» » » » Ольга Клюкина - Святые в истории. Жития святых в новом формате. VIII-XI века


Авторские права

Ольга Клюкина - Святые в истории. Жития святых в новом формате. VIII-XI века

Здесь можно купить и скачать "Ольга Клюкина - Святые в истории. Жития святых в новом формате. VIII-XI века" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Литагент «Никея»c7f2fd80-50f1-11e2-956c-002590591ea6, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ольга Клюкина - Святые в истории. Жития святых в новом формате. VIII-XI века
Рейтинг:
Название:
Святые в истории. Жития святых в новом формате. VIII-XI века
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-91761-369-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Святые в истории. Жития святых в новом формате. VIII-XI века"

Описание и краткое содержание "Святые в истории. Жития святых в новом формате. VIII-XI века" читать бесплатно онлайн.



В серии «Святые в истории» писательница Ольга Клюкина обращается к историческим свидетельствам, чтобы реконструировать биографии христианских подвижников различных эпох. О святых минувших столетий автор рассказывает живым современным языком, делая их близкими и понятными сегодняшнему читателю.

Третья книга серии охватывает VIII–XI века и посвящена эпохе иконоборческих споров, христианизации варварских народов и Крещению Руси.






Вскоре Варде удалось убедить шестнадцатилетнего Михаила, что логофета необходимо убить, мать отстранить от власти, а ему самому – занять трон. Был составлен план, как расправиться с Феоктистом, но, когда логофета подстерегли и окружили на улице, никто из воинов «не посмел его и пальцем тронуть». Феоктиста отвели в темницу и уже там умертвили.

«А Феодора, как узнала об убийстве, бросилась бежать с распущенными волосами, рыдая и плача, наполняя стенаниями царский дворец и осыпая проклятиями обоих. „Мерзкие и бесстыдные звери, – кричала она, – так вот как ты, неблагодарное отродье, отплатил своему второму отцу злом за добро? А ты, завистливый и отвратный демон, осквернил мою власть, которую блюла незапятнанной и чистой? Не укроются ваши преступления от Бога, не иначе как предаст он вас обоих одной губительной смерти!“ И, воздев руки, воззвала к Богу: „Дай, Господи, дай увидеть возмездие за этого человека“», – рассказывает Продолжатель Феофана.

Это был открытый вызов, но царица Феодора не хотела вступать в борьбу за трон с собственным сыном. В январе 856 года императрица собрала членов сената, дала отчет о состоянии денежных сумм в казне, после чего официально отказалась от регентства, передав всю власть шестнадцатилетнему императору Михаилу III.

Оказалось, что во время ее правления казна пополнилась большими запасами в золоте и серебре: 1090 кентинариев золотом и 3000 кентинариев серебром, что приблизительно равняется 35 миллионам рублей – огромная по тем временам сумма.

«Часть денег добыл и накопил ее муж, а часть она сама, ибо не любит роскошествовать и расточать средства», – сообщает Продолжатель Феофана.

Увы, император Михаил III бездарно растратил эти сбережения и в конце своего правления имел такую нужду в деньгах, что отдал для чеканки монеты хранившиеся во дворце царские одеяния своих родителей: «…одни – золотые, другие – золотом шитые».

По приказу сына Феодора вместе с четырьмя незамужними дочерьми была пострижена в монахини и стала вести тихую, уединенную жизнь в одном из монастырей Константинополя.

По ряду источников, Феодора мирно скончалась 11 февраля 867 года, «завещав сыну имя не мерзкое, а почтенное и доброе».

Если дата ее смерти верна, то царица не узнала о смерти своего двадцатисемилетнего сына: 24 сентября того же года Михаил III был убит заговорщиками.

Но до того года, который для Феодоры и ее легкомысленного сына стал последним, она, по версии ряда исследователей, восемь лет провела в стенах дворца Кариан, который когда-то для нее и дочерей построил император Феофил.

Дважды по распоряжению императора и Варды из дворца выносили дорогую мебель, светильники, ковры, посуду и все ценное под предлогом, что отныне женщинам не позволено жить по-царски, а лишь как обычным частным лицам.

Дворец, в строительство которого Феофил вложил свою любовь к прекрасному, от этого не стал хуже.

Иногда по вечерам царица Феодора выходила на балкон и смотрела на город.

На стенах Константинополя, которые император Феофил укрепил и сделал неприступными для врагов, теперь было начертано его имя. И всякий раз Феодора заново удивлялась тому, как много за двенадцать лет правления успел построить в столице ее супруг Феофил.

Его постройки отличались изысканной, небывалой роскошью.

Триконх (храм с трехлепестковым расположением апсид) с золоченой крышей, в который можно было войти с трех входов, покрытых серебром и полированной медью.

Сигма – редкостной красоты строение в виде буквы греческого алфавита, крыша которого поддерживалась мраморными колоннами.

Великолепные павильоны-храмы: опочивальня Гармонии, храм Дружбы, храм Любви – все эти здания построил и придумал для них названия тоже император Феофил.

В одном из этих дворцов он когда-то вручил Феодоре золотое яблоко.

