Джеффри Чосер - Кентерберийские рассказы
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Кентерберийские рассказы"
Описание и краткое содержание "Кентерберийские рассказы" читать бесплатно онлайн.
Предлагаемая книга является первым в России полным академическим изданием «Кентерберийских рассказов» Джеффри Чосера, одного из самых известных и важных памятников английской литературы позднего средневековья (XIV в.). Чосер не успел завершить «Кентерберийские рассказы», до нас они дошли лишь частично. Книга содержит перевод всех десяти сохранившихся фрагментов памятника, расположенных в том же порядке, что и в наиболее авторитетных рукописях. В разделе «Дополнения» дана лирика Чосера. В «Приложениях» читателю предлагаются статьи о творческом пути Чосера, о литературных параллелях данного памятника с творчеством русских писателей: Гоголя, Толстого, Достоевского.
К тому же, и собирая богатство, и используя его, следует всегда держать в сердце своем сих трех, именно, Господа, совесть и доброе имя. Во-первых, надобно иметь Бога в сердце и ни за какое богатство не делать того, что может Ему не понравиться, ибо Он творец твой и создатель. Ибо, по слову Соломона, лучше иметь мало имущества967 и любовь Божию, чем иметь много добра и сокровищ, а любовь Господа потерять. И пророк говорит: «Малое у праведника лучше богатств многих нечестивых».968 И более скажу, что всегда, домогаясь приобрести богатство, должно приобретать его с чистой совестью. И апостол говорит, что нет в мире выше награды, чем когда совесть наша хорошо свидетельствует о нас.969 И мудрец говорит: «Человек хорош, если нет греха у него на совести». Далее, приобретая богатство и используя его, всегда надо стараться и следить, чтобы сберечь свое доброе имя. Ибо Соломон говорит: «Доброе имя лучше большого богатства».970 А посему он и в другом месте говорит: «Ревнуй более всего, — говорит Соломон, — о том, чтобы сохранить друга и доброе имя, ибо они пребудут с тобой дольше, чем любое сокровище, каким бы драгоценным оно ни было».971 И ведомо, что нельзя называть порядочным человеком, кто после Бога и совести прежде всего остального не ревнует об имени своем. И Кассиодор говорит, что сие есть признак человека доброго и порядочного, или сердца благородного, если любо ему и желанно иметь доброе имя. А посему говорит святой Августин, что существуют две вещи необходимые: сии суть чистая совесть и добрая слава; то есть чистая совесть для себя, а добрая слава у твоих соседей — для других. А тот, кто так высоко ценит чистую совесть, что презирает и ни во что не ставит честь и доброе имя и о доброй славе не заботится — он всего лишь грубый невежа.
Теперь, сударь, поведала я вам, что вы должны делать, приобретая богатство и как вы должны его использовать; вижу я, что в расчете на свое богатство рветесь вы в бой. Советую я вам не начинать войны в расчете на ваше богатство, ибо его на войну недостанет. А посему говорит философ: «Желающий войны любой ценой никогда не будет знать достатка; ибо чем он богаче, тем больше ему придется потратить, чтобы доставить себе честь и победу». И Соломон говорит: «Умножается имущество, умножаются и потребляющие его».972 И, сударь мой, будь даже так, что за свое богатство сможете вы выставить большое войско, — все равно не подобает и не следует начинать войну, когда и живя в мире можно иметь и почет, и доход; ибо победа в битвах в мире сем зависит не от числа и количества войска, не от мужества людского, но находится в руках всемогущего Бога. И Иуда Маккавей, который был рыцарь Господень, когда пришлось ему биться с врагами, у которых войско было больше числом и силою превосходило войско Маккавеево, воодушевил свой маленький народ, говоря: «Легко и многим попасть в руки немногих, и у Бога Небесного нет различия, многими ли спасти, или немногими; ибо не от множества войск бывает победа на войне, но с неба приходит сила».973 Также, сударь, поскольку никто не может быть уверен,974 что он достоин победы, по слову Соломона, посему каждый человек должен весьма опасаться начать войну. И поскольку в бою случается множество непредвиденного и опасного — а иной раз и великого человека убивают так же, как и малого; и, как написано во II Книге Царств,975 дела войны опасны и нет в них ничего верного, «ибо меч поядает иногда того, иногда сего»; и поскольку война весьма опасна, — следует избегать ее, насколько это пристойно. Ибо правду говорит Соломон: «Кто любит опасность, тот впадает в нее».976
