» » » » Михаил Баранов - Йогическое питание в средней полосе. Принципы аюрведы в практике йоги


Авторские права

Михаил Баранов - Йогическое питание в средней полосе. Принципы аюрведы в практике йоги

Здесь можно купить и скачать "Михаил Баранов - Йогическое питание в средней полосе. Принципы аюрведы в практике йоги" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Кулинария, издательство Литагент «Ориенталия»ea272c22-c6cd-11e2-b841-002590591ed2, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Михаил Баранов - Йогическое питание в средней полосе. Принципы аюрведы в практике йоги
Рейтинг:
Название:
Йогическое питание в средней полосе. Принципы аюрведы в практике йоги
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2014
ISBN:
978-5-91994-041-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Йогическое питание в средней полосе. Принципы аюрведы в практике йоги"

Описание и краткое содержание "Йогическое питание в средней полосе. Принципы аюрведы в практике йоги" читать бесплатно онлайн.



Книга содержит важные рекомендации по технологии приготовления действительно вкусной и здоровой пищи и множество готовых рецептов, которые наглядно демонстрируют основные принципы аюрведы в контексте «йогического» питания. Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся традиционными системами оздоровления.






Тикшна агни – повышенный, интенсивный

Слишком интенсивное, быстрое пищеварение имеет место при повышении питта-доши и чаще наблюдается у людей питта-типа. Они «всегда хотят есть», чувство голода проявляется резко и остро, делая их раздражительными и даже агрессивными. Это связано с тем, что питта-доша непосредственно связана с процессом переваривания пищи и её избыток приводит к повышению кислотности и воспалительным заболеваниям органов ЖКТ.

Питту, в силу того что она горячая и влажная, расстраивает перегрев – повышенная температура и влажность внешней среды, горячая по свойствам острая, кислая и солёная пища, алкоголь, избыточная физическая активность, горячие эмоции – гнев, ненависть, страсть. С точки зрения аюрведы подавленный гнев делает человека «желчным» не только в переносном, но и в буквальном смысле – меняя микрофлору в желчном пузыре и желчных протоках, повышая кислотность, вызывая воспаление слизистых оболочек желудка и тонкого кишечника.

Питта горячая, проникающая, текучая и кислая, и эти её свойства, усиливаясь, могут приводить к воспалительным заболеваниям. При расстройстве агни, вызванном повышением питты, для человека характерно желание часто и много есть, после еды возникает ощущение жажды, сухость губ и нёба, изжога. При этом может возникнуть сильная тяга к сладостям и прохладным сладким напиткам, поскольку сладкий вкус охлаждает. При сильном дисбалансе агни, вызванном питта-дошей, поднимается температура, наблюдается тошнота, рвота с желчью, возникают боли в печени, хронические воспаления и боли в области эпигастрия. Такое состояние не способствует уравновешенности и ясности ума, а у некоторых людей провоцирует гнев, ненависть, зависть, осуждение и желание критиковать окружающих – далёких и близких.

Манда агни – пониженный, замедленный

Замедленное, вялое пищеварение и притупленное чувство голода имеют место при увеличении капха-доши. Манда агни характерен для людей капха-типа: аппетит к ним приходит постепенно, пища медленно переваривается. Манда агни может быть обусловлен и накоплением амы в ЖКТ. В этом случае тяжесть в желудке может ощущаться даже вне приёма пищи, наряду с симптомами простуды – заложенностью верхних дыхательных путей, кашлем, избытком слизи в лёгких.

Накоплению амы в зоне локализации капхи способствуют факторы, усиливающие капха-дошу, – мокрая холодная погода, сладкая, солёная, вчерашняя и вторично подогретая пища, чрезмерное потребление мучных изделий, кефира, гхи, крахмальной пищи; сон в дневное время после еды. Сопутствующие психические состояния – нежелание понять других людей, тоска, обида, алчность.

В запущенных случаях, когда в результате ослабления агни становится много амы, аппетит и чувство голода полностью отсутствуют, наблюдается тошнота и даже рвота со слизью. Для людей с манда агни характерно вялое состояние перистальтики, атонический запор, сладкий вкус во рту, лёгкая гипотермия – холодная липкая кожа, тяжесть в конечностях, склонность к отёкам и опухолям, фронтитам, гайморитам, вялость, сонливость, потеря сил. О хроническом нарушении обмена веществ говорит наличие белка и слизи в моче и кале, повышенное артериальное давление, диабет, астма, ожирение.

В эмоциональном плане при расстройстве манда агни усиливаются привязанность, чувство собственничества, жадность, брезгливость по отношению к другим людям, чувство собственной важности, двуличность, властолюбие, навязчивость, самолюбование, лень, упрямство.

Сама агни – сбалансированный

Идеальный пищеварительный огонь называют сама агни. О его наличии говорят стабильное здоровье, стойкий иммунитет, эмоциональная уравновешенность, высокая способность к концентрации. При условии сбалансированности дош, в соответствии с пракрити, агни также уравновешен и обеспечивает стабильный обмен веществ. Люди, обладающие сама агни, не только не страдают пищевыми расстройствами, но и более приспособлены к сезонным климатическим изменениям. На эмоциональном уровне им свойственно состояние спокойствия, уравновешенности, самодостаточности и счастья.

