накоплением слизи, диабет, рак, увеличение лимфоузлов.

Горький и вяжущий вкусы в большинстве случаев тамасичны, но в малых количествах жизненно необходимы. Во время болезни эти вкусы используются в качестве лекарства.

Горький

Горький вкус угнетает аппетит, поэтому в кулинарии применяется в очень маленьких дозах. Содержится в пряных и лекарственных травах, как правило, в сочетании с острым вкусом. Обладает антивоспалительными и антипаразитарными свойствами, очищает кровь, способствует снижению веса, выводит соли, способствует детоксикации. Избыток горького вкуса вызывает нарушение формирования семи тканей. Из пищевых продуктов горьким вкусом обладают кофе, чай, мате. Из лекарственных веществ и растений – полынь, пижма, тысячелистник, одуванчик, горечавка, почки чёрного тополя, аир, мумиё, кора хинного дерева.

Вяжущий

Вяжущий вкус необходим в умеренном количестве для поддержания и укрепления дхату (тканей). Он тяжело переваривается, останавливает понос, заживляет язвы и помогает при кожных заболеваниях, повышает свёртываемость крови, адсорбирует воду[5]. Вяжущим вкусом обладают боярышник, черёмуха, айва, незрелые овощи и фрукты (самый яркий пример – хурма), некоторые лекарственные травы (зверобой, копеечник), кожура граната, перепонки грецкого ореха – отвар из них используют для того, чтобы остановить диарею.

Избыток вяжущего вкуса нарушает абсорбцию, способствуя выведению не до конца переваренной пищи, загрязняет энергетические каналы (нади), вызывает запоры, жажду, волнение, тремор и судороги.

Согревающие вкусы

Кислый, острый и солёный вкусы раджасичны. Эти вкусы стимулируют обмен веществ, они горячие по своей природе и поэтому действуют возбуждающе.

Кислый

Кислый вкус поддерживает кислотность, устраняет жажду, очищает от токсинов, разжижает кровь, нормализует кровяное давление, оказывает стимулирующее и ветрогонное действие. Он питает все ткани, кроме репродуктивной, и способствует их росту. В избытке вызывает кровотечения, икоту, пожелтение кожи, кожные и язвенные заболевания, повышение температуры. Кислым вкусом обладают облепиха, клюква, красная смородина, зелёные яблоки, лимон, лайм и другие ягоды и фрукты. Концентрированным кислым вкусом обладает уксус, очень горячий по воздействию. Применяется он только в сочетании с тяжёлыми для пищеварения блюдами в минимальных количествах. Различные маринады и приправы, содержащие много уксуса, вредны для пищеварения. В повседневном питании вместо спиртового лучше употреблять натуральный 6 %-ный яблочный уксус, обладающий полезными свойствами, а также богатый витаминами и железом гранатовый соус («Наршараб») и домашние соусы (чатни) из кислых фруктов.

Острый

Острым считается вкус, обжигающий рот и язык и вызывающий слёзы. Таким вкусом обладают некоторые овощи (редька, редис, репчатый лук, чеснок, хрен), пряная зелень (горчица, базилик, зелёный лук, черемша), специи (имбирь, различные виды перца, гвоздика, аджван, кумин и другие) и лекарственные травы. Острый вкус оказывает не только согревающее, но и иссушающее воздействие, поэтому употребление практически всех острых специй при занятиях йогой следует ограничить. Их количество должно соответствовать конституциональному типу человека и активности его метаболических процессов. В умеренных количествах острый вкус необходим для поддержания обмена веществ, улучшения аппетита и пищеварения. Его применяют при болезнях, связанных с избытком слизи, при аллергиях, респираторных и кожных заболеваниях. Злоупотребление острой пищей вызывает жажду, язвы в ЖКТ, нарушение сперматогенеза, упадок сил, тремор и боли в теле.

