» » » » Арсений Чанышев - Курс лекций по древней и средневековой философии


Авторские права

Арсений Чанышев - Курс лекций по древней и средневековой философии

Здесь можно скачать бесплатно "Арсений Чанышев - Курс лекций по древней и средневековой философии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Арсений Чанышев - Курс лекций по древней и средневековой философии
Рейтинг:
Название:
Курс лекций по древней и средневековой философии
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Курс лекций по древней и средневековой философии"

Описание и краткое содержание "Курс лекций по древней и средневековой философии" читать бесплатно онлайн.



Книга представляет собой продолжение "Курса лекций по древней философии" (Высшая школа, 1981). В ней дается общая картина эволюции древней и ранней средневековой философии и теологии (параллельное рассмотрение античной философии Римской империи и иудаистско-христианского мировоззрения позволяет представить христианство во временном контексте культуры), объективное соотношение философии с парафилософией (религиозно-художественно-мифологическим мировоззрением), с основанной на интеллекте наукой, культурой в целом.






Основное положение в мировоззрении Давида Динанского - уверенность в том, что материя, бог и мировой разум едины и даже тождественны. Материя, или "первоматерия" - вечна, изначальна, не сотворена богом. Она благодаря своей неопределенности абстрактна (отзвуки учения Аристотеля о "первоматерии", "первовеществе"). Но у Аристотеля бог как мировой разум был вне вещественного мира с его материями, формами (морфэ), энергиями и энтелехиями. Первоматерия, думал Давид Динанский, лежит в основе телесных и духовных "вещей" как их субстанция, И в отличие от Аристотеля и в духе пантеизма Давид Динанский как будто бы отождествляет эту материю с богом как мировым разумом. Это пантеизм. Понимание же бога как мирового разума говорит о том, что Давид Динанский перешел с позиций христианского мировоззрения на позиции Аристотеля, которые могли быть им изучены только по его "Метафизике", но, правду, в Западной Европе вроде пока еще в XII в. неизвестной. Давид Динанский различал тела, души и субстанции, где первые имеют свою основу в материи, вторые - в мировом разуме, а третьи - в боге. Но это все довольно темно.

Ясно лишь одно, что и в средние века встречались свободные умы, даже в среде католического духовенства. Но их участь была печальной.

Такова в общих чертах псевдофилософия, парафилософия в Западной Европе до XIII в. Она опиралась в основном на платоновскую традицию, на Плотина и на Августина. Аристотель был малоизвестен. Он представлялся в основном логиком. Его логика легла в основу схоластики, ее метода. Но мировоззрение было в основном неоплатоновско-августиновским. Следующий век дал новый взлет схоластики. Она достигла своей вершины, чтобы затем медленно разлагаться.

Между схоластикой XI-XII вв. и схоластикой XIII в. лежит совершенно, казалось бы, постороннее явление - арабоязычная философия. Но она оказала значительное влияние и прямо, и косвенно (дав Западной Европе Аристотеля, вернув его в Европу) на западно-Европейскую схоластику.

БИБЛИОГРАФИЯ


Аврелий, Марк. Размышления, Л., 1985.

Антология кинизма. М., 1984.

Антология мировой философии. М., 1969. Т. 1.

Апулей. Апология или Речь в защиту самого себя от обвинения в магии. - Метаморфозы в XI книгах.*- Флориды. М., 1956.

Апулей. Амур и Психей. СПб., 1905. Репринт, М., 1990.

Аристотель. Сочинения в 4-х томах. М., 1975-1984.

Архимед, Сочинения. М., 1962.

Библия. М., 1988.

Благая весть. Новый завет. М., 1990.

Боэций. "Утешение философией" и другие трактаты, М., 1990.

Вергилий. Энеида. М.- Л., 1933,

Гален. О назначении частей человеческого тела. М.,-1971.

Гесиод. Труды и дни. Теогония // О происхождении богов. М., 1990.

Гомер. Одиссея. М., 1953. Илиада. М., 1991.

