Валентин Ковальчук - 900 ДНЕЙ БЛОКАДЫ. Ленинград 1941—1944

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "900 ДНЕЙ БЛОКАДЫ. Ленинград 1941—1944"
Описание и краткое содержание "900 ДНЕЙ БЛОКАДЫ. Ленинград 1941—1944" читать бесплатно онлайн.
Книга посвящена истории героической битвы за Ленинград, ее значению в Великой Отечественной войне. В ней рассмотрены варварские планы Гитлера уничтожения Ленинграда и его жителей, причины краха этих планов, описаны боевые действия советских вооруженных сил в обороне города и их наступательные действия, закончившиеся разгромом гитлеровских войск, осаждавших Ленинград; отражена роль И. В. Сталина, К. Е. Ворошилова, Г. К. Жукова в обороне Ленинграда. В книге подробно рассказано о Ленинграде до блокады и о положении ленинградцев в блокированном городе, их трагическом положении и героическом труде в интересах обороны Ленинграда. В книге показано, что Ленинград выстоял и победил не только благодаря героизму ленинградцев и их защитников, но и постоянной помощи страны, поступавшей в осажденный город зимой и летом по не имевшей аналогов в мировой истории Ладожской дороге жизни и по дороге Победы.
Книга основана на новых документах и литературе, а также собственных исследованиях автора, посвященных истории битвы за Ленинград.
Для движения автогужевого транспорта на освобожденной полосе земли были построены шоссейная дорога, две паромные переправы через Неву, три понтонных моста и один деревянный автогужевой мост, обеспечивавший пропуск тяжелых танков КВ.
Кроме шлиссельбургской магистрали и шоссейной дороги в 1943 г. Ленинград связывали со страной и Военно-автомобильная дорога, проложенная по льду Ладожского оз., и ладожская водная коммуникация. По ледовой дороге, действовавшей с 24 декабря 1942 г. по 30 марта 1943 г., для Ленинграда было доставлено более 206 тыс. т различных грузов, из которых больше половины составляли продовольствие и фураж. Водным путем по Ладожскому оз. в навигацию 1943 г. в западном направлении было перевезено 208.5 тыс. т грузов, 856 тыс. кубометров лесных материалов и более 93 тыс. человек.[416]
Все грузы, доставленные на западный берег Ладожского оз. по льду и по воде, далее следовали в Ленинград по железной дороге. Всего железнодорожники Октябрьской железной дороги в 1943 г. доставили в Ленинград более 4.4 млн т грузов, в том числе 630 тыс. т продовольствия.[417] Большая часть этих грузов была перевезена по шлиссельбургской магистрали.
* * *
Поток грузов, прибывавших в Ленинград по дороге победы, улучшил продовольственное положение города. Уже через две недели после прихода в Ленинград первого поезда с Большой земли ленинградцам были увеличены нормы выдачи хлеба. С 22 февраля 1942 г. рабочие и инженерно-технические работники стали получать 600 г хлеба в день, а на оборонных предприятиях — 700 г, служащие — 500 г, иждивенцы и дети до 12 лет — 400 г, учащиеся ремесленных училищ и школ ФЗО и контингент больничных учреждений — 600 г. Кроме хлеба стало больше выдаваться и других продуктов. «Сверх месячных норм, — вспоминал И. А. Андреенко, — по разовым талонам выдавались сухие грибы, овощи, сельдь, грецкие орехи, манная крупа и другие продукты, поступавшие из Приморского и Красноярского краев, Узбекистана, Казахстана, Горьковской, Ярославской и других областей».[418]
Дополнительным источником питания являлось местное овощеводство. Осенью 1943 г. в совхозах, подсобных хозяйствах предприятий и на индивидуальных огородах было собрано более 102 тыс. т картофеля и овощей, что почти в два раза превысило урожай 1942 г. Если в 1942 г. после сбора урожая в рационе столовых норма картофеля и овощей составляла 250–300 г в день, то с осени 1943 г. эта норма увеличилась до 400 г. В столовых же предприятий, имевших подсобные хозяйства, она достигла 600 г.[419]
Город все еще оставался в блокаде, его обстреливали и бомбили, на его улицах, в жилых домах, в цехах предприятий все еще гибли люди, были сотни жертв. Вместе с тем даже в таких тяжелых условиях жизнь надо было налаживать, надо было в первую очередь улучшить обеспечение города топливом и электроэнергией. И эта задача решалась ценой немалых усилий. На заготовке торфа и дров в северо-восточных районах Ленинградской области вместе с колхозниками работали около 14 тыс. ленинградцев. Торф добывался на предприятиях «Янино» и «Ириновка» и даже в черте города — в Невском, Калининском, Выборгском и Московском районах. На городских предприятиях в 1943 г. было заготовлено 49 тыс. т торфа. Из разобранных в первой половине 1943 г. деревянных жилых домов ленинградцы заготовили 331 тыс. кубометров дров.[420]
За счет увеличения снабжения торфом возросла выработка электроэнергии на городских электростанциях. На Волховской ГЭС, соединенной с городом еще в конце 1942 г. высоковольтной линией, уже действовали 6 турбин. Улучшилось снабжение населения продовольствием и топливом. Сегодня может показаться невероятным, но в условиях блокады стала возобновляться работа некоторых домов отдыха и санаториев. Все это привело к повышению уровня здоровья ленинградцев, к концу 1943 г. их заболеваемость снизилась в 3–4 раза. Особое внимание руководство города обратило на детей. Для них в Ленинградской области были созданы пионерские лагеря и оздоровительные площадки в самом городе, где отдохнули более 60 тыс. детей. Старших школьников на лето направляли на сельскохозяйственные работы в Ленинградскую область.[421] Тот факт, что город был еще в опасности, подтверждается и тем, что для юношей старших классов ленинградских школ и учащихся первых и вторых курсов техникумов Ленгорвоенкомат организовал двухнедельный военный сбор. Как рассказал автору один участник этого сбора, бывший ученик 8-го класса 155-й школы Смольнинского района, а ныне кандидат геолого-минералогических наук Анатолий Федорович Фокин, они на сборах усовершенствовали свои военные знания, полученные в школе, и приобрели навыки одиночного бойца, способного действовать в составе отделения и взвода.
