» » » Мария Беседина - Прогулки по допетровской Москве


Авторские права

Мария Беседина - Прогулки по допетровской Москве

Здесь можно скачать бесплатно "Мария Беседина - Прогулки по допетровской Москве" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Гиды, путеводители, издательство Астрель: Олимп, год 2009. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Мария Беседина - Прогулки по допетровской Москве
Рейтинг:
Название:
Прогулки по допетровской Москве
Издательство:
Астрель: Олимп
Год:
2009
ISBN:
978-5-271-23963-2 Астрель, ISBN 978-5-7390-2366-7 Агентство КРПА Олимп
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Прогулки по допетровской Москве"

Описание и краткое содержание "Прогулки по допетровской Москве" читать бесплатно онлайн.



Говорят, что допетровская Москва была одним из самых красивых городов мира. Города этого уже нет… Изогнутые улочки, настоящие дворцы из мачтового леса, зерновые мельницы в центре города. Удивительный, ни на что не похожий облик боярских палат и домов горожан не оставлял равнодушным никого из гостей допетровской Москвы. Точных сведений о том городе совсем немного, но зато осталось бесчисленное количество загадок и тайн.

В новой книге Марин Бесединой мы совершим увлекательное путешествие в прошлое, своими глазами увидим московскую старину и ощутим непередаваемый запах ушедшей эпохи.






Верхний храм Знаменского собора остался посвящен иконе Богоматери «Знамение», придел был освящен во имя Михаила Малеина — небесного покровителя царя Михаила Федоровича. Нижний храм Преподобного Сергия Радонежского имел предел Святителя Николая Чудотворца. Много реликвий в монастырь было пожертвовано патриархом Филаретом (Романовым) и инокиней Марфой — в миру Ксенией Романовой, супругой Филарета до их совместного пострижения. На престольный праздник в храм всегда прибывали царь и патриарх, выносились иконы, святая вода — народ видел, как царь любит свою родовую церковь. В 1674 г. после пожара мастером Мелетием Алексеевым были построены сводчатые «казенные кельи», где хранились денежные средства монастыря.

До нашего времени от монастырских построек сохранились только собор и братский корпус.

Если пойти по Варварке дальше в сторону Китайгородской стены, то мы вскоре встретим еще один замечательный храм, уцелевший (правда, не в своем первозданном виде) до нынешних времен. Это церковь Георгия Победоносца, «что на Псковской горе». Название местности появилось после завоевания Пскова, когда здесь поселилось несколько сотен семей псковичей. Пятиглавая церковь возникла в 1657 г. после сноса старой и на ее фундаменте во владении боярыни Марии Кошкиной-Голтяевой, тещи великого князя Василия II. Равный престол храма был посвящен Покрову Пресвятой Богородицы, а приделы — великомученику Георгию и святителю Петру, митрополиту Московскому. Также храм называли «что у старых тюрем» или «что подле Варварского крестца у тюрем» — между ним и Китайгородской стеной располагался Тюремный двор. А часть улицы, в которой находился храм, также звали Покровской — по главному престолу храма.

А на противоположной стороне Варварки, на углу с Никитниковым переулком, подле Варварских ворот раньше была церковь Иоанна Предтечи. Построил ее Филарет Никитич Романов в 1626 г. в память посвящения его в патриархи 24 июня 1619 г. У церкви имелся придел во имя Боголюбской Божьей Матери, чья чудотворная икона висела на Варварских воротах.

От Варварки вверх к Ильинке шли переулки, в которых и торговали, и держали склады. Всего переулков четыре: Хрустальный, Рыбный — по названиям товаров, которыми в них торговали, Никольский и Ипатьевский. Хрустальный переулок проходит между Средними торговыми рядами и зданием старого Гостиного двора. Средние торговые ряды тянулись по восточной границе Красной площади, сверху переходя в Верхние на Никольской улице, а снизу, соответственно, в Нижние — в Зарядье. Следующий переулок — Рыбный — проходит между зданиями старого и нового Гостиного дворов. О старом Гостином дворе мы говорили уже, когда беседовали об Ильинке: «Недалеко от крепости есть большой, обнесенный стенами дом, называемый двором господ купцов, в котором купцы живут и хранят свои товары». На месте нового Гостиного двора, архитектор которого, к сожалению, неизвестен, в допетровскую эпоху был «общественный Рыбный двор», состоящий из одноэтажных лавок, поставленных в два ряда параллельно переулку. Из-за рыбных лавок переулок и получил свое название.

Ипатьевский переулок сейчас перегорожен, из исторических зданий остались лишь те, что расположены на пересечении переулка с улицами Ильинкой и Варваркой. В здании № 12 в XVII в. находились палаты Симона Ушакова — знаменитого русского иконописца, картографа и рисовальщика, посвятившего свою жизнь развитию русского иконописного искусства.

В 22 года он поступил на государеву службу в Серебряную палату, где «знамения» предметы царской утвари, то есть разрисовывал их образами святых, например, или орнаментами. Спустя 15 лет службы Симон был переведен в иконописцы Оружейной палаты. Иконопись на Руси тогда переживала нелегкие времена. С одной стороны, она подвергалась влиянию со стороны иностранных художников, которых во множестве пригласил царь Иван Грозный после московского пожара 1547 г. А с другой — эти влияния встречали сильное отторжение Со стороны православного духовенства, считающего католические мотивы в изображении святых ересью. Нередки случаи изымания таких пиков из храмов и публичного выкалывания им глаз.

