Валентин Ковальчук - 900 ДНЕЙ БЛОКАДЫ. Ленинград 1941—1944

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "900 ДНЕЙ БЛОКАДЫ. Ленинград 1941—1944"
Описание и краткое содержание "900 ДНЕЙ БЛОКАДЫ. Ленинград 1941—1944" читать бесплатно онлайн.
Книга посвящена истории героической битвы за Ленинград, ее значению в Великой Отечественной войне. В ней рассмотрены варварские планы Гитлера уничтожения Ленинграда и его жителей, причины краха этих планов, описаны боевые действия советских вооруженных сил в обороне города и их наступательные действия, закончившиеся разгромом гитлеровских войск, осаждавших Ленинград; отражена роль И. В. Сталина, К. Е. Ворошилова, Г. К. Жукова в обороне Ленинграда. В книге подробно рассказано о Ленинграде до блокады и о положении ленинградцев в блокированном городе, их трагическом положении и героическом труде в интересах обороны Ленинграда. В книге показано, что Ленинград выстоял и победил не только благодаря героизму ленинградцев и их защитников, но и постоянной помощи страны, поступавшей в осажденный город зимой и летом по не имевшей аналогов в мировой истории Ладожской дороге жизни и по дороге Победы.
Книга основана на новых документах и литературе, а также собственных исследованиях автора, посвященных истории битвы за Ленинград.
Выдающаяся победа под Ленинградом и беспримерный героизм ленинградцев были высоко оценены зарубежными деятелями и органами печати. «Мы знаем о том, какие неописуемые лишения перенесло население Ленинграда в течение 17 месяцев блокады и бомбардировок, — заявил председатель сенатской комиссии по иностранным делам США Коннэли. — Выдающиеся подвиги советской армии, прорвавшей укрепленные германские линии и заставившей осаждавших город гитлеровцев отступить, войдут в анналы высочайших военных достижений».[401]
Но гитлеровское командование не признавало своего поражения и даже победу советских войск изображало как их поражение. 2 марта 1943 г. в газете «За Родину», издававшейся на русском языке в Риге отделом пропаганды группы армий «Север», в заметке под заголовком «Итоги советского наступления» утверждалось: «Цель большевистской стратегии — разгром германского оборонительного фронта — не достигнута. На северном участке, состоящем из кольца, окружающего Ленинград… советы, сконцентрировав здесь большое количество войск и боеприпасов, начиная с 13 января пытались прорвать германские позиции, освободить из окружения Ленинград и сократить линию фронта по прямой Ленинград — Ильменское озеро. Таким путем они надеялись захватить железные дороги и шоссе, ведущие в Ленинград. Наступление, ведшееся с растущим ожесточением в течение последних шести недель, закончилось полной неудачей. Советы, правда, захватили небольшую береговую полосу на юге Ладожского озера, однако отсутствие дорог и непроходимость местности не дают возможности использовать это место для снабжения Ленинграда».[402]
В ходе семидневных боев противник понес большие потери. Советские войска захватили большие трофеи, среди которых был немецкий тяжелый танк «Тигр», широко использованный затем противником в сражениях на Курской дуге. Потери советских войск убитыми, пленными и пропавшими без вести составили 33 940 человек.[403]
За стойкость и мужество 136-я и 327-я стрелковые дивизии и 61-я танковая бригада были преобразованы в гвардейские, 19 тыс. бойцов и командиров были награждены орденами и медалями, 25 воинам было присвоено звание Героя Советского Союза, среди которых были старший лейтенант Я. И. Богдан и красноармеец Д. С. Молодцов, закрывшие своими телами амбразуры вражеских дотов.
Серьезную помощь советским войскам в период подготовки и проведения операции по прорыву блокады Ленинграда оказали ленинградские партизаны. Они действовали в основном на коммуникациях противника с целью помешать передвижению вражеских войск. В декабре 1942 г. — январе 1943 г. партизаны, участвовавшие в операции по прорыву блокады, подорвали 46 воинских эшелонов, в результате чего было разбито 42 паровоза, 147 вагонов с живой силой, 27 — с боеприпасами, 100 платформ, более 150 вагонов с боевой техникой и военным имуществом и 13 цистерн с горючим.[404]
И хотя дальнейшие действия Ленинградского и Волховского фронтов в феврале и марте 1943 г. по расширению полосы прорыва не дали ожидаемых результатов, прорыв блокады стал переломным моментом в битве за Ленинград. Снабжение города и фронта теперь уже не зависело только от ладожской коммуникации. Ленинград получил сухопутную связь со страной, что создавало благоприятные условия для тесного взаимодействия Ленинградского и Волховского фронтов. Прорыв блокады подорвал престиж немецкой армии, моральный дух ее войск, развеял пропагандировавшийся миф о неприступности немецких укреплений под Ленинградом. Отныне инициатива ведения боевых действий полностью перешла к советским войскам. Правда, немецкое командование в первой половине 1943 г. продолжало лелеять мечту разделаться с Ленинградом. В оперативном приказе № 5 ставки вермахта от 13 марта 1943 г., подписанном Гитлером, говорилось: «Во второй половине лета (в начале июля) предполагается провести операцию против Ленинграда. Операция будет проведена при максимальном сосредоточении всей имеющейся в распоряжении артиллерии, с использованием новейшего наступательного оружия. Для этого необходимо заблаговременно начать развертывание артиллерии и создание запасов боеприпасов. Конкретные задачи в связи с этим будут поставлены специальным приказом». Но специального приказа так и не последовало, хотя план наступления на Ленинград под названием «Беренфанг» («Охота на медведя») начал разрабатываться со второй половины марта, а со второй половины мая в группе армий «Север» стала усиленно вестись подготовка к наступлению.[405]
Чтобы сорвать попытку врага организовать наступление на Ленинград, Ставка Верховного Главнокомандования приказала подготовить наступление советских войск. 67-я армия Ленинградского фронта должна была наступать в районе Синявина, а 8-я армия Волховского фронта — в районе Воронова с последующим ударом на Мгу.[406]
Наступательные действия советских войск, продолжавшиеся с 22 июля по 22 августа, имели большое значение, они заставили гитлеровское командование вместо запланированного наступления использовать приготовленные для этого силы для отражения нашего наступления. «Провал планов командования вермахта на Курской дуге и наступление советских войск на Мгинском направлении, — говорится в седьмом томе «Истории второй мировой войны 1939–1945», — вынудили противника отказаться от запланированного на лето наступления на Ленинград».
