» » » » Сергей Жинкин - Психологические проблемы эффективности права


Авторские права

Сергей Жинкин - Психологические проблемы эффективности права

Здесь можно купить и скачать "Сергей Жинкин - Психологические проблемы эффективности права" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство Литагент «Юридический центр»670c36f1-fd5f-11e4-a17c-0025905a0812, год 2009. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сергей Жинкин - Психологические проблемы эффективности права
Рейтинг:
Название:
Психологические проблемы эффективности права
Издательство:
неизвестно
Год:
2009
ISBN:
978-5-94201-589-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психологические проблемы эффективности права"

Описание и краткое содержание "Психологические проблемы эффективности права" читать бесплатно онлайн.



Автор настоящей работы – Сергей Алексеевич Жинкин, кандидат юридических наук, доцент, заместитель декана юридического факультета Кубанского государственного университета. Является автором более 60 научных и учебно-методических работ, в том числе трех монографий и трех учебных пособий.

Книга посвящена исследованию комплекса психологических проблем эффективности права. При этом эффективность права рассматривается как многоаспектный и многоуровневый феномен, выражающий закономерности социальной и психической жизни, имеющий различные формы и качественно отличающийся от эффективности отдельных норм законодательства.

В работе сделана попытка показать роль психологических факторов в обеспечении гармоничного взаимодействия правовой системы и личности, повышении эффективности нормативных правовых актов.

Для преподавателей, аспирантов и студентов юридических вузов, а также всех интересующихся проблемами теории государства и права, философии права, эффективности законодательства.






Разграничение юридической и социальной эффективности норм законодательства, по сути, снимает противоречие между пониманием эффективности как соотношения цели и результата и новой трактовкой эффективности как меры сбалансированности социальных интересов и обеспечения максимально возможной меры свободы. Соответствие результатов целям законодателя будет характеризовать юридическую (инструментальную) эффективность, а обеспечение баланса социальных интересов, снижение уровня правового принуждения в обществе – социальную эффективность. С позиций своей значимости для духовного и социального развития социальная эффективность норм права и их групп гораздо выше юридической, поскольку относится к содержательным аспектам соответствующих предписаний, их социальному назначению и его осуществлению, в то время как юридическая эффективность отражает формальное следование правовым предписаниям, которые могут носить социально вредный и даже по сути антиправовой, несправедливый и негуманный характер. Следует отметить, что далеко не каждая норма может быть охарактеризована и оценена с позиций своей социальной эффективности.

Представляется, что в соответствии с теми факторами (экономическими, социальными, юридическими и т. д.), оказывающими влияние на достижение эффекта, планируемого законодателем, а также сферами, в которых достигается эффект, данную классификацию можно было бы расширить. В данном контексте можно было бы выделить следующие виды эффективности норм позитивного права (норм законодательства).

1. Социальная эффективность – вытекает из соответствия юридических предписаний социальным потребностям. Это и потребности общественного развития в целом, и потребности отдельных социальных групп.

2. Политическая эффективность – зависит от того, насколько конкретные нормы законодательства способствуют достижению целей и задач государства, насколько они обеспечивают выполнение государством своих функций.

3. Специально-юридическая эффективность – выражается, прежде всего, в неуклонном соблюдении и исполнении данной нормы либо в ее широком использовании. Специально-юридические факторы, влияющие на эффективность юридических норм, означают и реальную обеспеченность соответствующих предписаний санкциями либо поощрениями, и правильный выбор предмета регулирования, и соблюдение требований юридической техники в правотворчестве и правоприменении. Особую роль играет обеспеченность реализации закона соответствующим «юридическим инструментарием». В литературе указывалось, что закон должен предусматривать уже «в самом себе» четкий механизм реализации декларированных в нем норм, то есть содержать нормы, которые обращены прямо к государственным и общественным органам, должностным лицам и гражданам, и непосредственно применяться на практике. При этом чем конструктивнее сама идея закона, чем конкретнее и объективнее его законоположения, тем легче такой закон воплощается в жизнь, тем эффективнее действует[229].

4. Психологическая эффективность норм законодательства – связана с характером и степенью воздействия нормы на личность людей, ее структуры, на психические процессы. Психологическая эффективность нормы может рассматриваться и как степень ее психологического принятия, степень ее восприятия и солидаризации с ней.

5. В ряде работ, касающихся эффективности правоприменительных актов, выделяется воспитательная эффективность этих актов[230]. Думается, что такой эффективностью обладают не только индивидуальные, но и общие предписания. На наш взгляд, воспитательному воздействию права в целом и конкретных норм законодательства в отечественной науке последних лет уделяется недостаточно внимания. В то же время именно успех воспитательного воздействия права, в конечном итоге, определяет эффективность его регулятивного, охранительного воздействия, эффективность конкретных норм законодательства.