К счастью, начальником Оружейной палаты в то время был боярин Богдан Матвеевич Хитрово, сторонник «фряжских» тенденций в искусстве, привечавший в своем ведомстве иностранных рисовальщиков и иконописцев. Фряжской называлась иностранная традиция изображать святых на иконах с большим реализмом. Традиционная иконопись в то время переживала кризис, и сам царь Алексей Михайлович положительно относился к тому, чтобы придать древним сюжетам большую живость. Именно Симон Ушаков руководил живописцами и сам отбирал их. Он был художником и ремесленником, чертежником и рисовальщиком, живописцем и иконописцем Около 1667 к Ушаков опубликовал трактат о живописи под названием; «Слово к люботщателям иконного писания», в котором, в том числе, объяснял необходимость нового подхода. Благодаря ему русская иконопись возродилась в новом, обновленном обличи и — переоценить вклад этого человека в русское искусство трудно. Мы можем только пожалеть, что не сохранились его палаты — место, видевшее расцвет иконописи в Москве и всей России.

Иконы Ушакова украшают церковь Троицы Живоначальной «что в Никитниках». Современный Никитников переулок назван по фамилии богатого ярославского купца Григория Никитникова. Изначально здесь стояла церковь великомученика Никиты «на Глинищах», но в 1626 г. она сгорела при пожаре, хотя икону великомученика удалось спасти. Вскоре после этого Никитников выстроил новую церковь во имя Живоначальной Троицы, при которой соорудил придел Никиты-великомученика. В этом приделе располагалась семейная усыпальница Никитниковых.

Церковь очень красива, это поистине жемчужина архитектуры, которой впоследствии подражали и в Москве, и в других городах. Пятиглавая, поставленная на высокий подклет, декоративно оформленная и нарядно покрашенная, она была видна издалека и считается одной из прекраснейших церквей в Москве. Кроме придела Никиты, при церкви были еще приделы Святого Николая — северный, Апостола Иоанна Богослова и Грузинской иконы Божьей Матери, по которому часто называют и саму церковь. Икона была привезена из Грузии в 1629 г. — по легенде, ее выменял церкви Степан Никитников, брат строителя церкви, для Красногорского монастыря, а во время «морового поветрия» (чумы) в 1654 г. эту чудотворную икону привезли в Москву и поставили в Троицкой церкви. Тогда же были закончены росписи внутреннего убранства храма.

Впоследствии в церкви остался свиток иконы. Церковь вообще богата иконами — для нее в 1659 г. Яков Казанец, Симон Ушаков и Гаврила Кондратьев написали икону «Благовещение с акафистом», также Симоном Ушаковым были написаны иконы «Великий архиерей», «Богоматерь Владимирская» или «Насаждение древа Государства Российского».

Заканчивая разговор о Варварке, вспомним, что в старину здесь, близ Варварских ворот, находился Аптекарский двор — особый склад лекарственных трав, собранных для лекарственных надобностей.

Зарядье

За Варваркой вниз к Москве-реке начинается район Зарядья, распространявшийся между Москворецкой улицей, соединяющей собор Василия Блаженного и Москворецкий мост, и Китайгородской стеной. Стена Китай-города, отделявшая Зарядье от реки, была построена в 1534–1538 гг.

В древности этот район назывался Подолом, или Поречьем — название Зарядье закрепилось за ним только в XVI в. после того, как на Красной площади построили торговые ряды. Заселение же его началось еще в XI–XII вв. — в то время в Поречье селились в основном ремесленники, и только в XV–XVI вв., с развитием торговли, здесь появились палаты бояр и подворья иностранцев.

Само Зарядье по своей планировке сильно отличалось от остальной части Китай-города — казалось бы, оно все состоит из мелких построек, налепленных вдоль кривых и извилистых переулков. С Варварки вниз шли Зарядьевский переулок, вдоль которого располагались торговые помещения — так называемые Нижние ряды, Малый Знаменский (переименованный впоследствии в Максимовский), Псковский, на углу которого находились постройки Знаменского монастыря, образовавшие целый квартал и давшие имя обоим Знаменским переулкам, и Кривой переулок, идущий к набережной Москвы-реки. Пересекали их — параллельно Варварке — Мытный, Большой Знаменский (потом Елецкий) и Ершов, названный по фамилии одного из домовладельцев. Обычно в Зарядье строили двух-, редко трехэтажные дома, с маленькими окнами и тесными комнатами, вход в которые был с пристроенных со стороны улицы галерей-«галдареек». Чем только не торговали тут: пряностями, воском и церковными свечами, мылом, веревками, рогожами, бумагой; на углу Москворецкой улицы у Москворецкого моста стояли лавки, продающие живую рыбу. Вдоль набережной торговали хлебом. А еще в Зарядье продавали готовое платье, и особенно бойко торговля шла перед Святой неделей, перед Рождеством и поздней осенью, когда требовалась теплая одежда. Не брезговали продавать и «заштукованные» вещи. «Штуковать» тогда означало так тщательно зашивать прорехи, что даже при пристальном разглядывании невозможно было определить, что ткань повреждена. Мастера-портные, что занимались этим, так и звались — штуковальщики.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Прогулки по допетровской Москве"

Книги похожие на "Прогулки по допетровской Москве" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Мария Беседина

Мария Беседина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Мария Беседина - Прогулки по допетровской Москве"

Отзывы читателей о книге "Прогулки по допетровской Москве", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.