Лев Успенский - За семью печатями

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "За семью печатями"
Описание и краткое содержание "За семью печатями" читать бесплатно онлайн.
В начале XVIII века на берегу Дона был найден громадный слоновый зуб. Откуда он тут взялся?
Древнегреческие писатели и историки сообщают, что в землях скифов на вершинах гор жили «стерегущие золото грифы», таинственные полуптицы-полулюди. Что это? Только сказка? А если нет, то какими они были, эти древние жители гор?
На скалах, на месте будущего Братского моря, в самое последнее время обнаружены очень своеобразные рисунки, выполненные тысячи и тысячи лет назад. И один из них очень похож на топографическую карту Ангары. Что, если это действительно так? Значит, существовали географы во времена неолита?
Сколько вопросов, загадок, дел встает перед археологами — людьми, изучающими скрытые за семью печатями следы давно ушедшей жизни! Сколько неожиданностей приносит их трудная, порою кропотливая работа, помогающая правильно осветить историю всех народов и времен!
Писатели Л.В. Успенский и К.Н. Шнейдер, увлеченные замечательной наукой, живо и ярко рассказали на страницах своей книги о ряде интересных археологических открытий, результаты которых они видели своими глазами.
Большое место в книге уделено показу своеобразного мира археологических экспедиций, работы «в поле», приемов реставрации, сохранения, обработки и анализа собранного материала, то есть той стороны деятельности ученых, которая остается скрытой от любознательного взгляда при посещении археологических музеев.
Заботливо построенные склепы, выложенные камнем могилы, крепкие саркофаги должны были защищать покойного и его имущество от разрушения; поэтому все, что не поддается тлению, веками сохраняется в могилах и, попадая в руки археолога, дает ему ценнейший материал для изучения жизни древних.
Здесь, на Боспоре, в этом сложном греко-скифском государстве, естественно, должны находиться могилы и греческие и скифские; и разница между ними должна быть так же велика, как и разница между этими культурами. Эллины не убивали жен и слуг покойного; они не укладывали в могилу его любимых лошадей. В греческих погребениях не находят того огромного количества вещей, тех несметных богатств, которые посчастливилось найти ученым в неразграбленных курганах знатных скифов. Для греческой могилы характерна мраморная погребальная стела с надписями на ней, а часто и со скульптурным изображением покойного. В мужской могиле почти всегда около скелета находятся кувшинчик с маслом, которым греки натирали свое тело для занятий спортом в палестре,[19] и стригиль — железный скребок, чтобы после занятий это масло снимать. Сосуды для вина и воды, амфоры, гидрии, прославленные краснофигурные вазы с художественной росписью ставились в могилы, но пищей греки своих мертвых, видимо, не снабжали: лишь иногда возле саркофага находят блюда с орехами, каштанами, миндалем и косточками от яблок, груш, слив и т. д.
В могилах знатных женщин находят драгоценности прекрасной работы и туалетные принадлежности: бронзовые зеркала, ящички из слоновой кости, лекалы — кувшинчики — с остатками белил и румян.
Такие классически эллинские могилы иногда попадаются на Боспоре, но они характерны только для первых этапов развития Боспорского царства.
Еще примечательнее те величественные погребальные сооружения, которые особенно интересуют ученых, помогая им разгадывать тайну превращения двух столь разных народов в один — боспорский народ. Их называют курганами.
В сентябре 1830 года в шести километрах от Керчи, у кургана, носящего татарское название Куль-Оба, появились солдаты, вооруженные лопатами и кирками. Они получили задание добыть в этом месте камень для постройки керченских казарм. Разрывая курган, солдаты наткнулись на древнюю гробницу. Тотчас были вызваны из города представители власти, а вслед за ними прибыли и археологи. Начались раскопки. К великой радости ученых, погребальный склеп оказался нетронутым. И вот здесь-то и были найдены те драгоценные предметы, которые легли в основу знаменитой коллекции древностей Боспора Киммерийского, выставленной сейчас в особых залах Эрмитажа в Ленинграде.
Все говорило о том, что здесь был похоронен знатный скифский воин: остатки остроконечной войлочной шапки, железный меч с отделанной золотом рукояткой, выбитые на этой рукоятке изображения животных в скифском «зверином стиле» — борющиеся звери, нападающие на травоядных хищники, фантастические образы животных. Самым ярким признаком скифского захоронения было наличие в могиле вождя женского скелета и еще одного мужского: наложница и раб, убитые и похороненные вместе с господином.
Были там и котлы, наполненные бараньими костями, и несколько лошадиных костей.
То, что покойный был скифом, несомненно. Но похожа ли картина погребения в кургане Куль-Оба на обычные скифские курганные захоронения? Нет, это что-то другое.
Прежде всего сам монументальный склеп с его уступчатыми перекрытиями, пирамидальным сводом особой кладки построен в архитектурном стиле, принесенном на Боспор греками. И потом известно, что в каждую могилу скифа-кочевника, даже очень бедного, клали непременно хотя бы одного коня. В могилы же знатных скифов лошадей укладывали десятками и даже сотнями: в одном кургане нашли однажды четыреста конских скелетов. Человек, погребенный в кургане Куль-Оба, обладал сказочным богатством — это видно по тем предметам роскоши, которые нашли в могиле. Однако, кроме нескольких костей — остатка части конской туши, никаких коней под курганом не обнаружено. Видимо, сородичи покойного были уже в некоторой мере эллинизированы и от некоторых скифских обычаев отказались.
