» » » Мария Беседина - Прогулки по допетровской Москве


Авторские права

Мария Беседина - Прогулки по допетровской Москве

Здесь можно скачать бесплатно "Мария Беседина - Прогулки по допетровской Москве" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Гиды, путеводители, издательство Астрель: Олимп, год 2009. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Мария Беседина - Прогулки по допетровской Москве
Рейтинг:
Название:
Прогулки по допетровской Москве
Издательство:
Астрель: Олимп
Год:
2009
ISBN:
978-5-271-23963-2 Астрель, ISBN 978-5-7390-2366-7 Агентство КРПА Олимп
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Прогулки по допетровской Москве"

Описание и краткое содержание "Прогулки по допетровской Москве" читать бесплатно онлайн.



Говорят, что допетровская Москва была одним из самых красивых городов мира. Города этого уже нет… Изогнутые улочки, настоящие дворцы из мачтового леса, зерновые мельницы в центре города. Удивительный, ни на что не похожий облик боярских палат и домов горожан не оставлял равнодушным никого из гостей допетровской Москвы. Точных сведений о том городе совсем немного, но зато осталось бесчисленное количество загадок и тайн.

В новой книге Марин Бесединой мы совершим увлекательное путешествие в прошлое, своими глазами увидим московскую старину и ощутим непередаваемый запах ушедшей эпохи.






Впервые этот храм, известный тогда как «Воскресения что на Грязех», упоминается уже в 1493 г. в грамоте боярина Ивана Юрьевича Патрикеева. В 1657 г. его перестроили, храм стал каменным, а в 1695 г. на его месте возвели новую церковь Воскресения Христова — «что в Кадашах». В том же году к храму пристроили высокую колокольню. Возвели церковь на средства богатых купцов Кондрата Марковича Добрынина и сына его Лонгина. Предполагается, что архитектором был С Турчанинов, сподвижник патриарха Никона, завершивший после его смерти начатый им Воскресенский собор в Ново-Иерусалимском монастыре. Внешнее и внутренней убранство храма было очень богатым и содержало много архитектурных новшеств.

Рядом с Кадашевской слободой была слобода овчинников с церковью Михаила Архангела. Храм известен с середины XVI в, в 1612 г. был перестроен на каменный и освящен во имя Покрова Богородицы. В 1665 г. был немного расширен, и тогда же возвели придел Михаила Архангела, по которому храм известен и сейчас. К счастью, он сохранился, и мы всегда можем полюбоваться на него в Овчинниковой переулке.

Чуть дальше располагались слободки, выросшие вокруг дорог на Серпухов и Тулу — толмачей (переводчиков), ордынцев (перевозчиков дани татарам), Казачья слобода и слободки кожевенников, а также Татарская слобода — поселение казанских и нагайских торговцев, потомственных овцеводов и знатоков лошадей, которыми они торговали, а пригнанный для продажи скот пасли на ближних лугах у озерков. Постепенно слободы разрослись и сомкнулись, утратив свою обособленность.

Чем сильнее становилась Москва, тем меньше была угроза нападения на нее — с древности Заречье было самым слабым местом в обороне Москвы, и неудивительно, что даже постройку кремлевской стены начали в 1485 г. с Тайнинской башни, обращенной к Заречью. А чем меньше была угроза, тем быстрее развивались и активнее заселялись эти места. Именно с Заречьем одна из легенд связывает окончательное освобождение страны от татаро-монгольского ига. В местности, позднее названной «Болвановка», или «Болвановье», великий князь Иван III встретил послов золотоордынского хана Ахмата и отказался платить ему дань.

На границе XV–XVI вв. появилась Пятницкая улица, соединявшая «живой» (сейчас Большой Москворецкий) мост с церковью Параскевы Пятницы. Пятницкий храм располагался в центре Ленивого Торжка, или Ленивки — небольшого торга, где товары продавали прямо с возов. Отсюда Пятницкую нередко называли Большой Ленивской Мостовой. Подобные торжки известны с глубокой древности и возникали, как правило, у границы заселенной территории, «на всполье», при дороге, где был простор для скопления множества телег. Так случилось и в Заречье: Ленивый Торжок образовался на свободной территории. Недаром храм Параскевы называли еще «Проща», то есть околица, место прощания. От Торжка шла дорога на Коломну и Рязань, ставшая со временем Новокузнецкой улицей. Название Ленивка продержалось в Москве до самого XVIII в., часто используясь в качестве синонима Пятницкой улицы. А еще Пятницкую иногда называли Хорошей улицей. Ленивый Торжок в Заречье имел свою специфику и неповторимый колорит, отличающий его от других Торжков. Произошло это из-за большого количества ордынцев и близости Татарской слободы. Даже в наше время на бывшем Пятницком рынке традиционно торговали кониной.

Вспомним, что Параскева Пятница покровительствовала не только путешественникам, но и торговцам, и особо почиталась на Руси. Нередко храмы ее ставили у больших дорог. В церкви хранилась чудотворная икона святой и умело вырезанный деревянный иконостас — оттого храм был очень любим. К сожалению, в 1934 г. его снесли.

В течение XVII столетия Пятницкая становится одной из важнейших магистралей Замоскворечья, продолжаясь до Серпуховских ворот и главенствуя на восточной половине района, тогда как на западной основной улицей была Якиманка. Вдоль обеих улиц строили большое количество каменных зданий, принадлежащих, как правило, богатым купцам. Ордынка стала пограничной трассой между двумя половинами Заречья, что вполне закономерно — ведь еще в XV в. она разделяла Кадашевскую слободу и «Ордынцев» (Татарскую слободку, толмачей и людей, выполнявших поручения в Орде) между собой.

