Александра Ишимова - История России в рассказах для детей
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История России в рассказах для детей"
Описание и краткое содержание "История России в рассказах для детей" читать бесплатно онлайн.
Самое популярное изложение истории для детей — книга Александры Осиповны Ишимовой «История России в рассказах для детей».
Оно пользовалось неизменным успехом у читателей и издавалось многократно.
Однако настоящее издание является уникальным.
В нем не только в наиболее полном за последнее время объеме воспроизведен текст произведения, но и исправлены многие неточности, фактические ошибки. Кроме того, впервые данное произведение сопровождает столь значительный по составу, объему — примерно 1000 иллюстраций — и художественному уровню иллюстративный материал, который поможет читателю представить, как происходили исторические события, как выглядели знаменитые деятели отечественной истории, как жили наши предки в различные времена.
Читателям, несомненно, будут полезны комментарии и словарь, составленные специально для данного издания.
Наша книга — это не только история в рассказах, но и история в иллюстрациях замечательных художников, живописцев.
Причины этого нового и последнего бунта стрельцов были все те же, как и прежде: их досада на новый порядок, заводимый в войске, на то предпочтение, какое Петр явно отдавал перед ними полкам, устроенным по-европейски, и страх, что он, возвратясь из чужих краев, начнет еще более заботиться о преобразованиях, которые они ненавидели. Эта ненависть происходила вот от чего: у многих из них были странные мысли о том, что просвещение вредит благочестию и что, чем более люди занимаются ученьем, тем менее думают о Боге. Такая мысль, в любом случае необоснованная, потому что может ли что-нибудь больше науки и образования дать нам в понимании о Боге и его чудесных творениях, была полным несчастьем для такого народа, имевшего столько набожности, как наши предки. Она заставляла некоторых суеверов не любить Петра, принуждавшего их к учению.
Враги Петра умели пользоваться этим несчастным заблуждением соотечественников, и вы видели уже, милые читатели, сколько бед происходило от этого во время правления властолюбивой царевны Софьи! С тех пор, как монастырские стены разлучили ее со светом, в России стало спокойнее, и все думали, что прежняя правительница, отказавшись от всех безрассудных замыслов, оплакивает в уединенной келье монахини свои несчастные ошибки. Но не то делала Софья: под ее монашеской рясой все еще билось сердце гордой княжны, все еще таилась надежда отнять у брата его престол. Однако она не смела предаваться этой надежде с прежней уверенностью и, может быть, не решилась бы ни на что, если бы путешествие Петра в чужие края не увеличило неудовольствия народа и не ободрило любимцев Софьи — дерзких стрельцов. Государство оставалось полтора года без царя; в это время злые неприятели Петра могли наделать много вреда, и вот что они сделали.
Царица Евдокия Федоровна Лопухина. Гравюра.Евдокия Федоровна Лопухина была первой женой царя Петра I. Ее, дочь окольничего Федора Авраамовича Лопухина, выдали замуж за Петра 27 января 1689 г., когда тому исполнилось 17 лет. 28 февраля 1690 г. у них родился сын Алексей.
Почти все начальники стрельцов, преданные Софье, старались, каждый в своем полку, уверить своих подчиненных, что Петр, возвратись из путешествия, заведет во всем Европейский порядок. Такими уверениями немудрено было внушить им самые отчаянные намерения. Мысль, что не только царевна Софья, но даже и супруга Петра, царица Евдокия Федоровна, так же как и стрельцы ненавидевшая новые обычаи и просвещение, была на их стороне, еще более подкрепляла дерзость бунтовщиков. В их планы входило покушение на жизнь Петра по возвращении его из чужих краев, после чего они предполагали сделать Софью правительницей государства до совершеннолетия царевича Алексея, восьмилетнего сына Петра, и уничтожить все новшества, введенные им в правление, войско и нравы Русских.
В. Суриков. Утро стрелецкой казни. 1881 г.В августе 1698 г. Петр I вернулся из-за границы и приказал провести новое расследование по делу о стрелецком бунте. Стрельцов допрашивали под страшными пытками, чтобы убедиться в участии царевны Софьи в заговоре. Последовали многочисленные казни. Трупы казненных стрельцов оставались неубранными целых пять месяцев, наводя ужас на народ. Красная площадь была покрыта обезглавленными, а стены Белого и Земляного города унизаны повешенными. На Девичьем поле некоторые стрельцы висели против самых окон царевны Софьи с челобитными грамотами в руках.
Боярская одежда XVIII века. Гравюра.С такими ужасными намерениями стрелецкие полки, расположенные в разных городах, пошли к Москве, чтобы соединиться там со своими главными товарищами, но храбрость и присутствие духа генералов Шейна и Гордона спасли столицу и усмирили бунтовщиков до приезда государя. Следствие об их преступлениях уже началось при нем, и открываемые подробности их замыслов были так ужасны, что Петру надо было проявить чрезвычайную строгость; виновные наказаны были так, как того заслуживали они по своим злодейским намерениям. В сильном негодовании на преступников, так хладнокровно сговорившихся истребить все, что он с такой заботой готовил для счастья любимого народа, все драгоценные плоды его тяжких трудов, его беспрестанных пожертвований, Петр готов был осудить на смерть всех до последнего ненавистного стрельца, но достойный наставник и его друг Лефорт склонил к жалости оскорбленное сердце Великого, и были казнены только самые виновные. Правда, их было очень много. Государь пощадил и свою сестру: она жила по-прежнему в монастыре. Но оставить ее вовсе без наказания казалось Петру несправедливым, и он наказал ее следующим образом: перед ее окнами монастыря были поставлены виселицы, на которых повесили самых виновных и самых преданных ей преступников. Остальные были разосланы по разным городам, записаны в другие полки, и таким образом название стрельцов, знаменитое сначала, бесславное впоследствии, сохранялось еще около трех лет в четырех полках, оставшихся верными царю; но потом, когда и те получили новые названия или новое устройство, оно совершенно исчезло в нашем Отечестве.
