» » » » Михаил Баранов - Йогическое питание в средней полосе. Принципы аюрведы в практике йоги


Авторские права

Михаил Баранов - Йогическое питание в средней полосе. Принципы аюрведы в практике йоги

Здесь можно купить и скачать "Михаил Баранов - Йогическое питание в средней полосе. Принципы аюрведы в практике йоги" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Кулинария, издательство Литагент «Ориенталия»ea272c22-c6cd-11e2-b841-002590591ed2, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Михаил Баранов - Йогическое питание в средней полосе. Принципы аюрведы в практике йоги
Рейтинг:
Название:
Йогическое питание в средней полосе. Принципы аюрведы в практике йоги
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2014
ISBN:
978-5-91994-041-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Йогическое питание в средней полосе. Принципы аюрведы в практике йоги"

Описание и краткое содержание "Йогическое питание в средней полосе. Принципы аюрведы в практике йоги" читать бесплатно онлайн.



Книга содержит важные рекомендации по технологии приготовления действительно вкусной и здоровой пищи и множество готовых рецептов, которые наглядно демонстрируют основные принципы аюрведы в контексте «йогического» питания. Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся традиционными системами оздоровления.






Вирья продукта зависит от присущих ему качеств – гун. Гуны характеризуют качество пищи, а вирья – её воздействие. В данном контексте гуна буквально означает «свойство, качество, особенность» (все материальные субстанции имеют свои характерные особенности). Для удобства классификации гуны сгруппированы по парам: тяжёлое – лёгкое, сухое – влажное, горячее – холодное, активное – пассивное, твёрдое – мягкое, шероховатое – гладкое и т. д.

Существует ключевое правило: при взаимодействии субстанций со сходными качествами эти качества усиливаются – то есть подобное усиливает подобное, а противоположности нейтрализуют друг друга.

Для классификации используется двенадцать пар гун, но при составлении рациона важно учитывать три пары: тяжёлое – лёгкое, горячее – холодное, сухое – влажное (маслянистое).

1. Тяжёлое – лёгкое

Чтобы определить, какого качества был съеденный вами обед, особого ума не надо – достаточно прислушаться к ощущениям в желудке. Чувство тяжести (при адекватном количестве съеденного) говорит о том, что пища была тяжёлой, отсутствие тяжести свидетельствует о её лёгкости.

Лёгкая пища – та, которая легко усваивается, в процессе пищеварения требуя меньших энергозатрат. Тяжёлая пища переваривается дольше и требует большего оттока крови к пищеварительным органам, поэтому после слишком плотного обеда умственная активность снижается. Лёгкая пища благоприятна для интеллектуальной деятельности и медитативных практик, тяжёлая более питательна и укрепляет тело. Сделать тяжёлую пищу легче можно – употребляя её в меньших количествах, добавляя подходящие специи или стимулируя пищеварительный огонь йогическими крийями. Йогическая диета – митахара – должна соответствовать образу жизни и уравновешивать воздействие практики на тело. Если имеют место существенные физические нагрузки, например при практике йога-асан в силовом ключе (в том числе асан, сильно воздействующих на брюшную полость – маюрасаны, випарита-шалабхасаны, дханурасаны), пища должна быть тяжёлой и питательной, а пищеварительный огонь – достаточно сильным. При слабом агни уже на начальном этапе рекомендуется помимо асан осваивать брюшные манипуляции – агнисара-дхаути, аджгари, наули. При пранаяма-садхане следует особо осторожно подходить к диете. Пища принимается в умеренных количествах, но она должна быть достаточно калорийной и охлаждающей по свойствам. В рацион включается больше, чем обычно, топлёного масла, молока и натуральных сладостей, а также растений, имеющих свойства питательных тоников – это женьшень, алтей, ашвагандха, шатавари[8].

К тяжёлой пище аюрведа относит молоко, сырые овощи и фрукты, говядину и свинину, а к лёгкой – мёд, рис, маш[9], дичь (вариант перевода – мясо животных, обитающих в пустынной местности). Чёткого разделения не существует, свойства продуктов можно менять; многое зависит от приготовления: например, варка риса на молоке или с добавлением гхи делает его более тяжёлым; молоко подогретое[10], с добавлением специй и – после остывания примерно до 45 °C – мёда, становится более лёгким. Сильно влияют на возможности пищеварения сочетания продуктов. Съеденные за один приём несовместимые продукты будут бороться друг с другом за внимание тела, что может привести к несварению. Если все ингредиенты блюда готовятся вместе, они меняют свои первоначальные свойства, превращаясь в единую субстанцию, благодаря чему легче усваиваются. Пища животного происхождения тяжелее растительной. Например, сыр и творог в целом тяжелее бобовых и зерновых, но бобовые тяжелее злаков, сырая пища тяжелее подверженной термообработке, а консервированная тяжелее свежей.

