» » » » Мария Шишкова - Тверской край — музыка — Санкт-Петербург


Авторские права

Мария Шишкова - Тверской край — музыка — Санкт-Петербург

Здесь можно скачать бесплатно "Мария Шишкова - Тверской край — музыка — Санкт-Петербург" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Фактор, год 2003. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Тверской край — музыка — Санкт-Петербург
Издательство:
Фактор
Жанр:
Год:
2003
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Тверской край — музыка — Санкт-Петербург"

Описание и краткое содержание "Тверской край — музыка — Санкт-Петербург" читать бесплатно онлайн.



В год 300-летия Санкт-Петербурга, великого центра российской культуры, автор поднял и раскрыл важную и значительную тему — вклад выдающихся деятелей Тверского края в культуру Санкт- Петербурга, а петербуржцев в культуру Верхневолжья.

На страницах книги многообразно и разносторонне представлены жизнь и деятельность этих великих творцов культуры XVIII–XX вв.

В книге выявлена глубинная и непрерывная традиция культурных контактов между Тверским краем и Санкт-Петербургом. Акцент сделан на музыкальных пристрастиях, что позволяет раскрыть остающиеся в тени стороны художественной жизни Твери, Санкт-Петербурга и России.

Книга предназначается для широкого круга читателей, студентов училищ, колледжей, вузов и может быть использована как методическое пособие.






В 1843 году в Москве гастролировал венгерский композитор, пианист-виртуоз Ф.Лист. После посещения его концерта Ф.Глинка оставил четверостишие:


Наш май угрюм и не цветист,

Знать, осень возвратилась снова.

Как грустно! — Здешнего листочка нет родного,

И радует Москву один — нездешний Лист!


С 1853 по 1861 годы Ф.Глинка жил в Петербурге. А с 1862 года поэт поселился в Твери навсегда:


И я, в мой краткий век,

Я видел много славных рек

В отчизне и в странах далеких;

Но Волгу светлую, в брегах ее высоких,

Всегда с весельем новым зрю,

— так писал еще в 1810 году в своем стихотворении "Мечтания на берегах Волги" Ф.Н.Глинка.


Ф.Глинка принимал активное участие в общественной жизни города. Его дом привлекал внимание передовых людей Твери.


А.К.Жизневский оставил воспоминания, где есть такие слова: "Все более или менее важные местные события Федор Николаевич приветствовал стихами. У подъезда всех почти собраний видна была его карета; сам он, небольшого роста, тщедушный, черноволосый, всегда во фраке и во всех орденах присутствовал и в собраниях, и на вечерах, и на званых обедах, и на пикниках… При всех выдающихся случаях у Ф. дора Николаевича готово было изящное приветствие и острый ответ, а часто и прекрасные стихи или художественная речь".


Ф.Глинка был талантливым импровизатором. Об этом говорит яркий пример. Помещик Всеволод Андреевич Всеволожский в 1808 — 1810 годах был начальствующим над московскими казенными театрами. Все знали, что он — художественная натура — любил театр, музыку, живопись. Его дом в Москве на Пречистенке можно было назвать дворцом, где проходили домашние спектакли, устраивались концерты знаменитостей. Всеволожский имел капеллу из крепостных музыкантов, уровень которой позволял исполнять оперы. У Всеволожского была традиция: проводить свой день рождения в родовом поместье Рябово. А, по свидетельству одного источника, соседняя "мыза Приютино принадлежала президенту Академии художеств А.Н.Оленину, который был частым гостем у Всеволожского. Празднование своего дня рождения Всеволожский превращал в театрализованное действие, которое сопровождалось музыкой, длилось несколько дней и было столь привлекательным, что о н. м писали в известных изданиях" (даже в журнале "Отечественные записки" (1822, ноябрь)).