Гораций, Полное собрание сочинений. М. -Л., 1936.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979.

Древнеримские мыслители. (Киев), 1958.

Евклид. Начала. М. -Л., 1941-1950.

Историки античности. М., 1939.

Катон. Земледелие. М. - Л., 1950.

Лукиан. Избранное. М., 1987.

Лукреций. О природе вещей. М. - Л., 1946.

Лукреций. О природе вещей. М., 1933.

Овидий. Метаморфозы. М. - Л., 1937.

О возвышенном. М., 1966.

Петриции И. Рассмотрение платоновской философии и Прокла Диадоха. М., 1984.

Петроний Арбитр. Сатирикон. М. -Л., 1924. Репринт, М., 1990.

Платон, Сочинения в 3-х томах. М., 1969-1972.

Платон, Диалоги. М., 1986.

Платон. Федр. М., 1989.

Плиний. Естественная история. Книга 17 // Катон, Варрон, Колумелла. О сельском хозяйстве. М., 1937.

Плутарх. Сравнительные жизнеописания. В 3-х томах. М., 1963.

Плутарх. Сочинения. М., 1985.

Плутарх. Избранные жизнеописания. М., 1987.

Плутарх. Застольные беседы. At, 1990.

Поздняя греческая проза, M., 1960.

Порфирий. Жизнь Плотина // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979.

Прокл. Первоосновы теологии. Тбилиси, 1972.

Ранович А. В. Первоисточники по истории раннего христианства. М., 1990.

Секст Эмпирик. Сочинения в 2-х томах. М., 1975-1976.

Сенека. Трагедии. M., 1983.

Сенека. Письма к Луцилию. Кемерово, 1986.

Тацит. Сочинения в 2-х томах. Л., 1970.

Тибул, Элегии любви, М., 1961.

Феофраст. Исследования о растениях, М., 1951.

Феофраст. Характеры. Л., 1974.

Филострат, Флавий. Жизнь Аполлония Тианского. М., 1985.

Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. М., 1989.

Хрестоматия по эллинистическо-римской философии. Свердловск, 1987.

Хрестоматия по истории Древней Греции. М., 1964.

Хрестоматия по истории Древнего Рима. М., 1962.

Цицерон. Диалоги. О государстве. О законах. М., 1966.

Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1975.

Цицерон. Избранные сочинения. М., 1975.

Цицерон. Философские трактаты. М., 1985.

Эпикур. Письма. Главные мысли // Лукреций. О природе вещей. Т. II. М.-Л., 1946; Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979; Лукреций. О природе Вещей. М., 1983.

Эпиктет. Беседы // Вестник древней истории. 1975. № 2, 3, 4; 1976. № 2.

ПРИМЕЧАНИЯ


1 Используемая здесь форма спаренных лекций (Лекция I - II, III - IV и т.д.), включающих одну или несколько тем курса, показалась нам довольно оптимальной, позволившей более свободно организовать проблемный материал книги, не теряя из вида интересы читателей.

2 Иоганн Густав Дройзен (1808 - 1884) - немецкий историк, гегельянец, автор не только "Истории элленизма", но и "Истории Александра Великого". Его лекции слушал Лев Толстой в Берлине в 1860 г.

3 Знаменитый древнегреческий историк Плутарх, сопоставляя двух великих ораторов древности - грека Демосфена и римлянина Цицерона не в пользу последнего, писал, что "демосфеново красноречие, чуждое шуток и прикрас, сжатое, мощное и суровое, не фитилем отдает,... но воздержным образом жизни, неустанными размышлениями и снискавшим насмешки угрюмым, желчным его нравом...". Поясняя вопрос о нраве Демосфена, Плутарх присовокупляет: "Демосфен... был неизменно серьезен, и выражение хмурой озабоченности почти не покидало его...", тогда как "Цицерон... в погоне за остротами нередко впадал в шутовство..." (Плутарх. Избранные жизнеописания М., 1987. Т. II. С. 565-566).