Сама агни даёт хороший, но не чрезмерный аппетит; пищеварение происходит практически незаметно. Человек обходится умеренным количеством пищи. После еды он испытывает лёгкость, прилив энергии. Ему несвойственны какие-либо сильные пищевые желания. Пища полностью переваривается и усваивается, служа хорошим материалом для формирования дхату.

Для создания и поддержания сама агни недостаточно хорошо подобранной диеты, важен контроль эмоциональной сферы, гигиенические процедуры и регулярные физические нагрузки с учётом конституциональных особенностей человека, соблюдение режима активности и отдыха. Поэтому необходимо не только соблюдать рекомендации по здоровому питанию, но и регулярно заниматься йогой.

Соответствие питания климату и сезону

Разного рода пища может усиливать или уменьшать влияние климатических факторов на организм. В соответствии с сезоном рекомендуется тип питания, ослабляющий нежелательное влияние холода или жары, влажности или сухости и других специфических особенностей местного климата. Для этого используются продукты, противоположные по свойствам климату и сезону.

Холодный сезон

Вата-доша усиливается в сухую, холодную, ветреную погоду, поскольку сухость, лёгкость, подвижность и холод – качества самой вата-доши. Возбуждённая вата способна угнетать пищеварительный огонь и тканевые агни, в итоге расстраивая все системы организма. Сырая и холодная погода усиливает капху: общее количество воды в организме увеличивается, а холод «сжимает» ткани, замедляя в них циркуляцию жидкостей. Если лишняя влага недостаточно быстро выводится из организма, что происходит при низкой физической активности, то возникающее состояние застоя провоцирует гиперпродукцию слизи и накопление токсинов капха-типа, что выражается в виде простудных заболеваний. Всегда нужно прислушиваться к своему организму – зимой ему обычно требуется меньше жидкости, чем в тёплое время года.

В ответ на преобладание каких-либо первоэлементов в природе организм стремится получить из пищи элементы с противоположными свойствами, и ему в этом лучше помогать, а не препятствовать. Чтобы предупредить расстройство ваты и капхи в холодный сезон, рекомендуется питательная и согревающая пища с бóльшим, чем в тёплое время, количеством жиров и белков. Для лучшего усвоения пищи применяются горячие вкусы: для понижения ваты это кислый и солёный, а для понижения капхи – острый. Предпочтительна прошедшая термообработку тёплая пища, а не сырая и холодная.

Но даже в холодный сезон нужно иметь в виду, что если ведущая доша в конституции – питта, то злоупотребление горячими вкусами вызовет её расстройство. У людей, практикующих агнисара-дхаути и наули, нередко начинаются проблемы с питта-дошей, если в пище присутствует слишком много горячих вкусов. Поэтому, начиная регулярно практиковать хатха-йогу, важно отслеживать происходящие в организме изменения и не потакать ранее устоявшимся привычкам в питании.

Весной вместе с пробуждением природы вата-доша также приходит в движение, стимулируя процессы детоксикации. Накопленные за зиму капха-токсины транспортируются ватой из тканей к органам выделения. Очищению организма способствует сырая пища, богатая грубыми пищевыми волокнами, особенно первая зелень и дикие съедобные травы, проростки злаков и бобовых. Соки и коктейли из этих продуктов оказывают очистительный эффект и, кроме того, насыщают организм микроэлементами, витаминами и праной.

Тёплый сезон

Летом, под воздействием жары и влажности, увеличивается питта-доша. Наличие в это время года свежих фруктов и овощей в совокупности с охлаждающими молочными продуктами позволяет её успешно контролировать. Помимо сладкого вкуса, который в меру охлаждает, людям питта-типа рекомендуется вводить в рацион фиточаи с травами, имеющими горький и вяжущий вкус (ромашка, репешок, зверобой, бадан и т. п.), а также существенно ограничить употребление кислой, острой и солёной пищи. Если же лето сухое, надо позаботиться и о профилактике дисбаланса вата-доши.

Митахара и вихара – диета и упражнения

На соотношение дош существенное воздействие оказывает практика хатха-йоги. Йогическое питание на разных этапах в зависимости от ситуации имеет разные цели. При выполнении шаткарм – очистительных процедур – питанием необходимо поддерживать процесс детоксикации. В этом случае применяются различные монодиеты на основе каш из злаков или кичари (см. с. 118), в отдельных случаях рекомендуются разгрузочные дни на сырых фруктах, овощах, свежевыжатых соках и короткие, от суток до полутора, голодания. Однако шаткармы не предназначены для всех и каждого, они подбираются индивидуально и в каждом конкретном случае имеют свои показания и противопоказания. Далеко не во всех случаях очистительные процедуры являются необходимыми – например, при пониженном весе и истощении дхату большая часть шаткарм противопоказана и требуется не очищение, а сбалансированная диета с применением питательных тоников и лекарственных растений.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Йогическое питание в средней полосе. Принципы аюрведы в практике йоги"

Книги похожие на "Йогическое питание в средней полосе. Принципы аюрведы в практике йоги" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Михаил Баранов

Михаил Баранов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Михаил Баранов - Йогическое питание в средней полосе. Принципы аюрведы в практике йоги"

Отзывы читателей о книге "Йогическое питание в средней полосе. Принципы аюрведы в практике йоги", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.