» » » » Ольга Клюкина - Святые в истории. Жития святых в новом формате. VIII-XI века


Авторские права

Ольга Клюкина - Святые в истории. Жития святых в новом формате. VIII-XI века

Здесь можно купить и скачать "Ольга Клюкина - Святые в истории. Жития святых в новом формате. VIII-XI века" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Литагент «Никея»c7f2fd80-50f1-11e2-956c-002590591ea6, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ольга Клюкина - Святые в истории. Жития святых в новом формате. VIII-XI века
Рейтинг:
Название:
Святые в истории. Жития святых в новом формате. VIII-XI века
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-91761-369-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Святые в истории. Жития святых в новом формате. VIII-XI века"

Описание и краткое содержание "Святые в истории. Жития святых в новом формате. VIII-XI века" читать бесплатно онлайн.



В серии «Святые в истории» писательница Ольга Клюкина обращается к историческим свидетельствам, чтобы реконструировать биографии христианских подвижников различных эпох. О святых минувших столетий автор рассказывает живым современным языком, делая их близкими и понятными сегодняшнему читателю.

Третья книга серии охватывает VIII–XI века и посвящена эпохе иконоборческих споров, христианизации варварских народов и Крещению Руси.






В 784–785 годах император Карл Великий издал указ, так называемое «Послание о попечении над образованием», по которому всем монастырям на землях франков было велено открывать в своих стенах «внешние» школы. В этих школах на безвозмездной основе должны были учиться дети из окрестных селений, разумеется, самые способные и старательные, и те, кто имел склонность к наукам.

Маленький Ансгарий увлеченно обучался письму, счету, пению псалмов в стенах монастыря Святого Петра в Корби, в родной Пикардии.

Ему повезло родиться во время правления Карла Великого – встреча неграмотного короля франков со всесторонне образованным англосаксонским монахом Алкуином, которого император сделал своим советником, отразилась на жизни многих современников. Говорят, Карл Великий настолько пристрастился к грамоте, что держал под подушкой сделанные для него большие буквы и по ночам развлекался тем, что угадывал их на ощупь. Император научился читать (но не писать) и с тех пор желал, чтобы весь его народ тоже был образованным.

Вскоре у Ансгария умер отец, мальчик остался круглым сиротой. Как пишут историки-медиевисты (специалисты по истории Средних веков), в те времена из-за короткой продолжительности жизни у детей редко были бабушки или дедушки. После смерти родителей домом Ансгария стало аббатство Святого Петра в Корби.

В библиотеке аббатства Сен-Галлен (Швейцария) была обнаружена уникальная средневековая рукопись с планом монастыря, который примерно в 820 году представили на рассмотрение аббату Гоцберту. Проект, составленный на основе знакомства с существовавшими в ту пору обителями, дает представление о том, каким должен был быть образцовый монастырь в эпоху Каролингов.

Средневековое аббатство было обнесено высокими стенами, наподобие крепости. Попасть на его территорию можно было только через охраняемые ворота. Центральное здание – церковь, вокруг нее на плане расположены большой дом для монашеской братии, кухни, бани, пивоварни, пекарни, лазарет, аптека, помещения для хранения трав. На задворках размещались птичник, овчарня, свинарник, загон для коз, конюшня, коровник, амбар, солодосушильня – словом, все то, что обеспечивало независимую и безбедную жизнь монашеской братии в стенах аббатства.

Интересно, что школе там отведено одно из самых почетных мест – между домом аббата и помещением для приема высоких гостей.

Примерно в возрасте тринадцати лет Ансгарий принял монашеский постриг в аббатстве Корби. Наверняка, это решение как-то связано с событием, которое в начале 814 года потрясло многих: 28 января скончался император Карл Великий.

Сорок семь лет Карл Великий правил государством франков. В 800 году, на праздник Рождества Христова, в церкви Святого Петра Папа Римский Лев III возложил на его голову императорскую корону, провозгласив императором Священной Римской империи, после чего, как повествуют хроники, простерся у ног Карла. Но и сильные и могущественные умирают, а вечная жизнь обещана только праведным.

Однажды, молясь в монастырской часовне, Ансгарий во время некоего озарения увидел приближавшегося к нему человека благородной внешности и вдруг узнал в нем… Самого Спасителя. Юноша упал к Его ногам и боялся даже взглянуть вверх – из глаз Христа лучился неземной свет, Он весь был Свет.

Христос заговорил с юношей Сам, сказав, что надо внимательнее относиться к Таинству Исповеди. Ансгарий удивился вслух – зачем? Ведь Христу и так без всяких слов известны грехи всех людей на земле.

Конечно, известны, подтвердил Спаситель – и терпеливо объяснил, что в исповеди для Него важно искреннее покаяние, только после этого человеку бывают прощены грехи.

Позднее, рассказывая о своих мистических озарениях и видениях ученику Римберту, будущему автору его жития, Ансгарий строго-настрого запретил кому-либо говорить об этой встрече, пока он не оставит земной мир.

Без мистицизма (от греческого слова, означающего «сокровенный», «таинственный») невозможно понять мир западного средневекового монаха.

