» » » » Антология - Русская эпиграмма второй половины XVII - начала XX в.


Авторские права

Антология - Русская эпиграмма второй половины XVII - начала XX в.

Здесь можно скачать бесплатно " Антология - Русская эпиграмма второй половины XVII - начала XX в." в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юмористические стихи, издательство Советский писатель, год 1975. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Антология - Русская эпиграмма второй половины XVII - начала XX в.
Рейтинг:
Название:
Русская эпиграмма второй половины XVII - начала XX в.
Автор:
Издательство:
Советский писатель
Год:
1975
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Русская эпиграмма второй половины XVII - начала XX в."

Описание и краткое содержание "Русская эпиграмма второй половины XVII - начала XX в." читать бесплатно онлайн.



Настоящее издание — самое полное из существующих собрание русских эпиграмм — насчитывает свыше 2000 образцов. Долгая жизнь популярного поэтического жанра показана здесь от его истоков в XVII столетии до Октября 1917 г. В книге более 250 авторов эпиграмм, среди которых первоклассные мастера жанра и многие известные поэты, эпизодически или мимоходом обращавшиеся к нему. В сборнике немало удачных стихотворных миниатюр, принадлежащих второстепенным, вовсе забытым и безымянным авторам.






329. Там же, с. 164. Написана, вероятно, в год выхода трагедии Василия Петровича Колычева (1736–1794) «Бедство, произведенное страстью, или Сальвиний и Адельсон» (1781). Волан — подобие современного бадминтона; пробка, с прикрепленными к ней перьями для перебрасывания ракеткой через сетку, иногда заменялась обычным гуттаперчевым мячом.

330. Там же, с. 165. Написано не ранее 1786 г., когда в московском театре Меддокса ставилась трагедия Якова Борисовича Княжнина (1740–1791) «Титово милосердие». В это время Горчаков подолгу жил в Москве и, вероятно, присутствовал на одной из этих постановок. Тит Флавий Веспасиан (9–79) — император Древнего Рима, был популярным в народе правителем, сумевшим несколько поправить дела агонизировавшего рабовладельческого государства.

331. Там же, с. 165. По предположению Г. В. Ермаковой-Битнер, под воспитанником монахов имеется в виду И. И. Виноградов (см. примеч. 483), переведший кн. «Жизнь славнейшего Волтера» (1780) и поэму Вольтера «Естественный закон» (1786) («Поэты-сатирики», с. 635). Стих. перекликается с эп-мой самого Вольтера на французского переводчика священных книг Лефрана де Помпиньяна (1709–1784) «Savez-vous pourquoi Jérémie…»:

Вот почему Иеремия
Лил много слез во дни былые:
Предвидел он, что день придет —
Его Лефран переведет.

(Перевод В. Брюсова)

332. «Друг просвещения», 1804, № 6, с. 233. Перевод французской эпитафии (см. примеч. 314). Крылатый конь — здесь: Пегас (см. примеч. 92).

333. «Поэты-сатирики», с. 166. По предположению Г. В. Ермаковой-Битнер, адресат эп-мы — Аристарх Лукницкий, перелагатель зарубежных оперетт и пьес, который перевел, в частности, французскую пьесу «Велисарий, римский полководец, или Великий и несчастный человек, в 3-х действиях» (напечатана в 1808), поставленную на сцене, вероятно, задолго до появления ее в печати (подробнее см.: «Поэты-сатирики», с. 635). Велизарий (или Велисарий) (ок. 505–565) — византийский военачальник, в 562 г. смещенный со своего поста императором Юстинианом. Согласно легенде, Юстиниан ослепил Велисария и оставил без средств к существованию.

334. Там же, с. 166. Имя Заграбина встречается также в сатире Д. П. Горчакова «Послание к князю С. Н. Долгорукову», написанной во второй половине 1800-х гг., где поэт восстает против непомерных хищений в войну 1805–1807 гг. («Поэты-сатирики», с. 636).

335. Там же, с. 167. Оригинал перевода не установлен. Когда в живых они едали бога — намек на таинство причащения.

336–337. Там же, с. 167. 336. Чертополох — этим прозвищем в XVIII — начале XIX в. было принято называть бездарных поэтов.

337. Мом (греч. миф.) — бог насмешки и порицания.

