Сомадева - Необычайные похождения царевича Нараваханадатты

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Необычайные похождения царевича Нараваханадатты"
Описание и краткое содержание "Необычайные похождения царевича Нараваханадатты" читать бесплатно онлайн.
Роман Сомадевы, кашмирского поэта XI в., представляет собой часть (VI–X книги) созданного им замечательного сказочного эпоса «Океан сказаний». Используя все богатство повествовательной литературы древней Индии, Сомадева создал произведение, прославляющее возможности человеческого разума. I–V книги «Океана сказаний» были опубликованы в 1967 г. под названием «Повесть о царе Удаяне» в переводе П. А. Гринцера и И. Д. Серебрякова.
325
Вьяса — легендарный создатель «Махабхараты», древней героической эпопеи индийцев.
326
вайрагья — отказ от обычной мирской жизни, уход в подвижничество, отвержение мира, понимаемое как одна из добродетелей.
327
…ходила по многим храмам… — паломничество по храмам и святыням составляло существенную часть системы индуизма.
328
…кашмирские обители Сваямбху — Кашмир славится храмами и ашрамами (обителями), посвященными Шиве самосущему (Сваямбху).
329
…словно у чакор… глаза были полны слез — по поверью, чакоры (куропатки), проведя день вместе, на ночь разлучаются; здесь влюбленные уподоблены чакорам, скорбящим перед неминуемой разлукой.
330
Повесть о Раме и Сите — изложение сюжета древней индийской эпопеи «Рамаяна» у Сомадевы несколько отличается от того, что рассказано у Вальмики, особенно по тональности.
331
Джатаю — божественный коршун, персонаж «Рамаяны». Именно он сообщает Раме, герою «Рамаяны», о том, что Сита, супруга Рамы, похищена повелителем ракшасов Раваной.
332
…не может вынести бремя позора — душевное состояние Рамы трактуется Сомадевой гораздо ближе по духу к Бхавабхути, драматургу VIII в., который в своей драме «Дальнейшая жизнь Рамы» сосредоточил внимание на противоречии между человеческими чувствами супруга, отца и государственным долгом, когда Рама под влиянием общественного мнения вынужден отправить Ситу в лес.
333
Вальмики — легендарный автор древней индийской эпопеи «Рамаяна»; он в позднейших произведениях на сюжеты эпопеи принимает и непосредственное участие в описываемых в ней событиях.
334
титибха — род птицы.
335
перейти это озеро до другого берега — здесь дано изображение примитивной юридической процедуры — так называемого божьего суда.
336
трава куша — трава с жестким стеблем, используемая при устройстве жертвоприношений, при изготовлении примитивной одежды; символ самоотверженности, пренебрежения мирской жизнью.
337
лингам — фаллос Шивы, служащий объектом поклонения.
338
мандара — коралловое дерево, одно из пяти деревьев рая.
339
Стоит в южных краях город, зовущийся Пратиштхана… — южные края, т. е. Дакшинапатха, у Сомадевы определяется главным образом по отношению к Кашмиру. Здесь имеется в виду г. Тханесар, бывший в VII в. столицей государства императора Харши, а не Пайтхан, столица государства Сатаваханы, с которой иногда пытаются отождествить Пратиштхану.
340
Муктипура — мифический остров.
341
Патрапура — мифический город.
342
чакора — см. прим. 6.
343
раджпут — здесь воин; вообще под этим термином имеются в виду представители народностей, переселившихся в Северо-Западную Индию в середине I тысячелетия н. э. и легшие в основу современного народа раджастхани.
344
…войско бхилов… — бхилы — народность, населяющая смежные районы Гуджарата, Раджастхана, Мадхья Прадеша и Махараштры.
345
…полчища кауравов — одна из враждующих сторон в битве, описанной в древнеиндийской эпопее «Махабхарата».
346
десять стран света — четыре основных румба, четыре промежуточных, зенит и надир.
347
Смара — одно из имен бога любви Камы. Против его стрел могут устоять только богиня мудрости Сарасвати, бог войны Сканда и Будда, сумевший одолеть все человеческие страсти.
348
семистрелый бог — Кама, бог любви.
349
…со свадебным шнуром через плечо — для предотвращения несчастий жених надевает во время свадьбы специальный шнур.
350
Когда же зерно было брошено в огонь… — во время свадебного обряда в огонь сыплют зерна риса или пшеницы.
351
Маданапура — мифический город.
352
Шурапура — мифический город.
353
пратихара — церемониймейстер, один из наиболее высоких придворных чинов.
354
антахпур — женская часть дворца, гарем.
355
Чамунда — одна из ипостасей Деви, супруги Шивы.
356
Кхадгасиддха — обладающий мечом; здесь — другое имя Дживадатты, полученное им в другом перерождении.
357
Шарва — «убивающий стрелой», «разрушитель», одно из имен Шивы.
358
Харивара — мифический город.
359
Виегапура — мифический город, название которого означает «город разлуки».
360
обитель Бадарика — Бадринатх, одна из наиболее священных тиртх, мест паломничества, посвященных Шиве.
361
Суварнабхуми — древнее название Бирмы.
362
Сагарапура — букв, «морской город».
363
корнак — слоновожатый, погонщик слона.
364
сад Нандана — небо Индры (см. прим. 19 к Книге о Маданаманчуке).
365
…в Праягу, где сливаются Ганга и Ямуна… — Праяга (ныне Аллахабад) стоит у слияния Ганга и Джамны. Само слияние почитается как особо святое место, и там регулярно устраиваются грандиозные празднества кумбхмела и ардхакумбхмела, привлекающие миллионы паломников.
366
карпатика — оборванец, нищий; также странствующий Монах.
367
Лакшапура — мифический город, «город богатств».
368
дхоти — род мужской одежды; состоит из длинного куска ткани, обматываемой вокруг бедер на манер штанов и закрепляемой у пояса.
369
Викрамапура — мифический город, «город мужества».
370
Малава — страна, лежащая между Гуджаратом и ДжамнаГангским доабом.
371
Чандика — одно из имен Чамунды, ипостаси супруги Шивы.
372
В молитве Виравары перечислены наиболее распространенные имена и эпитеты Чандики, в том числе и те, в соответствии с которыми именно она — создательница мира, превосходящая старшинством самого Шиву.
373
патта — почетный тюрбан, повязываемый при каком-либо пожаловании; жалованная грамота.
374
божественному супругу дарительницы счастья — т. е. Вишну, супругу богини счастья Лакшми.
375
совершенному воплощению шести царственных добродетелей — автор древнего политического трактата «Артхашастра» Каутилья считал, что «мир и труд являются основами благополучия» и что «основами для мира и труда являются шесть методов политики», которые здесь и имеются в виду, т. е. «мир, война, выжидательное положение, наступление, искание защиты и двойственная политика».
376
Матали — колесничий Индры.
377
Кокосовый остров — мифический остров; возможна идентификация с Никобарскими островами.
378
Майнака, Вришабха — мифические горы.
379
карникара — дерево, цветы которого не имеют запаха.
380
киннара — мифическое существо с человеческой головой и телом лошади, кентавр.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Необычайные похождения царевича Нараваханадатты"
Книги похожие на "Необычайные похождения царевича Нараваханадатты" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Сомадева - Необычайные похождения царевича Нараваханадатты"
Отзывы читателей о книге "Необычайные похождения царевича Нараваханадатты", комментарии и мнения людей о произведении.