Программу этого необычного праздника в Рябово с блеском составил Ф.Н.Глинка. Он написал пролог, название которого "Проезжий или Приготовление к именинам. Домашнее представление в двух частях (на заданную пословицу: "Доброго именинника празднуют три дня")". Была выпущена книжка- программа, в которой излагалась последовательность увеселительных мероприятий. Сюда входили шарады, инсценировки, концертные выступления, опера. В приложении к программе были изданы ноты к прологу — шесть вокальных пьес. На празднике прозвучала опера-водевиль "Новый Парис". Музыку написал руководитель капеллы Маурер, либретто — Хмельницкий. На празднике пел "очаровательным" голосом А.Н.Верстовский. Никита Всеволожский (сын В.А. Всеволожского, основатель кружка "Зеленая лампа", певец-любитель) исполнял куплеты, княжна В.Хованская — романсы, С.Н.Аксенов пел и аккомпанировал на гитаре. Водили хороводы, много пели, танцевали: "В антрактах гг. Бендеры играли концерты на кларнетах, а г-н Гучель на валторне". Ф.Н.Глинка в Прологе обозначил: "Действие происходит 24 октября 1822 г. в селе Дружелюбове, помещика Добромыслова, близ столицы". Пьеса Ф.Н.Глинки — как бы импровизация на темы из жизни Всеволожских на местном материале. Память об этом ярком торжестве осталась надолго. В 1875 году, спустя полвека, в издании "Наши чудодеи. Летопись чудачеств и эксцентричностей всякого рода" было опубликовано описание этого театрализованного события.


Театр в Осташкове и его актер, художник Яков Михайлович Колокольников-Воронин

История домашних театрализованных представлений восходит к эпохе Петра I, к знаменитым ассамблеям, которые проходили при дворе Петра I, во дворцах его сановников, позднее в литературно- художественных салонах Петербурга и Москвы. Затем любительское театральное искусство стало распространяться и в среде дворянства — в поместьях. Так, 24 августа 1794 года в Тверской губернии в селе Никольское в усадьбе Н.А.Львова была представлена пастушья шутка Н.А.Львова на музыку Н.П.Яковлева "Милет и Милета". Исполнителями были участники кружка Н.Львова и его близкие знакомые. Инструментальные номера исполняли музыканты оркестра Львова. Оркестр состоял из 50 человек.


В 1702 году в Москве на Красной площади возвели здание "официального" театра Петра I — Комедиальная храмина. Это был первый в России общедоступный театр, который возглавил Иоганн Кунст. В спектаклях этого театра большая роль отводилась музыке: "Как тело без души, так комедия без музыки состоять не может" (И.Кунст). Такого же мнения придерживался и Петр I. Царь выразил его в указе 1705 года о театре: "При тех комедиях музыкантам на разных инструментах играть". Приехали музыканты из Гамбурга, "робята малые с гобои и сипоша" из Берлина, артисты из Жмуди. Актеры Комедиальной храмины не были профессионалами — на сцене играли талантливые от природы люди. У московских любителей театра в памяти надолго осталось имя талантливого актера Василия Теленкова (имел прозвище Шмага — Пьяный). Он работал истопником, а вечером играл в театре. Другие "актеры" работали подьячими, переписчиками. При театре был капельмейстер, занимавшийся музыкальным воспитанием "актеров", все они пели в спектаклях.


Петербург еще строился, но и там уже представлялись комедии и трагедии "с музыкантами". В спектаклях вокальные номера распевались "на глас" ("на голос", т. е. на мелодию. — М.Ш.), звучали "арии" — "унывные", "умильные", "веселые". Звучало много инструментальных эпизодов: танцы, марши, фрагменты-соло на струнных и духовых инструментах. В некоторых драмах было так много музыки, что их стали называть операми. Еще долгие годы "на театре" играли актеры, вышедшие из низов. В театр они приносили народный говор и народную песню. Актер П.А.Плавильщиков (1760 — 1812), сын московского купца, друг И.А.Крылова, с которым они совместно издавали журнал "Зритель", произнес слова, ставшие афоризмом: "…музыка и словесность суть две сестры родные". А знаменитый Сумароков писал:


Я в драме пения от действа не отделяю никогда;

Согласоваться им потребно завсегда.


