» » » Мария Беседина - Прогулки по допетровской Москве


Авторские права

Мария Беседина - Прогулки по допетровской Москве

Здесь можно скачать бесплатно "Мария Беседина - Прогулки по допетровской Москве" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Гиды, путеводители, издательство Астрель: Олимп, год 2009. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Мария Беседина - Прогулки по допетровской Москве
Рейтинг:
Название:
Прогулки по допетровской Москве
Издательство:
Астрель: Олимп
Год:
2009
ISBN:
978-5-271-23963-2 Астрель, ISBN 978-5-7390-2366-7 Агентство КРПА Олимп
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Прогулки по допетровской Москве"

Описание и краткое содержание "Прогулки по допетровской Москве" читать бесплатно онлайн.



Говорят, что допетровская Москва была одним из самых красивых городов мира. Города этого уже нет… Изогнутые улочки, настоящие дворцы из мачтового леса, зерновые мельницы в центре города. Удивительный, ни на что не похожий облик боярских палат и домов горожан не оставлял равнодушным никого из гостей допетровской Москвы. Точных сведений о том городе совсем немного, но зато осталось бесчисленное количество загадок и тайн.

В новой книге Марин Бесединой мы совершим увлекательное путешествие в прошлое, своими глазами увидим московскую старину и ощутим непередаваемый запах ушедшей эпохи.






Богоявленский переулок назван по Богоявленскому мужскому монастырю, находящемуся здесь с 1296 г. Наряду с Даниловским монастырем эта обитель — древнейшая в Москве. К сожалению, до наших времен сохранился только Богоявленский собор, остальные постройки были разобраны в разное время. Как считается, монастырь был выстроен первым удельным московским князем Даниилом Александровичем. Деревянный храм в 1342 г. по приказу Ивана Калиты был снесен, и возведен каменный собор — первый каменный храм Китай-города. В 1624 г, спустя 300 лет после строительства, собор перестроили, а спустя еще 70 лет — в 1693–1696 гг. над храмом был возведен новый, огромный собор — то здание, что сохранилось до наших времен. Одновременно была возведена нижняя церковь с престолом во имя иконы Казанской Божьей Матера Впоследствии в ней был утроен некрополь, в котором хоронили Шереметевых, Долгоруких, Репниных, Ромодановских, Голицыных, Юсуповых, Меншиковых. Окончилось масштабное строительство в 1696 г. освящением верхней церкви Богоявления. Монастырь рос не только вверх — еще в 1672 г. ему княгиней К. И. Репниной было пожертвовано владение ее дяди князя Ю. П. Буйносова-Ростовского, выходившее на Никольскую улицу, и с тех пор обитель была разделена на два двора: передний и задний. Передний выходил на Никольскую улицу, а на задний, строгий, допускались только мужчины и выходил он в Богоявленский переулок.

Ворота обоих дворов были оформлены церквями: на Никольской улице расположилась выстроенная в XVII в. церковь Рождества Иоанна Предтечи, а вторая была освящена во имя Спаса Нерукотворного в 1739 г.

Подворья монастыря располагались тут же, по соседству в Богоявленском переулке, доход с торговли в них шел в монастырь.

В Благовещенский переулок выходит Старопанский. Эта современное название, оно появилось только в 1922 г. по древнему названию этой местности — Старые паны, или просто Паны, известному еще с 1508 г. Считается, что это название могло произойти от некогда сеявшихся здесь поляков. Переулок же назывался Космодемианским — остатки церкви Святых Бессребреников Косьмы и Демиана до сих пор стоят здесь. Известно, что когда-то тут стояли две церкви по соседству друг с другом: Космодемианская и Иоаннозлатоустовская, но вторая со временем стала приделом первой. По крайней мере, в летописи при описании пожара 24 июля 1564 г. упоминается уже одна церковь. Деревянное строение сильно пострадало в огне, но его перестроили — храм был довольно богат. Как только его не называли современники: «за Степановым двором Годунова», «за двором боярина Михаила Борисовича Шеина», «за двором стольника Семена Ивановича Шеина» или «в Панех». Дело в том, что второй конец Старопанского переулка занимал Шейнов двор, принадлежавший в 1620-1630-х гг. известному полководцу и государственному деятелю М. Б. Шеину, которого в 1634 г. обвинили в неудачной войне с Польшей и казнили. Усадьба после этого перешла государству.

Но вернемся к церкви. По преданию, именно в ней Иван Грозный венчался со своей шестой супругой Василисой Мелентьевой. Этот брак закончился для нее несчастливо: Василиса была пострижена в монахини после того, как царь заметил ее «зряшу яро» на своего оружничего. Оружничего, к слову, просто-напросто казнили. Легенда о венчании в Космодемианской церкви вызывает большие сомнения, так как, с одной стороны, странно было бы царю венчаться в деревянной церкви в каком-то далеком от Кремля переулке, а с другой — церковь к тому времени уже очень плохо относилась к бракам государя, и церковное бракосочетание вызывает большие сомнения.

Старопанский переулок выходит в Большой Черкасский, соединяющий Никольскую и Ильинку. Названием своим этот переулок обязан князьям Черкасским, которые владели тут несколькими дворами. В Москве они появились вместе с Марией Темрюковной, «из черкас пятигорских девицей», ставшей второй женой царя Ивана Грозного. Родственники царицы приняли православие и многие из них сменили имена на русские. Впрочем, любви царя им это не добавило: брат Марии Мамстрюк был казнен Иваном Грозным, как считается, за излишнюю жестокость, хотя и командовал он опричным войском. Однако у нее осталось еще два брата: Домелук и Султанкул (Михаил), и уже в следующем веке князья Черкасские стали крупными вотчинниками и были боярами и окольничими.