Больше всего о влиянии греческой культуры говорят найденные в могиле предметы роскоши. Вот как описано погребение женщины в книге профессора Гайдукевича «Боспорское царство».
«Кипарисовый расписной саркофаг ее был отделан слоновой костью, причем часть облицовочных пластин украшена поражающими своей тонкостью и изысканностью, гравированными и отчасти раскрашенными рисунками. Голову женщины украшала диадема в виде электроновой ленты, верхний край которой усеян розетками, расцвеченными синей и зеленой эмалью. Ниже тисненые украшения в виде пальмет, чередующихся с изображениями крылатых демонов и грифонов.
На женском костяке найдены три золотые подвески изумительно тонкой работы... Там же оказалась пара более крупных золотых подвесок с медальонами, на которых изображена голова Афины в шлеме, воспроизводящая голову статуи Афины-Девы, созданной из слоновой кости и золота в 40-х годах V века до н. э. гениальным художником Фидием для храма Парфенона».
Дальше идет описание браслетов, колец, ожерелья, одежды, усыпанной золотыми бляшками, «число которых достигало нескольких сот».
Женщину эту нарядили самым изысканным образом в полном соответствии с обычаями греков. Правда, нарядили ее, чтобы тут же задушить, что уже было не в обычае эллинов; видимо, заветы предков, связанные с культом мертвых, были еще во многом крепки в ту пору. В более поздних скифских захоронениях на Боспоре мы уже не находим ни убитых женщин, ни рабов.
В одном из склепов кургана Большая Близница, где, по-видимому, погребена жрица богини Деметры, о принадлежности покойной к «варварской» знати говорит только пышность и богатство погребения да еще наличие уздечек, седла и конских украшений. Очевидно, даже жрица Деметры имела при жизни собственного коня.
Но вернемся к кургану Куль-Оба. Среди многих золотых, серебряных и бронзовых ваз, чаш, амфор, найденных тут, есть круглый сосуд из драгоценного сплава, называемого по-гречески электрон.[20] Посмотрим, что изображено на нем.
По-видимому, это два друга. Один лечит другому челюсть. У больного, а может быть, раненого — страдание на лице. Он хватает товарища за руку совсем так же, как мы подчас хватаем руку зубного врача, невольно мешая ему лечить нас. Ни одеждой, ни всем обликом своим люди эти не похожи на греков. Это без сомнения скифы. Это их бородатые лица, длинные, нестриженые волосы, перетянутая ремнем одежда. Художник-торевт,[21] видимо, очень хорошо изучил людей, которых изобразил на сосуде. Только живя бок о бок со скифами, можно так верно изобразить их.
В Чертомлыцком кургане (неподалеку от города Никополя) найдена серебряная амфора для вина. В нижней ее части, среди кованых львиных масок есть отверстия, заткнутые серебряными пробочками. Покойный мог, при желании, выпить вина из этого сосуда. На плечах амфоры выкованные из серебра и прикрепленные к сосуду фигурки. Это целая картина — люди ловят пасущихся в степи коней: двое орудуют арканами, один стреноживает, еще один схватил коня за хвост. Это те же скифы, те же лица, та же одежда. Несомненно, оба эти сосуда — и куль-обский и чертомлыцкий — сделаны в пантикапейских мастерских, вероятно, греком, живущим на Боспоре.
Множество других курганных находок говорит о том, что на Боспоре были художественные мастерские, где выделывались вещи, отвечающие вкусам и требованиям скифских племен. На Боспоре создалось свое, очень своеобразное искусство, и творцами его были, несомненно, и греки и скифы.
В то же время из Афин по-прежнему поступали расписные вазы, сосуды из драгоценных металлов, ювелирные изделия. Угождая вкусам боспорцев, греческие мастера часто брали сюжеты «из жизни скифов», но что это получались за скифы, можно понять, разглядывая хотя бы великолепный лекиф — кувшин для косметического масла, найденный в одной из гробниц на окраине Керчи.
Это одна из прославленных ваз «роскошного стиля», на которой, кроме обычных краснофигурных изображений, художник помещал рельефные фигуры, раскрашенные золотом и разноцветными красками. На вазе имеется подпись знаменитого греческого художника начала IV века до нашей эры Ксенофанта. Мастер захотел изобразить охоту скифов на грифонов и вепрей. Художник слышал легенду о борьбе скифов с грифонами. Сам он никогда, вероятно, живых скифов не видел, и о жизни их не имел ни малейшего представления. Он изобразил их так, как издавна принято было изображать «варваров» в Элладе. Тут и золотая пальма, и оливковые деревья, и охотники с золотыми волосами, и фантастические звери. Люди, лошади, собаки — все условно, все нереально. Ксенофант создал красивую вещь, но ничего нового к изучению скифов она нам не прибавляет.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "За семью печатями"
Книги похожие на "За семью печатями" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Лев Успенский - За семью печатями"
Отзывы читателей о книге "За семью печатями", комментарии и мнения людей о произведении.