В сороковые годы восемнадцатого века передвижные театральные труппы стали ездить по провинциальным городам, знакомить с театральным искусством, после чего во многих городах России начали возникать свои местные театры. В 1805 году в городе Осташкове был открыт первый в Тверской губернии общественный любительский театр. Осташков XVIII века — это город самобытной культуры и важных промыслов. В городе функционировали народное, уездное, два приходских училища, были больница, гражданская библиотека для чтения. Известным во всей России стал кожевенный промысел Осташкова. В сороковые годы в Петербурге при царском дворе часто звучала фамилия Колокольниковых — живописцев из Осташкова. Мина Лукич Колокольников — крепостной художник из Осташкова был одним из оформителей Царскосельского дворца, Триумфальных ворот императрицы Елизаветы Петровны в Петербурге, Москве, Киеве, оформителем многих церквей и соборов. Писал Мина Лукич и портреты. В Осташкове работала целая династия живописцев Колокольниковых. Среди них — Яков Михайлович Колокольников-Воронин (1782 — 1844), племянник Мины Лукича. Яков Михайлович — один из основателей и первых актеров Осташковского театра. Распорядителями открывшегося театра были представители торгово-промышленной фамилии Савиных.


Яков Михайлович Колокольников-Воронин имел успех и популярность в Осташкове и как живописец, и как актер театра. Он родился в семье иконописца, обучался живописи у известных осташковских мастеров. В 1838 году Колокольников-Воронин уехал в Петербург, где представил в Академию художеств свои полотна, за что получил звание "свободного неклассного художника" исторической живописи. Колокольников оставил целую галерею портретов горожан Осташкова: "Портрет И.М.Мосягина" (1820-е годы), "Портрет К.А.Савина" (1830), "Портрет К.А.Савина с сыновьями" (1830-е годы), "Портрет С.С.Колокольниковой — жены художника" (1830-е годы) и другие.


В двадцатые годы Осташков посетил император Александр I. И художник увековечил приезд императора на своих полотнах. Колокольникову-Воронину принадлежат эскизы, по которым изготовлены Царские врата Богоявленского собора Нилово-Столобенской пустыни (1825). Писал художник и иконы, миниатюры. Дом Колокольникова-Воронина был одним из главных очагов культуры Осташкова. Внучка художника писательница Валентина Колокольникова записала со слов бабушки — Степаниды Семеновны Колокольниковой-Ворониной: "… любили его, а уважали как, весь город перед ним шапки ломал, всякий знал Якова Михайловича. Кто ни приедет в город, губернатор ли, архиерей ли, всех везут на поклон к Якову Михайловичу. "Краса нашего города", так и звали. Не велик дом у Колокольникова, а что игрушечка, не широка, не богата улица, а заставлена экипажами, что не пройдешь. Хлебосол был… Меня заставит вырядиться, что царицу; выйду к гостям в атласе да в жемчугах, недурна я была… А народу полно; дом, что шмели жужжат. Хоть и трушу, а не хочется в грязь лицом ударить; чинно, степенно поклонюсь я почтенному собранию, не суетясь, приглашу гостей к столу хлеба-соли откушать. Изредка на мужа взгляну, так ли мол я все делаю. Смотрит он на меня, улыбается, значит, все хорошо, приободрюсь я, хожу среди гостей, угощаю, соловьем разливаюсь, уж недаром слава шла обо мне как о приветливой хозяйке… Не жалел денег Яков Михайлович на прихоти, не жалел и на бедных. Добр, отзывчив был муж, к нему всякий шел за советом и за помощью… задумал муж устроить себе отдельную мастерскую… Это была большая роскошная зала с колоннами, с бархатными портьерами и стенными картинами…"


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Тверской край — музыка — Санкт-Петербург"

Книги похожие на "Тверской край — музыка — Санкт-Петербург" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Мария Шишкова

Мария Шишкова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Мария Шишкова - Тверской край — музыка — Санкт-Петербург"

Отзывы читателей о книге "Тверской край — музыка — Санкт-Петербург", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.