Что же касается царицы Евдокии Федоровны, признанной следствием виновной в помыслах о покушении на жизнь государя, то Петр не хотел больше называть ее своей супругой и, отослав в Суздальский Покровский монастырь, приказал постричь в монахини. Она назвалась Еленой.
Новые обычаи и война со Швецией от 1698 до 1703 года
Вот каковы были происшествия, поразившие сердце Петра во время его возвращения в Отечество! Горестно было ему видеть, что само просвещение, которое стоило ему бесчисленных трудов, надо было дорогой ценой распространять среди его подданных, надо было силком и тяжелейшими способами подводить их к перевороту, который сулил так много выгод. Петр предвидел, что если он не будет принуждать их к просвещению, а предоставит им самим выбирать: быть ли им образованными или оставаться в своем невежестве, то большая часть из них предпочтет последнее, и потому решился не предоставлять им право выбора, а заставить их покориться его собственной воле. Строгая казнь стрельцов была первым следствием этой решимости. После ее ужасов враги Петра затихли: страшно было противиться ему, страшно было не исполнять его повелений. С огорченным сердцем пользуясь этим страхом, Петр начал вводить разные изменения и улучшения в старинных учреждениях, начал вводить новые порядки не только в некоторых частях государственного устройства, но даже в нравы и обычаи своего народа. Зная, как сильно внешний вид вещей влияет на необразованных людей, он обратил прежде всего на это свое внимание.
Наши предки в своих привычках, обычаях и даже в одежде имели много схожего с Азиатами: их золотые кафтаны, дорогие шубы, меховые шапки и длинные бороды, делая их очень похожими на Турок и Татар, отделяли от Европейцев. От уничтожения этой черты зависело очень много: в одежде образованного человека, казалось, легче было приступать к образованию. К тому же была еще причина, из-за которой Европейское платье стало необходимо для Русских: они так ненавидели иностранцев, что эти несчастные люди, с такими затруднениями выписываемые Петром из чужих краев, иногда подвергались опасности, выходя на улицу в своих платьях. Итак, вскоре после казни стрельцов был объявлен царский указ о том, что все дворяне и военные люди должны брить бороды и носить новое платье, которое походило на платье Немцев и Голландцев. Сколько шуму и тревоги наделал этот указ!
Медаль на подавление стрелецкого бунта в 1698 годуСколько различных чувств произвел он в сердцах жителей Москвы! Иностранцы обрадовались: они надеялись теперь избегать народного гнева в толпе Русских, одетых одинаково с ними; но зато Русские были сначала почти в отчаянии от этих нападок на платья и особенно на их бороды. Некоторые безрассудные и до суеверия набожные думали, что сбрить бороду значит испортить образ Божий, и многие из них готовы были согласиться на всякое пожертвование, лишь бы только сохранить эту драгоценность! Но Петр был неумолим. Он приказал на улицах обрезать полы кафтанов у упрямцев, приказал каждый год брать штрафы с тех, кто не хотел расстаться со своими бородами, и таким образом мало-помалу заставил их слушаться. Вскоре вышло еще одно царское повеление. Об этом повелении прежде всего будет интересно узнать моим читательницам. Так что слушайте со вниманием.
Н. Дмитриев — Оренбургский. Ассамблея при Петре I.Вы помните, какую жизнь вели прежде Русские женщины? Это была самая скучная жизнь. Не смея никуда показаться без покрывала, они проводили все свое время как монастырские затворницы и не имели никаких прав даже в самом главном деле жизни: в своем замужестве. Их отдавали за того человека, которого выбирали родители, без всякого согласия со стороны невесты и даже раньше, чем молодые люди видели друг друга. После этого о каком счастье этой четы[246] можно говорить, еще не знакомой между собой, но уже навек соединенной? В этом случае женщина была еще более достойна жалости, чем мужчина. Последний мог забыться от неудачного выбора своих родителей в шуме света и общества, он мог заниматься службой, охотой, вести приятные беседы с умными людьми. Но женщина, такая же невольница в доме мужа, какой она была в доме отца, изменяла только место своей темницы и из девичьего родительского терема переходила в уединенные комнаты супруга, где не имела даже и того развлечения, какое доставляет хозяйство: старинные Русские боярыни не любили заниматься им и не приучали к нему своих дочерей. Во всяком среднего состояния доме были и ключница, и казначея, и несколько кухарок и служанок. Итак, хозяйкам оставалось только кушать за каждым обедом несколько десятков блюд, сидеть на своих пуховых диванах и скучать иногда нестерпимо!
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История России в рассказах для детей"
Книги похожие на "История России в рассказах для детей" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александра Ишимова - История России в рассказах для детей"
Отзывы читателей о книге "История России в рассказах для детей", комментарии и мнения людей о произведении.




