Но больше всего утешения царице приносило воспоминание о сне, увиденном в первую неделю Великого поста в тот год, когда епископы и народ всю неделю молились в храмах столицы о даровании императору Феофилу прощения его грехов. В ночь с пятницы на субботу Феодоре приснилось, будто она стоит на форуме возле колонны Константина Великого и видит, как какие-то люди ведут мимо связанного мужа.

Императора Феофила подвели к престолу, на котором в сиянии сидел Христос; напротив находилась огромная икона Спасителя. Тогда Феодора упала перед престолом на колени, стала умолять простить своего супруга. И услышала в ответ: «О, женщина, велика твоя вера! Итак, знай, что ради твоих слез и твоей веры, а также по просьбам и молениям архиереев Я дарю прощение твоему мужу». И тогда, во сне, Феофила тут же развязали и отпустили…

Наутро Феодора рассказала о сне членам Синода, и все поверили, что Господь простил ее супругу все грехи…

Быстро, как будто разом выключали свет, на Константинополь, все его площади и дворцы опускалась ночь. И тогда Феодора шла в свой домовой храм, где повсюду на стенах были иконы Спасителя, Богородицы, святых мучеников – самых близких ее покровителей и помощников.

Святитель Ансгарий

(ок. 801 – 865)

Святитель Ансгарий. Фрагмент фрески. Олле Хьерцберг. Церковь Откровения, Сальтшёбаден, Швеция.

Боже, избавь нас

от неистовства викингов!

Средневековая молитва

…Ансгарий не спешил с ответом королю франков: он давно ничего не предпринимал сразу, не узнав, есть ли на то Божия воля.

Откровение могло прийти во сне, во время молитвы, когда знакомая строка псалма вдруг озарялась новым смыслом и становилась ответом, или как-то еще.

Король предложил ему снова отправиться в Свеаланд, на земли викингов, впрочем, оставив свободу выбора. Все слишком хорошо помнили, как восемь лет назад взбунтовавшиеся норманны изгнали из страны епископа Симона: ворвались с оружием в храм, зарубили мечом его племянника Нитрарда, который пытался оказать сопротивление. А потом без разбора стали грабить церковную утварь и книги, хватая все, что блестело.

Как говорил Симон, среди разбойников были и те, кто приходил прежде слушать христианские проповеди. Особенно их восхищал переплет

Евангелия, искусно украшенный драгоценными камнями.

Да Ансгарий и сам слишком хорошо знал жестокий нрав норманнов, казавшихся на первый взгляд простодушными светловолосыми великанами…

Ночью Ансгарию приснился бывший аббат монастыря отец Аделард, который вот уже двадцать лет как покинул этот мир.

Обычно сдержанный и немного ироничный, отец Аделард возвестил голосом ветхозаветного пророка:

Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние: Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Мое; и соделал уста Мои как острый меч… (Ис. 49: 1–2)

Слова из Книги пророка Исайи он произносил, пристально глядя на Ансгария: Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли (Ис. 49: 1–3, 6).

Конец, край земли – это, конечно же, северные земли свеев и данов, дальше ничего нет, кроме вечных снегов…

Наутро Ансгарий явился в королевский дворец и объявил, что готов отправиться к норманнам, даже если никто не согласится его сопровождать.

Святитель Ансгарий родился в 801 году на севере современной Франции, в Пикардии.

Имя «Ансгар», «Ансгарий», трактуют как производное от древнегерманского слова, означающего берег моря или озера, – «прибрежный». В таком случае родители словно предугадали судьбу сына, которому в жизни пришлось много путешествовать и открывать для себя неведомые берега.

Примерно в пятилетнем возрасте Ансгарий лишился матери, к которой был нежно привязан. Вскоре после этого мальчику приснился удивительный сон – будто он стоит в темном, заболоченном лесу и видит, как мимо по тропинке идет сияющая Прекрасная Дева в окружении женщин в белоснежных одеждах. В одной из них маленький Ансгарий вдруг узнал свою недавно умершую мать! Он хотел к ней подбежать, обнять, но не мог сдвинуться с места, так как его ноги увязли в болоте.

Приблизившись к нему, Прекрасная Дева ласково спросила:

– Милое дитя, хочешь ли ты к матери?

– Да! – воскликнул Ансгарий.

И услышал в ответ, что для этого он должен вести другую, более чистую и праведную жизнь.

После этого сна маленького Ансгария словно подменили – он сделался послушным и серьезным, начал с большим рвением учиться.

Детские годы Ансгария пришлись на время, которое называют Каролингским возрождением (период интеллектуального и культурного подъема в Западной Европе в эпоху правления королей из династии Каролингов). Перемены тогда коснулись многих сфер, в том числе и образования.

В 784–785 годах император Карл Великий издал указ, так называемое «Послание о попечении над образованием», по которому всем монастырям на землях франков было велено открывать в своих стенах «внешние» школы. В этих школах на безвозмездной основе должны были учиться дети из окрестных селений, разумеется, самые способные и старательные, и те, кто имел склонность к наукам.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Святые в истории. Жития святых в новом формате. VIII-XI века"

Книги похожие на "Святые в истории. Жития святых в новом формате. VIII-XI века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ольга Клюкина

Ольга Клюкина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ольга Клюкина - Святые в истории. Жития святых в новом формате. VIII-XI века"

Отзывы читателей о книге "Святые в истории. Жития святых в новом формате. VIII-XI века", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.