2. Горячее – холодное /  нагревание – охлаждение

В данном случае имеется в виду не температура продукта, а его воздействие на обмен веществ. Тяжёлые продукты охлаждают, поскольку требуют дополнительных затрат энергии на переваривание (аналогия – сырые дрова плохо поддерживают огонь). К таким продуктам аюрведа относит сырые овощи и фрукты, орехи, семечки, неприготовленные злаки. Также охлаждающими считаются все высокопитательные продукты, которые поддерживают процессы роста тканей и накопления энергии. Это в первую очередь богатые белком молочные продукты, всё те же злаки, особенно лепёшки или хлеб из проростков, сейтан – пшеничное «мясо», бобовые. Жиры и легко усваиваемые углеводы, например гхи и мёд, согревают и считаются лёгкой пищей. Приготовление на огне и добавление согревающих вкусов – солёного, кислого и острого – делают пищу более горячей. Энергетическое, согревающее или охлаждающее воздействие оказывают специи. Их грамотное использование требует не только познаний в области аюрведы, но и практических кулинарных навыков.

Температурное воздействие пищи на организм не так существенно, но нужно помнить о том, что вредна очень холодная и очень горячая пища. Поскольку желудок снабжен относительно небольшим количеством кровеносных сосудов, холодная еда или ледяные напитки, попадая в него, останавливают действие ферментов, входящих в состав желудочного сока, и пищевой комок не переваривается, пока желудок не согреется в достаточной мере для нормальной секреции. Слишком горячая, обжигающая пища травмирует слизистые оболочки, не позволяет нормально чувствовать вкус и также затормаживает действие пищеварительных ферментов.

3. Сухое – влажное / осушение – увлажнение

Третий важный фактор – увлажняющие и осушающие свойства пищи. Сухость, грубость и лёгкость усиливают вата-дошу. Добавление в процессе приготовления блюда достаточного количества жидкости, а в конце приготовления – масла делает сухую по своей природе пищу более влажной (маслянистой), и она легче усваивается. Слишком сухими, из-за отсутствия масел и влаги, являются рафинированные продукты, чипсы, мюсли, воздушная кукуруза, бездрожжевые хлебцы, сухари, крекеры, изделия из очищенной от оболочки и зародыша муки.

Воздействие вкусов на доши

На равновесие дош можно влиять с помощью вкусов, поскольку вкус не исчезает и оказывает воздействие на организм даже после того, как пища уже переварена. В аюрведе детально разработана концепция вкусов, согласно которой, помимо ощущения на языке, вкус проявляется на различных этапах пищеварения в ЖКТ и даже после всасывания питательных веществ при образовании тканей.

Как уже отмечалось в начале книги, слово раса, означающее вкус, может иметь и другие смысловые значения в зависимости от контекста. Вкус пищи, ощущаемый во рту, – первый вид расы. Изменения вкуса пищевой субстанции на разных стадиях пищеварения в желудочно-кишечном тракте – это второй вид расы – прапак. Третий вид расы – випак – в строгом смысле слова вкусом назвать нельзя, он проявляется уже после того, как процесс переваривания в ЖКТ завершен, – когда пища усваивается тканями. Випак характеризует влияние усвоенных из пищи веществ на процесс формирования тканей.

Прапак

Прапак – это изменения вкуса пищи, происходящие с момента её поступления в ЖКТ вплоть до всасывания поступивших с пищей веществ через стенки кишечника. В ходе этого процесса преобразования пища проходит три стадии, связанные с работой трёх дош. Собственно изменение вкуса происходит за счёт того, что пища попадает под влияние определённой доши.

Пищеварительный тракт и прилегающие к нему области делятся на три зоны, в которых доши проявляют свою активность в процессе пищеварения.

Зона капхи – верхняя часть желудочно-кишечного тракта (рот, пищевод и верхняя часть желудка). Здесь преобладает склеивающая, смазывающая и разжижающая функция капха-доши.

Зона питты охватывает область от диафрагмы до пупка. Она включает в себя нижнюю часть желудка, поджелудочную железу, тонкий кишечник, печень и желчный пузырь. Питта оказывает на пищу трансформирующее воздействие.

Зона ваты включает в себя толстый кишечник и органы выделения. Здесь преобладает иссушающее, разделяющее и всасывающее воздействие вата-доши.

По мере того как пища продвигается по этим трём зонам, организм находится под влиянием той доши, которая в данный момент активно участвует в пищеварении. На первой стадии доминирует капха, поэтому в течение примерно 30–90 минут после еды может чувствоваться сонливость и некоторая тяжесть во всём теле. При переходе пищи в зону питты ощущается тепло и жажда. В зоне ваты пищеварительный процесс в ЖКТ завершается, и все системы организма активизируются для внешней деятельности.

Вкус на всех стадиях прапака меняется, это уже не изначальный вкус пищи.

На первой стадии пища разжёвывается, увлажняется слюной, проглатывается, разбухает и увеличивается в объёме под воздействием капха-доши. Её вкус становится в основном сладким, даже если изначально в ней присутствовали другие вкусы.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Йогическое питание в средней полосе. Принципы аюрведы в практике йоги"

Книги похожие на "Йогическое питание в средней полосе. Принципы аюрведы в практике йоги" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Михаил Баранов

Михаил Баранов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Михаил Баранов - Йогическое питание в средней полосе. Принципы аюрведы в практике йоги"

Отзывы читателей о книге "Йогическое питание в средней полосе. Принципы аюрведы в практике йоги", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.