После того, как госпожа Разумница все сие сказала, ответил ей Мелибей, говоря: «Вижу я, сударыня, по прекрасным вашим словам и доводам, которые вы привели, что война вам совершенно не по нраву; но не услышал я еще от вас совета, как же мне в таком случае быть!» — «Разумеется, — молвила она, — что советую я вам примириться с вашими противниками и заключить с ними мир. Ибо святой Иаков говорит в своих посланиях, что «согласием поднимается и малое государство, раздором рушится и самое великое».977 И вы тоже прекрасно знаете, что одно из величайших благ на свете — единство и мир. А посему говорит Господь наш Иисус Христос ученикам Своим так: «Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божьими нарекутся».978 — «А! — молвил Мелибей, — теперь мне понятно, что не дорога вам ни честь моя, ни добрая слава! Ибо ведь прекрасно вы знаете, что противники мои начали этот разбой и раздор своей наглостью, и превосходно вам известно, что не просят они меня ни о мире, ни о примирении; так не думаете ли вы, что я сам смиренно запрошу у них пощады?! Воистину, это не принесло бы мне чести; ибо верно люди говорят, что как великая гордость вызывает презрение, так и излишняя кротость и смирение непомерное». Тогда начала дама Разумница выказывать признаки гнева и сказала: «Бог вам судья, сударь! Конечно же мне дорога и ваша честь, и ваша выгода, как мои собственные, и всегда были дороги, и не можете вы это отрицать; и уж если я сказала, что вам следует стремиться к миру и примирению, то не так уж и ошибаюсь, и слова мои сказаны кстати. Ибо говорит мудрец: «Раздор начинается с другого, но примирение начинается с тебя самого».979 И пророк говорит: «Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним».980 Но не говорит он, что скорее вы должны искать у врагов своих мира, чем они у вас; ибо прекрасно я знаю, что вы столь жестокосерды, что ради меня ничего не сделаете; а Соломон говорит: «Кто ожесточает сердце свое, тот попадет в беду».981
Когда увидел Мелибей, что госпожа Разумница выказала признаки гнева, то ответил так: «Сударыня, молю вас не быть столь немилосердной к тому, что я говорю, ибо вам ведомо, что сердит я и разгневан, и что сие не диво; а в гневе человек толком не знает, ни что он делает, ни что говорит. Посему говорит пророк, что гнев застилает глаза. Но прошу вас говорить со мною и давать мне те советы, какие сочтете нужным, ибо я готов сделать точно так, как вы пожелаете. И если вы упрекаете меня в неразумии, то я еще более склонен любить вас и восхвалять. Ибо Соломон говорит, что «обличающий человека найдет потом большую приязнь, нежели тот, кто льстит языком».982 Тогда ответила госпожа Разумница: «Решилась я выказать неодобрение только для вящей вашей пользы. Ибо Соломон говорит,983 что более достойно упрекать и обличать неразумного, выказывая гнев, чем восхвалять его проступки и втайне смеяться над глупостью его. И после тот же Соломон говорит, что глядя на лицо опечаленное, то есть, видя горестное лица выражение, глупец изменяется и исправляется». Тогда сказал Мелибей: «Нет у меня возражений на все те прекрасные доводы, какие вы мне представляете и приводите; выразите же кратко свою волю и советы ваши; я готов все выполнить».
Тогда госпожа Разумница открыла ему свою волю и советов своих не утаила. «Я советую вам, молвила она, — превыше всего, чтобы вы примирились с Богом и заключили мир с милосердием Господним; ибо как я вам уже сказала, Бог попустил вам испытать сии превратности и ранил чувства ваши; и ежели вы сделаете по-моему, Бог пришлет к вам ваших противников и заставит пасть вам в ноги и с готовностью выполнить волю вашу и ваши повеления. Ибо говорит Соломон: «Когда человек Богу угоден и любезен, то меняет Он сердца врагов его и вынуждает их искать у него мира и благоволения.984 И молю вас разрешить мне тайно поговорить с вашими врагами, ибо им не следует знать, что вы на это согласились и этого хотите, когда же я узнаю их намерения и желанья, то буду давать вам советы с большей уверенностью».
