» » » » Наталья Цветкова - История текстильного искусства и костюма. Древний мир. Учебное пособие


Авторские права

Наталья Цветкова - История текстильного искусства и костюма. Древний мир. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Наталья Цветкова - История текстильного искусства и костюма. Древний мир. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Техническая литература, издательство Литагент «Издательство „СПбКО“»1b737575-e313-11e2-8fb3-002590591ed2, год 2010. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Наталья Цветкова - История текстильного искусства и костюма. Древний мир. Учебное пособие
Рейтинг:
Название:
История текстильного искусства и костюма. Древний мир. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
2010
ISBN:
978-5-903983-16-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История текстильного искусства и костюма. Древний мир. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "История текстильного искусства и костюма. Древний мир. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Учебное пособие предназначено для обучающихся художественным дисциплинам, изучающих особенности текстиля и костюма в контексте конкретного исторического периода. В пособии рассматривается эволюция текстильного орнамента, выявляются этнические особенности текстиля и костюма разных народов Древнего мира. Текстильное искусство, являясь одной из древнейших форм самовыражения человека, отражает историю каждого народа. Особенности материала, способ изготовления, орнаментация ткани говорят о многом: о культурных, социальных, религиозных, политических особенностях древних государств.






Около 2550 года до н. э. Саргон Аккадский завоевал шумеров и создал державу, простиравшуюся от Персидского залива до Средиземного моря. Таким образом, Аккад стал столицей государства, которое стало первым объединителем всего Двуречья и самым древним городом, основанным семитами. Приблизительно после 2500 года до н. э. аккадская держава пришла в упадок, и для шумеров наступил новый период независимости и процветания, это эпоха третьей династии Ура и возвышения Лагаша. Она закончилась около 2000 года до н. э. с усилением Аморейского царства – нового семитского государства со столицей в Вавилоне. В результате этого шумеры навсегда утратили независимость, а территория прежних Шумера и Аккада была поглощена державой правителя Хаммурапи. Хотя народ шумеров перестал существовать и исчез шумерский язык, шумерская система письма клинопись и многие элементы религии были важной частью вавилонской, а позже ассирийской культуры. Можно сказать, что именно шумеры заложили основы цивилизации значительной части Ближнего Востока.

В конце 2 тыс. до н. э. шумеры ассимилировались с вавилонянами. Расцвело древнее рабовладельческое государство Вавилон. Вавилон на древнем семитском языке называли «Бабилю», что означало «Врата бога», на древнееврейском это название трансформировалось в «Бабель», на греческом и латинском – в «Бабилон». Интересно, что до сих пор самый северный из холмов на месте древнего Вавилона называется Бабиль. Город Вавилон достиг вершины величия во время правления царя Хаммурапи (правил в 1792–1750 гг. до н. э.) став столицей своего царства. Хаммурапи стал автором первого в мире свода законов, откуда происходит, известное и сегодня, выражение «око за око, зуб за зуб». Вавилонское государство представляло собой единство светской и религиозной власти, сосредоточенной в руках деспота. Период расцвета государств Ассирии и Вавилонии, именуемый как Ассиро-Вавилонская культура относится к VIII–VII вв. до н. э. Ассиро-вавилонская культура стала наследницей культуры Древней Вавилонии.

Ассиро-вавилонское орнаментальное искусство находилось под сильным влиянием Египта. Основными растительными мотивами были плод ананаса и священное дерево. Часто использовалась фигура крылатого быка с человеческой головой, который назывался керубин. Судить об орнаментальном искусстве Ассиро-Вавилонии можно по сохранившимся до настоящего времени изразцам, характерными цветами которых были светло-желтый, оранжевый, черный и белый. В росписях и скульптуре Ассиро-Вавилонии преобладают синий, красный, золотой, белый и черный цвета. Многие формы ассиро-вавилонского геометрического орнамента можно видеть в греческом, арабском и мавританском орнаментах.

Ткани, производившиеся в Ассиро-Вавилонии, были, главным образом, шерстяными. Здесь высоко было развито красильное искусство. Особенно ценились ткани пурпурного и темно-фиолетового цвета. Одежда из таких тканей стоила очень дорого и носилась лишь высшим сановникам.

Ассиро-вавилонская одежда развилась из тех форм, которые существовали у западноазиатских народов и халдеев, покоренных ассирийцами. Основной мужской одеждой была «канди» – рубашка с короткими рукавами. По аналогии с египетским схенти, канди носили представители всех сословий. Одежда различалась по качеству ткани и длине. Так, например, у знатных людей одежда была более длинной, у остального населения – более короткой и удобной для работы. Роскошные канди украшались пурпурной бахромой. Приближенные царя имели обшитую бахромой перевязь, которую надевали наискось на одно или оба плеча (рис. 7). В зависимости от положения человека бахрома перевязи была более длинной или короткой. В качестве верхней одежды царь, жрецы и знать носили накидку-плащ, которая украшалась вышитыми узорами: розетками, заключенными в концентрические круги или квадраты; каймой с различными аллегорическими сценами; мотивами, изображавшими дерево жизни с двумя зверями, стоящими по его сторонам. В дальнейшем эти старинные узоры получили развитие в персидских тканях. Такой плащ назывался «конас», он был прямой сзади и закругленный спереди. Обувью служили сандалии с задниками из твердой кожи. К этим задникам крепились ремни, которыми обувь подвязывалась к ноге.