После поражения в июле — августе 1943 г. гитлеровцы больше не помышляли о наступлении под Ленинградом, единственным их стремлением было как-нибудь удержаться на занимаемых позициях.
Победа под Ленинградом в 1943 г., тесно связанная с операциями советских войск на других участках советско-германского фронта, в значительной степени предопределила окончательный разгром вражеских войск группы армий «Север».
2. Дорога победы. Ленинград в 1943 г
Важнейшим результатом прорыва блокады Ленинграда явилось то, что через отвоеванную у врага узкую полосу земли вдоль южного берега Ладожского оз. город получил сухопутную связь со страной.
На этой полосе сразу же после прорыва блокады закипела работа по прокладке железнодорожной линии между ст. Шлиссельбург и платформой Поляны, о строительстве которой уже 18 января принял решение Государственный Комитет Обороны. На местности, очень неудобной для строительства железной дороги — она была пересеченной, болотистой, начиненной неразорвавшимися боеприпасами, в результате самоотверженного труда строителей главный путь длиной 33 км был уложен к 5 февраля 1943 г. Возглавлял строительство начальник управления Военно-восстановительных работ № 2, руководивший перед войной строительством метро в Ленинграде, И. Г. Зубков. Строительство первых 10 км пути от Невы вела 9-я железнодорожная бригада (командир В. Е. Матишев), строительство остальной части пути — 11-я отдельная железнодорожная бригада (командир Г. П. Дебольский). Трасса далеко не соответствовала требованиям, которые предъявляются к железным дорогам. На большей ее части основанием пути вместо земляного полотна и балластной призмы являлась промерзшая болотистая почва. Так как трасса проходила вблизи линии фронта, для более безопасного движения поездов в 2–3 км севернее ее в апреле был построен обходной путь длиной 18.5 км.
Для пропуска поездов через Неву были построены два моста. Один, у начала Староладожского канала, представлял собой низководную без судоходных проемов свайную эстакаду длиной 1300 м. Другой, в 500 м ниже свайной эстакады, длиной 852 м, был высоководным на свайных опорах, имел пролеты для прохода малых судов и один разводной пролет для пропуска больших судов и военных кораблей. Эстакада была испытана 2 февраля, высоководный мост — 18 марта. После сооружения высоководного моста низководный, рассчитанный на эксплуатацию только в зимнее время, предполагалось разобрать. Однако этот район противник подвергал частым обстрелам, что приводило к перерыву движения поездов. Поэтому было принято решение оставить свайно-ледовый мост, сохранив его в весенний ледоход и частично перестроив, приспособить для работы в летних условиях. Конструкция низководного моста не обеспечивала пропуска даже мелких льдин, и снос его во время ледохода мог бы привести к разрушению нового моста. Поэтому был разработан план пропуска льда под низководным мостом. Ледоход длился с 29 марта по 8 апреля, работа велась круглосуточно, в каждую смену для борьбы со льдом выставлялось до 1.5 тыс. человек, в том числе до 200 подрывников. Мосты были спасены, а эстакада в апреле — мае перестроена: в ее фарватерной части поставлен двухярусный разводной пакет. Перед осенним ледоходом эстакада была усилена. Все работы по реконструкции моста велись без перерыва движения поездов на продолжительное время.[407]
Движение по новой железной дороге, ставшей дорогой победы, которую еще называли шлиссельбургской магистралью, шлиссельбургской трассой или коридором смерти, началось в начале февраля. Первый поезд с продовольствием с Большой земли ленинградцы торжественно встречали на Финляндском вокзале 7 февраля. Поезд привел старший машинист депо Волховстрой И. П. Пироженко. В этот же день с Финляндского вокзала ушел первый поезд на Большую землю. Повел его старший машинист депо Ленинград-Сортировочный Московский П. А. Федоров.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "900 ДНЕЙ БЛОКАДЫ. Ленинград 1941—1944"
Книги похожие на "900 ДНЕЙ БЛОКАДЫ. Ленинград 1941—1944" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Валентин Ковальчук - 900 ДНЕЙ БЛОКАДЫ. Ленинград 1941—1944"
Отзывы читателей о книге "900 ДНЕЙ БЛОКАДЫ. Ленинград 1941—1944", комментарии и мнения людей о произведении.