«Сударыня, — молвил Мелибей, — делайте все, как вы находите и считаете нужным, ибо я полностью предаюсь вашей воле и попечению». Тогда госпожа Разумница, увидевши добрую волю своего мужа, поразмыслила и посовещалась сама с собою, как бы привести это дело к хорошему заключению и к благому концу. И когда настало подходящее время, то послала она за этими врагами, чтобы пришли они встретиться с нею в тайном месте; там она мудро им показала, какое благо дает мир и какие опасности и вред приносит война; и сказала им, в манере красноречивой и пристойной, как следует им глубоко раскаяться в том зле и ущербе, что причинили они Мелибею, ее господину, ей самой и дочери ее. И когда выслушали те сии достойные слова госпожи Разумницы, то столь были поражены и обрадованы, так возликовали, что дивно рассказать. «О сударыня, — молвили они, — вы дали нам «благословение благости»,985 по слову пророка Давида, ибо примирение, которого мы никоим образом не заслуживаем, но должны добиваться с великим раскаянием и смирением, вы нам по неизреченной доброте своей даруете. Теперь видим мы, что воистину мудр Соломон, ибо он говорит, что «сладкие уста умножат друзей, и доброречивый язык умножит приязнь».986 Разумеется, — молвили они, — поручаем мы дела наши и пути наши всецело вашей благой воле и готовы слушаться слов и повелений господина Мелибея. А посему, милостивая государыня, просим вас и умоляем, со всем смирением, ежели возможно, воплотить в дело прекрасные ваши слова. Ибо знаем мы и помним, что нанесли мы господину Мелибею оскорбление и обиду неразумные и безмерные, так что не в нашей власти их возместить; и посему обязуемся и обещаемся мы, равно как и друзья наши, выполнять его повеления и его волю. Но, вероятно, его гнев и горе из-за нашего злодеяния столь велики, что назначит он нам наказание, которого мы ни снести, ни стерпеть не в силах, а посему, благородная госпожа, взываем мы к женственной вашей жалости, и просим рассудить это дело так, чтобы ни нас, ни друзей наших не погубили последствия нашего безрассудства». — «Разумеется, — сказала госпожа Разумница, — весьма тягостно и опасно вверяться как правосудию, так и врагу. Ибо Соломон говорит: «Послушайте меня, князья народа, и внимайте, начальники собрания: ни сыну, ни жене, ни брату, ни другу не давай власти над тобою при жизни твоей».987 А теперь, так как он утверждает, что нельзя давать над собой власти ни брату, ни другу, то еще важнее не давать над собою власти своим врагам. И тем не менее, советую вам не опасаться моего господина, ибо знаю хорошо и ведаю истинно, что он милосерд и кроток, щедр, благороден и совсем не скуп и не алчен; ибо ничто ему в мире не дорого, кроме чести и уважения. И более того, знаю я и вас уверяю, что в этом тягостном деле ничего он не предпримет, не посоветовавшись со мною; я же буду действовать так, что, по милости Господней, мы с вами примиримся». Тогда сказали они в один голос: «Честная госпожа! Отдаем себя и добро свое полностью в ваше распоряжение и на ваше усмотрение, и готовы явиться в любой день, какой вы, благородная госпожа, назначите, чтобы заключить договор и взять на себя обязательства, какие вам заблагорассудится и будет угодно, дабы выполнить волю вашу и господина Мелйбея». И когда госпожа Разумница услыхала ответы сих людей, просила она их столь же тайно удалиться, а сама возвратилась к господину своему Мелибею и поведала ему, что нашла его врагов искренне раскаявшимися и смиренно осознавшими всю низость грехов своих и преступлений, и как они готовы все снести и молят и просят его о снисхождении и пощаде.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Кентерберийские рассказы"
Книги похожие на "Кентерберийские рассказы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Джеффри Чосер - Кентерберийские рассказы"
Отзывы читателей о книге "Кентерберийские рассказы", комментарии и мнения людей о произведении.




