4 Хрестоматия по истории Древней Греции. М., 1964. С. 391.

5 Там же. С. 412.

6 Плутарх сообщает, что Демосфен принимал подарки от персидского царя, что возможно, так как этот великий оратор был корыстолюбив и ссуживал деньги под залог, получая от этого ростовщический доход. Афиняне изгнали его из Афин не случайно.

7 "Передают, что Александр, сын Филиппа, отличался природной красотой - волосы его вились и были белокуры, но в лице царя сквозило, судя по рассказам, что-то устрашающее" (Элиан. Пестрые рассказы. М. -- Л., 1963. С. 89.). Далее говорится и о завистливости Александра Великого: "Александр, как говорят, по разным причинам завидовал своим сподвижникам. Ему не давали покоя опытность Пердикки в военном деле, полководческая слава Лисимаха, отвага Селевка, печалило честолюбие Антигона, досадовал военноначальнический талант Антипатра, вселял подозрения гибкий ум Птолемея, страшили беспутность Таррия и склонность Питона к новшествам" (там же).

8 История античности. М., 1989. Т. 1. С. 504.

9 Арриан. Поход Александра // Хрестоматия по истории Древней Греции. С. 438.

10 Хрестоматия по истории Древней Греции. С. 454.

11 Хрестоматия по истории Древней Греции. С. 454.

12 Там же. С. 455.

13 Хрестоматия по истории Древней Греции. С. 461

14 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. С. 206. При дальнейшем цитировании указанного издания Диогена Лаэртского ссылки будут даваться в тексте по международной пагинации.

15 Сергеев В. В. История Древней Греции. М., 1948. С. 398.

16 Адриан - император-восстановитель (см.: Ренан Э. История первых веков христианства. Том шестой. Царствование Адриана и Антонина Благочестивого (117-161 гг.), СПб., [б. г.]). Адриан восстановил лежащий в развалинах Иерусалим, но как римский город: "Эти развалины (речь идет о развалинах Иерусалима. - А. Ч.) внушили Адриану мысль, которую ему внушали все развалины, то есть Желание восстановить разрушенный город..." (там же. С. 19).

17 Плутарх. Сравнительные жизнеописания: В 3 т. М., 1961. Т. 1. С. 392.

18 Там же. С. 393.

19 Цит. по: Кудрявцев П. С, Курс истории физики. М., 1974. С. 21.

20 Там же. С. 22.

21 Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Т. 1. С. 393-394.

22 Sarton G. A. History of Science. Hellenistic Science and Culture in the last three Centuries В. С New York, 1959. P. 56-57.

23 Эратосфен был первым, кто назвал себя ученым в отличие от философов (см.: Zeller E. Outlines of the History of Greek Philosophy. N. Y., 1955. P. 226).

24 Аристотель. Сочинения в четырех томах. М., 1981. Т. 3. С. 340.

25 Там же.

26 См.: Древние цивилизации. М., 1989. С. 374.

27 Vogel. С. J. de. Greek Philosophy. Vol. II. Leiden, 1960. P. 231.

28 Ibid.

29 Ibid.

30 Климент Александрийский. Строматы. М., 1892. С. 362.

31 Цицерон. О природе богов. Равель, 1892. С. 35.

32 Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 3. С. 149.

33 Секст Эмпирик. Сочинения в двух томах. М., 1975. Т. 1. С. 356.

34 Хрестоматия по эллинистическо-римской философии. Свердловск, 1987. С. 8.

35 Сокращенная история философии от начала мира до нынешних времен. М., 1785. С. 145. (Автор спорен: то ли Бруккер, то ли Формей.)


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Курс лекций по древней и средневековой философии"

Книги похожие на "Курс лекций по древней и средневековой философии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Арсений Чанышев

Арсений Чанышев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Арсений Чанышев - Курс лекций по древней и средневековой философии"

Отзывы читателей о книге "Курс лекций по древней и средневековой философии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.