Параллельно Большой Ордынке отходила (и отходит сейчас) Малая Ордынка, оставшаяся от какой-то древней дороги и начинающаяся с нынешнего Климентовского переулка, где в XV а начинались «всполья». Это название добавлялось к церквям, построенным тут — так, появились церковь Георгия на Всполье (деревянная церковь известна с 1631 г.), разрушенная церковь Покрова в Ордынцах (на Всполье), церковь Екатерины на Всполье (известна с 1612 г).

Параллельно Новокузнецкой к мосту в районе Балчуга шла Татарская улица, выходящая к берегу старицы там, где сейчас проходит Большой Овчинниковский переулок, и оттуда поворачивала к «живому» мосту.

В XVI в. в Заречье стала возникать оборонительная система. Сначала в 1535 г. там поселился отряд «пищальников», выведенных из Пскова, затем — в 1550 г. — Иван 1]розный основал там систему стрелецких слободок с основным укреплением в острожке в Климентовским городке. Такой активный наплыв военных привел и к наплыву мирного населения, которое чувствовало себя в куда большей безопасности, а район еще долго назывался Стрелецкой слободой. Вдоль южной границы Заречья также располагались укрепления.

Вообще, своей оборонительной стены у Заречья не было, и защита его (и, соответственно, Кремля) была основана на так называемых «обозах», или «гуляй-городах» — мобильных крепостях с нарядами пушкарей, деревянными щитами и прислугой. Именно благодаря успешной обороне такими «обозами» Крымского брода (сейчас Крымского моста) в 1591 г. Москва защитилась от орды Казы-Гирея.

В 1591–1592 гг. возводят Скородом — Земляной вал, и это полностью определяет вовлечение Заречья в городскую среду и его дальнейшее развитие. До этого момента оно представляло собой хаотичные поселения-слободы с пустыми пространствами на месте болот и озер и с дорогами, отходящими от бродов в разных направлениях. Слободы жили в основном обособленно, со своим начальством, церквями и праздниками, теперь же Заречье становится городом, с городским характером застройки. Улицы меняют свои направления, так как ведут теперь к воротам в Земляном городе — Калужским, Серпуховским, Фроловским (на месте современной Павелецкой площади), а также воротам, где город покидали древние дороги Ордынка и Кузнецкая улица. Неосвоенные и пустые территории исчезли. В начале XVII в. в Нижних Садовниках, застроенных плотнее, чем другие слободы, появилась Садовническая улица, проходящая параллельно реке.

До XVII в. Заречье, за исключением храмов Иоанна Предтечи «что под Бором» и Георгия в Ендове, было полностью деревянным. От застройки остальной Москвы дворы тут отличались наличием больших садов и огородов. Именно с этой стороны Лжедмитрий напал на Москву — миновав Серпуховские ворота, он прошел все Заречье до самого Кремля. В 1612 г. на территории этого района велись активные боевые действия, здесь находился центр сопротивления полякам, и неудивительно, что территория сильно пострадала от захватчиков. Сгорели деревянные стены Земляного вала, пострадало множество строений, Заречье было полностью опустошено. 24 августа 1612 г. в ожесточенном сражении, развернувшемся на месте современного Климентовского переулка, войска Минина и Пожарского нанесли сокрушительное поражение польскому отряду гетмана Ходкевича, который прорывался к осажденным в Кремле полякам, что предрешило изгнание поляков из Москвы.

После этого началось восстановление Заречья: починили земляные насыпи, углубили ров по периметру укреплений, устроили бастионы. Развернулось активное каменное строительство, были построены новые и перестроены старые палаты и церкви. Из кирпича построили Серпуховские и Фроловские (Лужнецкие, Зацепские) ворота, Козьмодемьянский (Гилдянский) и Всехсвятский мосты, установили «живой» — наплавной (сейчас Большой Москворецкий) мост на месте старого брода.

Население заречья в XVII в. делилось на три больших группы, и это оказывало сильное влияние на планировку района. В первую очередь это были жители слобод — ремесленники, обеспечивавшие продукцией царский двор. Садовническая, Овчинная, Кузнечная, Монетчиковая, Кожевенная и Коломенская ямская слобода, жители которой занимались ямским извозом в Коломну, полукругом охватывали район. Второй группой поселенцев были купцы, которые с развитием торговли в Москве все чаще переселялись в Заречье, оставляя свои лавки и управляющих в Китай-городе. Ну, и третьей, последней частью населения были стрельцы, выполнявшие не только военные, но и полицейские функции, несущие караулы, занимающиеся тушением пожаров и просто торговлей.

А теперь, когда мы узнали об истории Замоскворечья, самое время взглянуть и на памятники, что оставили нам прошедшие: времена. Мы уже говорили о храмах Михаила Архангела и Иоанна Предтечи «что под Бором», о церкви Параскевы Пятницы в центре Ленивого Торжка. Но ведь были и другие замечательные храмы, и теперь самое время с ними познакомиться.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Прогулки по допетровской Москве"

Книги похожие на "Прогулки по допетровской Москве" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Мария Беседина

Мария Беседина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Мария Беседина - Прогулки по допетровской Москве"

Отзывы читателей о книге "Прогулки по допетровской Москве", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.