Солёный

Солёный вкус самый горячий – он стимулирует пищеварение, вызывает слюноотделение и ощущение жара. Обеспечивает минеральный баланс, удерживает воду в организме. В малых дозах солёный вкус необходим организму, в умеренных – он действует как слабительное, в больших – как рвотное. Солёным вкусом обладают поваренная, каменная, морская и чёрная соль, сода, различные виды морских водорослей. В небольших количествах минеральные соли содержатся в некоторых пряных травах, например в сельдерее. Злоупотребление солью нарушает водно-солевой баланс, способствует раннему облысению, появлению морщин, обострению кожных заболеваний, потере сил.

Йогу, активно практикующему асаны и пранаяму, все горячие вкусы рекомендуется употреблять в очень умеренных количествах, поскольку при интенсивной практике активизируется работа ферментной системы, организм вырабатывает больше тепла и дополнительная стимуляция пищеварения является одним из факторов, провоцирующих язвенные заболевания органов ЖКТ.

Чтобы полноценно функционировать, организму нужны все вкусы. Неосмотрительно отказывать ему в нужных веществах, слишком буквально понимая «пагубное» влияние тамаса и раджаса. Кроме того, встречаются исключения из правил. Например, кардамон, обладающий в основном острым и горьким вкусами, всё же саттвичен. Считаются саттвичными, в силу их омолаживающего воздействия на ум, и некоторые горькие травы, например брами (брахми, готу-кола), улучшающая мозговое кровообращение, и аир, устраняющий закупорки в пазухах и токсины. Эти растения применяют в составе аюрведических препаратов с целью «раскрытия» и омоложения ума. Среди острых специй в силу своих лекарственных свойств наиболее саттвичным считается имбирь.

Категории саттва, раджас и тамас относятся в первую очередь к состояниям сознания. Влияние продуктов и вкусов очевидно, но относительно для людей с развитой саттвичной природой ума; а развивается саттва в первую очередь через практику йоги. В данном контексте саттвичное состояние является синонимом состояния ясности, которое достигается через практику сосредоточения и созерцания, проявляясь в таких психических качествах, как невозмутимость и уравновешенность.

Пракрити, викрити, тридоша

Чтобы лучше понимать, как следует сбалансировать питание, необходимо знать, как работает наш организм, как он реагирует, живёт, изменяется. Соотношение дош, с которым человек рождается, в традиции аюрведы, родственной йоге, именуют пракрити[6], а текущие изменения в организме относят к викрити. Пракрити рассматривают в двух аспектах: как духовную природу, соотнося её с тремя гунами, и как психофизиологическую конституцию, представленную тремя дошами. В классической аюрведе к дошам принято относиться как к реально существующим субстанциям, и доша определяется как то, что не накапливается в организме, как накапливаются дхату (ткани), и не удаляется из него, как удаляются малы (отходы). Буквально слово «доша» означает «сущность, которая может разладиться», что говорит о динамической природе дош. Согласно аюрведе доши обладают свойствами пяти первоэлементов и являются силами, управляющими всеми процессами в организме. Фактически три доши представляют три функциональных принципа: вата – принцип, организующий любое движение в теле, питта – принцип трансформации (преобразование пищи и тканей), капха – принцип накопления и поддержания стабильности тела.

Пракрити – это изначальное соотношение дош, доставшееся человеку с генами в наследство от родителей, которое определяет характер метаболических реакций в организме и склонность к определённому психотипу. Викрити – дисбаланс, при котором врождённая структура дош искажается, что происходит, когда хотя бы одна из них выходит из равновесия, увеличиваясь или уменьшаясь. В идеальных условиях, когда доши сбалансированы в изначальном соотношении пракрити, организм пребывает в равновесии, признаком которого является совершенное здоровье.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Йогическое питание в средней полосе. Принципы аюрведы в практике йоги"

Книги похожие на "Йогическое питание в средней полосе. Принципы аюрведы в практике йоги" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Михаил Баранов

Михаил Баранов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Михаил Баранов - Йогическое питание в средней полосе. Принципы аюрведы в практике йоги"

Отзывы читателей о книге "Йогическое питание в средней полосе. Принципы аюрведы в практике йоги", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.