Мы побывали на Ильинке, обошли ее сверху донизу, заглянули в переулки… Теперь, когда мы вспомнили все древности, бывшие тут некогда, как легко заметить проглядывающий тут и там резной наличник, как легко вообразить, услышав колокольный звон, что история все еще жива в этих местах, так сильно теперь отличающихся от допетровской Москвы. Еще одна улица позади, но сколько интересного еще ждет нас?

Варварка

Третьей крупной и одной из древнейших улиц Китай-города является Варварка. Она идет по берегу, по самой кромке холма над Москвой-рекой от Спасских ворот, и раньше была началом дороги в Владимирском, Рязанском и Казанском направлениях. Изначально по церкви Всех Святых на Кулишках она звалась Всехсвятской — под этим именем ее упоминают летописцы, описывая возвращение князя Дмитрия Донского с Куликовой битвы в 1380 г. Но уже с 1434 г. она фигурирует в летописях как Варварская, или Варьская. Сейчас это название связывают с церковью Святой Варвары, однако церковь была построена в 1514 г. зодчим Алевизом Фрязиным, а улица известна как Варьская уже в XV в., то есть за сто лет до основания церкви. Существует версия, что название улицы произошло от слова «варя», то есть «место, где варят» соль или напиток. Такие вари были в Москве, это описано в исторических документах.

По другой версии, одноименная деревянная церковь могла стоять на улице задолго до нового строения Алевиза Фрязина, и от нее и произошло название улицы.

Улицу не раз переименовывали — то в Знаменскую по Знаменскому монастырю, то в Большую Покровку — по церкви Покрова Божьей Матери на Псковской горе, но все эти названия не прижились, и улица так и осталась Варваркой до наших дней.

Церковь Святой великомученицы Варвары, как мы уже говорили, была построена в 1514 г. при князе Василии III. Возводили ее на средства купцов-сурожан Василия Бобра, Федора Вепря и Юшки Урвихвостова — как считается, родных братьев. Кстати, именно по имени московского гостя Юшки назван нынешний Никольский, а прежний Юшков переулок, в котором стоит церковь Никола Красный Звон.

Чудотворный образ Святой Варвары, хранившийся в церкви, особо почитался торговцами — ведь Варвара, наравне с Параскевой Пятницей, считалась на Руси покровительницей торговли. Эта церковь была настолько популярна в Москве, что по ней в XVI веке была названа не только улица, но и угловая башня Китай-города — Варваринская.

Рядом с церковью располагалось подворье, подаренное Иваном Грозным англичанам в 1556 г. Так возник Английский двор, в котором останавливались английские купцы и послы и их семьи, а также располагались склады товаров. Однако уже в 1649 г. англичане были изгнаны из страны — формально из-за казни Карла: «…Великому Государю ведомо учинилось, что Англичане всею землею учинили большое злое дело, Государя своего Карлуса Короля убили до смерти», а фактически — в ответ на неоднократные жалобы русских купцов на конкуренцию со стороны англичан.

Дальше по улице, рядом с колокольней Знаменского монастыря, выделяясь своей лаконичностью и простотой, находится церковь Блаженного Максима Исповедника. Изначально во второй половине XIV в. купцами из Сурожа была возведена деревянная церковь Князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Но по-настоящему она стала известна только после того, как при ней в 1434 г. похоронили московского юродивого Максима Блаженного. Купцы-сурожане продолжали заботиться о храме и вскоре построили новое каменное здание, освятив главный престол во имя Преподобного Максима Исповедника. В 1698 г. церковь вновь была перестроена костромским купцом М. Шаровниковым и московским купцом М. Верховитиновым, и главный престол освятили именем Максима Блаженного, Христа ради юродивого. Мощи Блаженного Максима хранились в храме до самого его закрытия в 30-е гг. XX столетия — на особо устроенном возвышении под балдахином в серебряном ковчеге.

Если идти дальше по Варварке, то мы минуем территорию Знаменского монастыря, главное здание которого — Знаменский собор — возвышается за игуменскими кельями, построенными в 1676–1680 гг. Сам собор был возведен в 1679–1684 гг. костромскими зодчими Федором Григорьевым и Григорием Анисимовым. История монастыря и собора тесно связаны с семьей бояр Романовых. Двор Никиты Романовича и Захарьина-Юрьева, деда царя Михаила Федоровича Романова, после избрания Михаила Романова на царство стал называться «Старый Государев двор, что на Варварском крестце», и при нем была домовая церковь иконы Божьей Матери «Знамение», очень почитаемой в их роду. Именно на этом дворе и был основан Знаменский монастырь, которому в 1631 г. царем Михаилом Федоровичем была пожалована вся усадьба. Как считается, монастырь заложен в честь рождения наследника, будущего царя Алексея Михайловича.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Прогулки по допетровской Москве"

Книги похожие на "Прогулки по допетровской Москве" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Мария Беседина

Мария Беседина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Мария Беседина - Прогулки по допетровской Москве"

Отзывы читателей о книге "Прогулки по допетровской Москве", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.