Сомадева - Необычайные похождения царевича Нараваханадатты

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Необычайные похождения царевича Нараваханадатты"
Описание и краткое содержание "Необычайные похождения царевича Нараваханадатты" читать бесплатно онлайн.
Роман Сомадевы, кашмирского поэта XI в., представляет собой часть (VI–X книги) созданного им замечательного сказочного эпоса «Океан сказаний». Используя все богатство повествовательной литературы древней Индии, Сомадева создал произведение, прославляющее возможности человеческого разума. I–V книги «Океана сказаний» были опубликованы в 1967 г. под названием «Повесть о царе Удаяне» в переводе П. А. Гринцера и И. Д. Серебрякова.
229
шрамана — странствующий монах, как правило буддийский.
230
Гаруда — легендарный коршун; царь птиц.
231
Кубера — см. прим. 97 к Книге о Маданаманчуке.
232
пуруши — статуи, истуканы.
233
дхарма — вера, закон, все, что предписано верой, понимаемое как жизненный долг.
234
Шрингабхуджа — букв, «питающийся рогом».
235
Бхимасена, Бхима — один из пяти братьев-пандавов, героев «Махабхараты», отличавшийся силой и доблестью и особенно искусный в бою на палицах.
236
Отправляйся в Кашмир… — здесь, как и во многих других местах «Океана сказаний», Сомадева демонстрирует свой кашмирский патриотизм.
237
сер — мера веса, различающаяся у разных народов Индии, примерно от 0,6 кг. до 1,0 кг.
238
Винаяка — «предводитель», «вождь», имеется в виду вождь ганов, составляющих свиту Шивы; одно из имен Ганеши.
239
Бхама — одна из жен Кришны.
240
…воплощение юного Кришны, сына Яшоды, поднявшего гору Говардхана, для того чтобы спасти от проливного дождя, насланного Индрой, жителей и все живые существа в стране Брадж. Индра был разъярен тем, что жители этой страны перестали совершать ему жертвоприношения.
241
дварапала — младшие божества индусского пантеона, охраняющие основные и дополнительные страны света (юг, юго-запад, юго-восток, север, северо-запад, северо-восток, запад, восток).
242
дерево вата — род смоковницы. Считается, что если его посадить с восточной стороны дома, то все желания домохозяина исполнятся.
243
Нагарджуна — знаменитый индийский ученый и философбуддист, основатель нигилистического учения шуньявада.
244
Чираюс — букв, «долгий век»; легендарный город долголетия,
245
…стал он равным Будде! — см. прим. 55 к Книге о Маданаманчуке.
246
…чтобы ее порадовать, голову себе отсечь… — форма жертвоприношений, о реальности которой свидетельствуют не только многочисленные на юге скульптурные произведения портретно-мемориального характера, так называемые «хиростоунс», изображающие акт жертвоприношения, но и вполне современный инцидент, происходивший в 1967 г. в Джамшедпуре. В этом промышленном городе два брата-рабочие в надежде, что Шива избавит их от безнадежной задолженности ростовщику, решили отсечь себе головы, будучи уверены, что Шива не только избавит их от долга, но и вернет головы на надлежащее место.
247
…и там тебе достанется от обеих жен — в «Океане сказаний» заметна тенденция к осуждению многоженства.
248
Канчи — столица древнего царства Паллава, современный город Канчипурам.
249
…муж, восседающий на павлине… — т. е. Сканда или Картикея, бог войны; на юге его называют Субрахманья.
250
тилак — пятнышко на лбу, наносимое специальной пастой, приготовленной из мела, сандалового масла и какого-либо красителя. Ставится в знак пожелания счастья.
251
Смара — «помнящий», одно из имен Камы, бога любви.
252
Ваджракута — легендарный город; название его буквально означает «гора из молний».
253
кальпа — см. прим. 181 к Книге о Маданаманчуке.
254
страна мадров — мадры представляли собой одну из наиболее важных народностей древнего Пенджаба; их страна соответствовала примерно территории округа Сиалкот в Западном Пенджабе (Пакистан).