А. И. ТУРГЕНЕВ (1781–1803)

Андрей Иванович — старший из известных в общественных кругах и литературе четырех братьев Тургеневых — писатель, воспитанник Московского университетского пансиона. В 1797–1800 гг. стоял во главе «Дружеского литературного общества», в которое входили В. А. Жуковский, А. Ф. Мерзляков, А. Ф. Воейков и др. Андрей Тургенев выступал за гражданственность и народность литературы, что отразилось в его речах, философской лирике и эп-мах. Подробнее о нем см биогр. спр. Ю. М. Лотмана. — В кн.: «Поэты 1790–1810-х гг.», БП, 1971, с. 231–232.

338. РА, 1863, № 12, стлб. 895, без подписи. Авторство Тургенева обосновано в кн.: «Поэты начала XIX в.», Бп, Л., 1961, но там ошибочно указано, что эп-ма печ. впервые (с. 254 и 256). Вольтер ее бранил. Речь идет об антиклерикальных выступлениях французского писателя, известного своей непримиримостью к служителям культа и религиозному фанатизму. Кутузов — Павел Иванович Голенищев-Кутузов (1767–1829), фигурировавший в эп-мах под прозвищами Картузов и Картуш, — посредственный стихотворец, реакционер и доносчик; о защите религии здесь возникает речь в связи с его «Одой в честь моему другу».

339. «Поэты 1790–1810-х гг.», БП, 1971, с. 234.

П. П. СУМАРОКОВ (1765–1814)

Поэт и журналист, внучатый племянник Александра Сумарокова. За необдуманную подделку крупной ассигнации был сослан в Тобольск. Находясь в Сибири, много сделал для развития ее культуры. С воцарением Александра I бывшему корнету гвардии Панкратию Платоновичу Сумарокову вернули дворянское звание. Последние годы жизни писатель провел в Тульской губернии, занимаясь писательской и журналистской деятельностью. Эп-мы в литературном наследии Сумарокова являются, может быть, лучшей частью из всего им написанного. Некоторые его меткие строки ошибочно приписывались др. поэтам и давно требуют точного воспроизведения в печати. Эп-мы в альм. «Аониды» за подписью: П. С. (№№ 358–360), в ЖПЛЗЧ без подписи (№№ 368–369, 375) и в BE за подписью: У. Ф. X. Ц. Ч. (№№ 371–374 и 378–379) и без подписи (№№ 376–377), бесспорно, принадлежат П. Сумарокову, так как вошли в СнСПиП.

340. «Лекарство от скуки и забот», 1786, № 16, с. 180, подпись: П…ий Сумароков.

341. ИпИ, 1790, № 1, с. 61, подпись: Пан. Сум.

342. ИпИ, 1791, № 3, с. 32, подпись: Пан. Сум…в.

343. Там же, с. 39, подпись: Пан. Сум…в. Мысль эпитафии заимствована из французской анонимной эпитафии кардиналу Ришелье «Ci-gît un fameux cardinal…». Cp. такое же построение пуанта у графа X. Вильямедианы «Hoy de fortune el desdén…» (русский перевод в ИКЭ, с. 65).

344. ИпИ, 1791, № 5, с. 48, подпись: Пан. Сум…в. Французский оригинал не установлен. Эпитимья — вид церковного наказания для искупления грехов.

345. ИпИ, 1791, Л., 6, с. 44, в конце разделов «Эпиграммы» и «Эпитафии»: Пан. Сум…в. Ошибочно помещена в разделе «Приписываемое» в кн.: Дмитриев-ПСС, с. 402. В основу двустишия положена пословица (ст. 2). Эту же пословицу, но обыгранную иначе, см. в эп-ме Ан. И. Тургенева («Поэты начала XIX в.», Бп, 1961, с. 256). Такой же пуант встречается в анонимной французской эп-ме на новые красочные галуны из дешевой материи, появившиеся при канцлере Мопу (1714–1792): они «обманывают и не краснеют» («C’est qu’ils sont faux et ne rougissent pas»). Cp. также ст. в «Горе от ума»: «Всё врут календари» (III, 21).

346–347. ИпИ, 1791, № 6, с. 44 и 45, подпись: Пан. Сум…в. Оригиналы не установлены.