Рис. 7. Рельеф из дворца Ашшурнасирапала

Головным убором в Ассиро-Вавилонии были головные повязки в виде тюрбана. Царь носил белую войлочную корону «кидарис», украшенную золотыми пластинками. Кроме того, ассирийские цари носили тиару, представлявшую собой гладкий твердый клобук с диадемой и двумя вышитыми лентами, спускавшимися на спину, а также невысокую круглую золотую шапку с украшениями наподобие рогов. Знаком царского достоинства считался богато орнаментированный зонтик. На руках царь носил по два браслета: на запястье и выше локтя.

О том, как выглядел женский ассиро-вавилонский костюм, можно судить по единственному сохранившемуся рельефу, изображающему женщин – это сцена пира царя Ашшурбанипала с женой в беседке, увитой виноградом. По рельефу видно, что женский ассирийский костюм состоял из тех же элементов, что и мужской, и изменялся под его влиянием. Жена царя, изображенная на рельефе, одета в длинное прямое богато орнаментированное платье и накидку, подобную конасу царя. На прислужницах царицы надеты простые прямые платья.

Что касается особенностей прически ассиро-вавилонян, то следует отметить, что они всегда заботились о своих волосах и бороде. Ухоженные волосы и пышная борода считались признаком высокой нравственности их обладателя. Волосы завивали, укладывали ровными прядями, заплетали в косы, использовали различные масла и помады, а также накладные бороды. Известно, что в Асииро-Вавилонии существовали парики и применялись косметические средства. Белила, румяна, подводка глаз и бровей широко использовались как мужчинами, так и женщинами.

Многочисленные археологические находки свидетельствуют о развитии ювелирного искусства в Ассиро-Вавилонии. И мужчины, и женщины носили диадемы, кольца, перстни и серьги разнообразной формы, браслеты на запястьях и выше локтя. Эти браслеты имели форму спирального обруча, украшенного звериной головой или плоских широких колец. Интересно, что в ассирийцы не носили украшений на шее и груди, за исключением цилиндрика из яшмы или халцедона, который служил печатью и носился на шнурке. Царь, жрецы и сановники надевали также символические ожерелья из жемчуга.

Рассмотрев особенности текстильного искусства и костюма шумер и Ассиро-Вавилонии, можно с одной стороны отметить их своеобразие, а с другой – параллели с египетскими формами одежды. Так же, как и в Древнем Египте, формы костюма здесь достаточно просты: прямая рубашка, плащ драпировка. Однако в костюмах Ассиро-Вавилонии наблюдается большее количество украшений (бахрома, перевязь), чем в египетских. Важно отметить, что и в костюме Древнего Египта, и в костюме Ассиро-Вавилонии сословное различие подчеркивается лишь качеством материала при неизменной базовой форме одежды.

В середине VI в. до н. э. древнеперсидские цари из рода Ахеменидов разгромили Вавилон, образовав новое рабовладельческое государство Ахеменидов. К V в. до н. э. оно превратилось в могущественную империю, охватившую земли Персии (Ирана), Передней и Малой Азии, Армении и Египта. Первая великая персидская империя, основанная Киром Великим, просуществовала с 558 по 330 гг. до н. э. К этому времени относится создание дворцовых комплексов в Пасаргадах, Персеполе и Сузах. Характерной одеждой персов была свободная подпоясанная рубашка, спускающаяся широкими складками. Царь носил на голове тиару, расшитую золотом и драгоценными камнями. В персидском орнаменте цветовые композиции строятся на мягких полутонах, используя характерные цвета: голубой с аквамариновым оттенком, светло-розовый, приглушенный красный с терракотовым оттенком, зеленоватые, охристые и т. д.

В состав Персидской империи при царе Кире вошла страна – Фригия, расположенная на западе Малой Азии и населенная, как полагали в древности, «старейшим народом Мира», который, по словам Геродота, был «трудолюбив, энергичен и управлялся своими королями». Древнеримские поэты часто называли фригийцев троянцами. Основным видом одежды фригийца была простая рубашка с поясом или двумя поясами. Штаны фригийцев назывались анаксириды или сарабары и были присборены в нижней части. В качестве плаща использовали легкую, раскрытую спереди накидку с короткими, узкими рукавами. Головной убор фригийцев представлял собой войлочный колпак и назывался пилеус. Он имел коническую или яйцевидную форму с наушниками, затыльником и загнутым вперед верхом. Фригийскую шапку носили как мужчины, так и женщины, но женщины часто удлиняли затылочную часть, и она образовывала плащ.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История текстильного искусства и костюма. Древний мир. Учебное пособие"

Книги похожие на "История текстильного искусства и костюма. Древний мир. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Наталья Цветкова

Наталья Цветкова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Наталья Цветкова - История текстильного искусства и костюма. Древний мир. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "История текстильного искусства и костюма. Древний мир. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.