Следующей проблемой, касающейся видов эффективности правовых норм, является их разграничение в соответствии с разграничением сфер правотворчества и правореализации. Каждое правовое предписание есть лишь возможность, которой предстоит реализоваться в той или иной мере. М. Д. Шаргородский указывал, что «эффективность – это не особенность правового регулирования, а объективная возможность, которая для своего превращения в действительность требует соблюдения ряда правил»[231].

Представляется, что в процессе правотворчества можно говорить лишь о прогнозируемой, потенциальной эффективности. Такую эффективность В. Ф. Прозоров назвал «эффективностью ожидаемого регулирования»[232]. В других работах используются термины «расчетная эффективность», «прогнозируемая эффективность»[233]. Как отмечает И. А. Иконицкая, для того чтобы динамическая правовая система оказала должное воздействие на регулируемые общественные отношения, она должна быть соответствующим образом запрограммирована в своем статическом состоянии[234]. В. В. Лазарев писал, что, выражаясь в способности нормы удовлетворять лежащую в ее основе и отраженную в ее цели социальную потребность, эффективность в самой норме существует лишь в возможности (потенциальная эффективность). Свое реальное бытие она получает в процессе реализации нормы, в ее взаимодействии с реальными общественными отношениями. Вне общественной практики эффективность правовой нормы не проявляется[235]. Думается, что эффективность правовой нормы может выражаться и вне общественной практики, например, в ее идеологическом, информационном, предварительно-ориентирующем воздействии на сознание людей, однако такое воздействие не поддается точному измерению.

В процессе реализации соответствующей нормы становится ясной ее действительная, реальная эффективность. Реальная эффективность может быть выше прогнозируемой (при этом на эффект, производимый нормой, влияют обстоятельства, действие которых законодатель не учел или недооценил). В этом случае имеет место, если можно так выразиться, случайная эффективность нормы. Однако чаще действительная эффективность правовой нормы ниже той, к которой стремился правотворческий орган.

Следует отметить, что концепция потенциальной эффективности в отечественной науке имеет как сторонников, так и противников. В частности, И. Г. Филановский и В. Н. Бурлаков указывают, что сама постановка вопроса о потенциальной эффективности нецелесообразна, поскольку существование способности, объективной возможности права влиять на развитие общественных отношений не может вызывать сомнений[236].

Потенциальная эффективность правовых предписаний зависит от факторов, находящихся в сфере правотворчества. Это и учет законодателем потребностей общественного развития, правильный выбор предмета и методов правового регулирования, и соблюдение правил законодательной техники в процессе разработки и издания нормативного правового акта (непротиворечивость положений акта друг другу и актам более высокой юридической силы, точность предписаний, ясность и понятность и т. д.). В этом плане хотелось бы заметить, что разграничение потенциальной и реальной эффективности норм позволит более четко уяснить и при необходимости скорректировать факторы, влияющие на эффективность соответствующей нормы, в том числе факторы, ранее недооцененные.

Факторы, находящиеся в сфере правотворчества, включают и интересы социальных групп, влияющих на правотворческий процесс. Й. Кхол указывает, что интересы организации, в соответствии с которыми действует субъект, принимающий решение, имеют наибольший вес среди факторов, влияющих на принятие решения[237]. В сфере законодательной деятельности это означает, что депутаты парламента будут стремиться ставить цели, выгодно представляющие их работу перед избирателями, цели, благоприятные для представляемых партий и заинтересованных групп.

Реальную эффективность определяют факторы, лежащие в сфере правореализации, а именно: обеспеченность тех или иных предписаний материальными и организационными ресурсами, соответствие принятых норм общественному мнению, четкая работа правоприменительных органов и др.

Итак, эффективность норм законодательства можно разделить на потенциальную и реальную. И если законодатель должен стремиться к тому, чтобы повысить потенциал эффективности принимаемых нормативных актов и их предписаний, то реальная эффективность норм зависит от всех нас, от каждого члена общества.

В литературе встречается деление эффективности на «мотивационную» и «финальную». Так, Ф. Студницкий среди показателей эффективности управления при помощи правовых норм различает показатели «мотивационной» и «финальной» эффективности. Формирование первых показателей позволяет судить о степени соблюдения адресатами правовых норм соответствующих предписаний; формирование вторых – о том, в какой мере нормодателю удалось достичь определенных целей управления[238].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психологические проблемы эффективности права"

Книги похожие на "Психологические проблемы эффективности права" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Жинкин

Сергей Жинкин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Жинкин - Психологические проблемы эффективности права"

Отзывы читателей о книге "Психологические проблемы эффективности права", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.