255
Шакала — древний город, столица страны мадров (см. прим. 254); отождествляется с современным городом Сиалкот.
256
Носящий трезубец — один из эпитетов Шивы.
257
дочь царя конканского… — Конкан, страна, охватывавшая территорию нынешнего штата Гоа (Индия) и примыкающие к нему части штата Махараштра вдоль Западных Гхатов.
258
Канчипурам — см. прим. 244 к Книге второй.
259
Лаванака — название страны, возможно район Соляных гор.
260
Чин — древнее индийское название Китая.
261
Шрикантха — мифическая страна.
262
Тамралипти — см. прим. 207 к Книге о Ратнапрабхе.
263
ашвамедха — жертвоприношение коня; для его свершения царь отпускал коня свободно пастись и снаряжал войско сопровождать коня. Когда конь вступал на территорию другого царя, тот должен был либо признать над собой суверенитет царя, отправившего коня, либо вступить с ним в войну. По истечении года конь, как предусматривалось ритуалом, должен был быть принесен в жертву. Совершивший сто таких жертвоприношений становился равным Индре. См. также прим. 22 к Книге о Маданаманчуке.
264
Ашадха — имя древнего мудреца.
265
данавы — потомки прародительницы Дану, дочери Дакши. См. прим. 96 к Книге о Маданаманчуке.
266
бог, вооруженный луком — один из эпитетов Шивы.
267
Нарада — древний мудрец, автор ряда ведических гимнов, ученик Брихаспати (см. прим. 154 к Книге о Маданаманчуке); высшее знание он получил от Санаткумары, одного из асуров.
268
Нахуша — древний царь, обращенный мудрецом Агастьей в змея (см. прим. 153 к Книге о Маданаманчуке).
269
Хираньякша — «золотоглавый», один из могучих царей дайтьев (см. прим. 96 к Книге о Маданаманчуке), непреклонный враг богов, собиравшийся завоевать небеса и занять трон Индры. Перепуганные боги обратились к Вишну, и тот, приняв облик вепря, боролся с Хираньякшей целую тысячу лет, пока наконец не убил его.
270
Найди, повелитель бхутов и ганов — бык Шивы, повелевающий сопутствующими Шиве мифическими существами.
271
…вернись в свое тело — см. прим. 18 и 43 к Книге о Маданаманчуке.
272
Чандрабхага и Иравати — реки Ченаб и Рави в Пенджабе.
273
Санкхья и Йога — две системы древнеиндийской философии, тесно связанные между собой. Санкхья — дуалистическая система, утверждающая существование двух извечных начал — духовного (пуруша) и материального (пракрити), взаимодействие которых и порождает все сущее, являющееся лишь эманацией этих начал. Важная сторона санкхьи — учение о причинности.
Йога, принимая теоретические положения санкхьи, является учением о методах соединения, т. е. йоги, человеческой души (дживатма) с мировой душой (параматма), проявлением которой та выступает.
274
сиддхи — «достижение», имеется в виду достижение индивидуумом сверхчеловеческих способностей (см. прим. 211 к Книге о Ратнапрабхе).
275
Пушкара — озеро около г. Аджмира (штат Раджастхан); на его берегу стоит ныне единственный в Индии храм, посвященный Брахме; в пуранах — один из семи океанов, омывающих землю.
276
Бог Смертного Часа — Яма, бог смерти; вместо руки у него удавка.
277
царь Икшваку — один из предков эпического героя Рамы, легендарный царь, сын прародителя Вайвасвата Ману.
278
мир богов Сашива — небо, где главенствует Шива; рай.
279
Лилавати — супруга асура Мая, мать Сунитхи; по ее имени назван древний математический трактат.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Необычайные похождения царевича Нараваханадатты"
Книги похожие на "Необычайные похождения царевича Нараваханадатты" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Сомадева - Необычайные похождения царевича Нараваханадатты"
Отзывы читателей о книге "Необычайные похождения царевича Нараваханадатты", комментарии и мнения людей о произведении.