348. ИпИ, 1791, № 8, с. 40, подпись: Пан. Сум…в, др. ред. Печ. по СнСПиП, ч. 1, с. 115. Ошибочно помещена в кн.: Дмитриев-ПСС, с. 402. Перевод французской анонимной эп-мы «Une nuit l’avare Frontin…». Ее переводил на испанский язык Эрнесто де ла Гуардиа («Tesoro Epigramatico», Barcelona, 1894, р. 460). Ср. «Сон скупого» (1805) Н. И. Гнедича (Полн. собр. поэтических соч. и переводов, т. 1, СПб., 1905, с. 33).

349. Там же, с. 40, подпись: Пан. Сум…в, с вариантами ст. 3–4. Печ. по СнСПиП, ч. 1, с. 115. Перевод эп-мы Д’Асейи «Dorilas quand la nuit nous rend l’obscurité…».

350–353. Там же, с. 52–53, подпись: Пан. Сум…в, под загл. «Надпись к портрету», «Надпись к другому портрету» и «Второй Нарцисс». Печ. по СнСПиП, ч. 1, с. 123. 351. Ср. №№ 462, 725, 872. 352. Нарцисс — см. примеч. 319.

354. Там же, с. 54, подпись: Пан. Сум…..в. Вариация на тему эп-мы А.-Б. де Сенесе «Damon, rieur de son quartier…». Диоген — см. примеч. 14. По преданию, Диоген ходил в дневное время с фонарем в поисках Человека.

355. Там же, с. 55, подпись: Пан. Сум…в.

356. Там же, с. 55, подпись: Пан. Сум…в, с вариантом ст. 2. Печ. по СнСПиП, ч. 1, с. 117. Перевод эп-мы Буало (см. примеч. 310).

357. ИпИ, 1791, № 11, с. 50, подпись: Пан. Сум…в. Печ. по СнСПиП, ч. 1, с. 87. Эта известнейшая басня Эзопа «Γέρων και ϋανατος», решенная Сумароковым в эпиграмматическом ключе, переводилась на многие языки мира. Во Франции ее перекладывали на стихи Буало и Лафонтен, в Испании — Саманьего, в Германии — Ф. фон Хагедорн. Русские обработки этой басни: «Дров насек Старик в лесу, а связав в беремя…» В. К. Тредиаковского (Соч., т. 1, СПб., 1849, с. 232); «Крестьянин и смерть» А. П. Сумарокова (ЕС, 1755, № 11, с. 427); «Смерть и дровосек» А<дриана> Д<убровского> (там же, с. 95); «Вязанку дров старик тащил и надрывался…» Г. Р. Державина (Соч., т. 3, с. 539); с басенным зачином: «Не много на свое искусство уповай» («Свободные часы», 1763, № 2, с. 89–90, без подписи); «Старик, насекши дров довольно…» Г. С, Шутова («Календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1897 г.», Вятка, 1897, с. 105–106); «Крестьянин и смерть» И. А. Крылова и др.

358–360. Альм. «Аониды», кн. 3, М., 1799, с. 298, 300, подпись; П. С., в конце раздела «Эп-мы». Ошибочно помещена в раздел «Приписываемое» в кн.: Дмитриев-ПСС, с. 402.

361. СнСПиП, ч. 1, с. 111. Перевод эп-мы Ж.-О. Гомбо «Tu veux te défaire d’un homme…».

362. Там же, с. 112.

363. Там же, с. 112. Перевод эп-мы Баратона «Huissiers qu’on fasse silence…». Cp. перевод Мациева:

                    «Прошу вас, помолчите, —
Сказал в присутствии просителям судья, —
                   Вы, право, так шумите,
             Что ничего не слышу я.
И без того вы здесь всё утро нам мешали,
             Теперь вот десять дел у нас,
                  Решенных сей же час,
Которых вовсе мы за шумом не слыхали».

(H. М. Мациев, Басни, сказки и мелкие соч., СПб., 1816, с. 104). Ср. др. перевод, № 764. Этот анекдот изложен также прозой во французском изд.: «Ménagiana», t. 2. Paris, 1729, р. 178.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Русская эпиграмма второй половины XVII - начала XX в."

Книги похожие на "Русская эпиграмма второй половины XVII - начала XX в." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Антология

Антология - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Антология - Русская эпиграмма второй половины XVII - начала XX в."

Отзывы читателей о книге "Русская эпиграмма второй половины XVII - начала XX в.", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.