С конца марта 1943 г. ленинградцы приступили к очистке города от льда и грязи, накопившихся за зиму, и за два месяца с территории более чем 1 млн квадратных метров вывезли около 300 тыс. т мусора. Это было особенно важно, потому что в Ленинграде сохранялись условия для массовых эпидемий. Для предотвращения заболеваний проводились и другие мероприятия. 70 % населения города были сделаны профилактические прививки против брюшного тифа и 84 % населения — прививки против дизентерии. Впервые стали проводить противотифозные прививки детям с 2-летнего возраста.[422]
Ленинградцам пришлось сражаться не только с фашистами, но и с внутренним врагом — крысами, которые, появившись в большом количестве с началом блокады, не ушли из Ленинграда. Против них были применены даже танки. «Тьма крыс, — вспоминала блокадница Кира Логунова, — длинными шеренгами во главе со своими вожаками двигались по Шлиссельбургскому тракту (проспекту Обуховской обороны) прямо к мельнице, где мололи муку для всего города. В крыс стреляли, их пытались давить танками, но ничего не получалось, они забирались на танки и благополучно ехали на танках дальше. Это был враг организованный, умный, жестокий…». Но все средства борьбы с ними оказались бессильны. После прорыва блокады Ленсовет принял постановление, в котором говорилось: «Выписать из Ярославской области и привезти в Ленинград 4 вагона дымчатых кошек». Дымчатые кошки, считавшиеся тогда лучшими крысоловами, прибыли в Ленинград и ценой больших жертв со своей стороны отогнали крыс от продовольственных складов, но уничтожить их в 1943 г. им было не под силу. Относительный порядок был восстановлен значительно позже.[423]
Меры, предпринятые ленинградским руководством, улучшили положение в городе, а это позволило шире развернуть работу промышленности по выполнению заказов фронта. Выпуск продукции возрастал не только на действовавших предприятиях, но и за счет ввода в эксплуатацию ранее законсервированных. В 1943 г. возобновилась работа 85 крупных заводов и фабрик, и к концу года в городе работали полностью или частично 186 крупных промышленных предприятий. С четвертого квартала 1943 г. промышленность Ленинграда была включена в общесоюзный план народного хозяйства.[424]
Выполняя заказы фронта, что продолжало оставаться главной задачей ленинградской промышленности, она в 1943 г. приступила к производству мирной продукции. Первым таким крупным предприятием был завод «Электросила» им. Кирова. В марте 1943 г. Государственный Комитет Обороны принял постановление начать на заводе изготовление турбогенераторов, гидрогенераторов и крупных электрических машин. Задания Государственного Комитета Обороны получили еще 14 крупных предприятий, а 12 заводам заказы были даны непосредственно наркоматами.[425]
В результате напряженного труда в условиях острого недостатка рабочих рук ленинградцы в 1943 г. произвели промышленной продукции на 2.6 млрд р., или на 84 % больше, чем в 1942 г. 70 % продукции предприятий союзного и республиканского подчинения было оборонной. Ленинградцы изготовили более 150 наименований этой продукции. Всего в 1943 г. в Ленинграде было изготовлено 440 артиллерийских орудий, 318 минометов, более 166 тыс. автоматов, ручных и станковых пулеметов, 2.5 млн снарядов и мин. Кроме того, было отремонтировано 508 танков, 140 самолетов, 23 бронепоезда. За успешную работу в 1943 г. ленинградские предприятия 216 раз награждались переходящими красными знаменами ГКО и 127 раз — знаменами ВЦСПС и отраслевых профсоюзов.[426]
Продукция ленинградской промышленности поступала на Ленинградский фронт, где сыграла важную роль в операции по снятию блокады города. В этой операции «вся потребность фронта в автоматическом оружии, — говорил А. А. Жданов, — в значительной мере потребность в снарядах и минах наиболее ходовых калибров… была обеспечена в достаточной мере силами самой ленинградской промышленности».[427] Часть военной продукции, как и раньше, отправлялась на другие фронты. Кроме того, Ленинград начал отправлять стране и мирную продукцию возрождавшихся заводов и фабрик. В марте — апреле в Сталинград были отправлены эшелоны с оборудованием и строительными материалами, нужными для восстановления города. «С чувством глубокого волнения и радости встретили мы ваши подарки, столь необходимые для восстановления Сталинграда, — писали ленинградцам руководители Сталинграда. — Ваша братская помощь особенно дорога нам потому, что мы знаем, как тяжело вам самим, перенесшим долгие месяцы тягчайшей осады, героически выдержавшим невиданные лишения и трудности».[428]
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "900 ДНЕЙ БЛОКАДЫ. Ленинград 1941—1944"
Книги похожие на "900 ДНЕЙ БЛОКАДЫ. Ленинград 1941—1944" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Валентин Ковальчук - 900 ДНЕЙ БЛОКАДЫ. Ленинград 1941—1944"
Отзывы читателей о книге "900 ДНЕЙ БЛОКАДЫ. Ленинград 1941—1944", комментарии и мнения людей о произведении.