Научное определение мистицизма звучит как «стремление к непосредственной связи с Богом и опытное переживание этой связи». «Между естественным и сверхъестественным нет никакой преграды; напротив, они тесно связаны между собой многочисленными неявными соответствиями», – объясняет французский историк Жорж Дюби особенности мистического сознания человека в Средние века.

Интересную мысль по поводу мистических озарений и веры в чудеса высказал бургундский монах и хронист X–XI веков Рауль Глабер. Творец знал, что «гораздо чаще человек будет отворачиваться от возвышенных примеров и опускаться вниз, нежели наоборот, а потому на протяжении веков не раз являл роду людскому чудесные знамения, для того чтобы вразумить его и обратить взоры людские к небу».

Впрочем, в эпизоде с видением Спасителя раскрывается не только мистицизм юного Ансгария, но и его смелый, решительный характер. Не всякий дерзнул бы обратиться ко Христу с вопросом, даже во сне. Получив ответ, Ансгарий без промедления начал исповедоваться перед Спасителем в своих грехах, испытав после пробуждения радость освобождения, словно от невидимых пут.

Благодаря своим способностям вскоре Ансгарий сам стал преподавать в монастырской школе.

Аббатство Корби считалось крупнейшим духовным и интеллектуальным центром своего времени. Может быть, даже вторым по значению после монастыря Святого Мартина в Туре, где аббатом был Алкуин, наставник Карла Великого, создавший знаменитую «Каролингскую академию».

По мнению некоторых ученых, именно в монастыре Корби примерно в 780 году был изобретен и внедрен в практику особый тип средневекового письма – каролингский минускул, далекий предок печатного шрифта.

Особенность минускула состояла в том, что латинские буквы писались примерно одной ширины и высоты, текст просторно располагался на странице и это было удобно для чтения.

Почти два столетия такими убористыми квадратными буквами франки переписывали книги и составляли документы в городских канцеляриях, пока на смену не пришло более замысловатое и элитарное готическое письмо. Наверняка, Ансгарий тоже переписывал в Корби труды античных авторов и книги современников, ведь он принадлежал к числу интеллектуалов времени Каролингов. «Так именуют тех, чьим ремеслом были мышление и преподавание своих мыслей. Этот союз личного размышления и передачи его путем обучения характеризовал интеллектуала», – дает определение средневековым интеллектуалам Жак Ле Гофф, блестящий знаток французского Средневековья.

В то время у франков одним из самых читаемых современных писателей, конечно, был аббат Алкуин, из-под пера которого вышли многочисленные богословские сочинения, жития святых, стихотворения, эпитафии, послания, загадки и особые ученые головоломки, которыми так любили забавляться средневековые интеллектуалы.

Составленное Алкуином «Житие святителя Виллиброрда, архиепископа Утрехтского» по увлекательности можно сравнить с современными приключенческими романами, где главным героем выступает англосаксонский монах-миссионер VII–VIII веков.

Виллиброрд (имя Климент он получил при рукоположении во епископа) был сиротой, в семилетнем возрасте отданным в монастырь Рипон в Нортумбрии. Когда ему исполнилось двадцать, Виллиброрд отправился по северным морям с христианской проповедью в Ирландию. Вторая миссия Виллиброрда, вместе с одиннадцатью монахами-англичанами, была совершена на материк, к германцам-язычникам. Отважный англосаксонский миссионер побывал даже в Дании, на землях викингов, где до него в глаза не видели христианских проповедников.

В жизни Ансгария будет столько перекличек с «Житием святителя Виллиброрда…», что, думается, в юности он неплохо познакомился с этим увлекательным сочинением. И если жаждал приключений, то именно таких – миссионерских подвигов во имя Христа!

После смерти Карла Великого правителем франков стал его сын Людовик, прозванный за свое христианское благочестие и покровительство монахам Людовиком Благочестивым. С его приходом к власти в жизни франкских монастырей многое изменилось.

В период с 816 по 819 год в городе Ахене состоялись три церковных Поместных Собора, регламентирующих правила и более строгие нормы поведения для франкских монахов. Некоторые аббатства слишком уж стали походить на поместья, где обитатели проводили время в многочисленных хозяйственных хлопотах, не уделяя должного внимания молитвам.

Реформы, проведенные Людовиком I Благочестивым под руководством его советника монаха-аскета Бенедикта Анианского, коснулись и монастырских школ. Были приняты постановления о закрытии в аббатствах «внешних» школ – якобы для того, чтобы уберечь монахов от соблазнов, которые приносят с собой миряне.

Во времена раннего Средневековья даже в Византии примерно девять десятых населения было безграмотным, на землях франков этот процент, наверняка, был еще больше. А теперь образование стало доступно лишь тем, кто принадлежал либо к аристократии, либо к духовенству, а для сирот, таких как Ансгарий, оно было закрыто.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Святые в истории. Жития святых в новом формате. VIII-XI века"

Книги похожие на "Святые в истории. Жития святых в новом формате. VIII-XI века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ольга Клюкина

Ольга Клюкина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ольга Клюкина - Святые в истории. Жития святых в новом формате. VIII-XI века"

Отзывы читателей о книге "Святые в истории. Жития святых в новом формате. VIII-XI века", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.