Мария Шишкова - Тверской край — музыка — Санкт-Петербург
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Тверской край — музыка — Санкт-Петербург"
Описание и краткое содержание "Тверской край — музыка — Санкт-Петербург" читать бесплатно онлайн.
В год 300-летия Санкт-Петербурга, великого центра российской культуры, автор поднял и раскрыл важную и значительную тему — вклад выдающихся деятелей Тверского края в культуру Санкт- Петербурга, а петербуржцев в культуру Верхневолжья.
На страницах книги многообразно и разносторонне представлены жизнь и деятельность этих великих творцов культуры XVIII–XX вв.
В книге выявлена глубинная и непрерывная традиция культурных контактов между Тверским краем и Санкт-Петербургом. Акцент сделан на музыкальных пристрастиях, что позволяет раскрыть остающиеся в тени стороны художественной жизни Твери, Санкт-Петербурга и России.
Книга предназначается для широкого круга читателей, студентов училищ, колледжей, вузов и может быть использована как методическое пособие.
Из фрейлин лучшая Оленина Анета!
Я поздравляю вас, поздравьте вы меня,
Мы оба родились теперешнего дня,
Какое счастие для вашего поэта! (Гнедич)
Постоянно посещали дом Оленина Державин, Жуковский, Вяземский, Крылов, молодой М.И.Глинка и многие другие. Михаил Иванович Глинка был частым гостем у Олениных в Петербурге и на даче в Приютине, близ Петербурга. Из дневника А.А.Олениной: "Стали приезжать гости. Приехал премилый Сергей Голицын (Фирс), Крылов, Гнедич, Зубовы, милый Глинка, который после обеда играл чудесно и в среду придет дать мне первый урок пения. Приехал, по обыкновению, Пушкин…" Глинка — гениальный композитор, высокообразованный человек был непременным участником литературно- музыкальных вечеров у В.Д.Одоевского, Мих. Ю. Виельгорского, Н.Кукольника, М.Шимановской.
Александр Петрович Куницын (1783–1840)
М.И.Глинка (1804 — 1857) — основоположник русской классической музыки — уже в молодые годы был выдвинут просвещ. нными кругами Петербурга в первые ряды российских музыкантов.
Глинка сразу предстал как личность незаурядная. В н. м ценили самобытность композиторского таланта, способности пианиста-импровизатора, дар чуткого певца, отзывчивость и образованность. Глинку поддерживали, вдохновляли. Позже Вяземский, Пушкин, Жуковский, Одоевский, Мих. Виельгорский в честь Глинки написали канон:
За прекрасную новинку
Славить будет глас молвы
Нашего Орфея Глинку
От Неглинной до Невы.
На формирование мировоззрения Глинки наложило отпечаток его обучение в Петербурге в Благородном пансионе при Главном педагогическом институте (1818 — 1822). Глинка в 14 лет познакомился с Петербургом: "…вид огромных стройных домов и улиц произв. л на меня волшебное действие, и долго, долго сохранилось впечатление восторга и удивления".
В Благородном пансионе педагогами Глинки были профессора, среди которых выделялся Куницын. В автобиографических "Записках" Глинка вспоминал: "Профессоры старших классов были люди с познаниями, образованные и большею частию окончившие воспитание в германских университетах. Одним словом, в высших классах преподавали г.г. профессоры Педагогического института. В числе их был… Куницын — профессор прав". В 1821 году после волнений студентов в пансионе из числа преподавателей были уволены многие, в т. ч. А.П.Куницын, преподававший в Царскосельском лицее, когда там учился А.С.Пушкин. Поэт посвятил любимому профессору строки:
Куницыну дар сердца и вина.
Он создал нас, он воспитал наш
пламень.
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена.
(А.С.Пушкин. "19 октября" (1825). Черновик).
На границе Тверской и Ярославской губерний стоит старое торговое село Кой. Торговая площадь. Церковь. Когда-то здешние базары собирали в село много народа. В 1783 году в семье дьячка сельской церкви родился мальчик, которому дали имя Александр — будущий знаменитый профессор. После окончания Кашинского духовного училища А.Куницын поступил в Тверскую духовную семинарию, которую окончили многие выдающиеся деятели России. Семинария готовила не только священнослужителей. Е. выпускники становились учителями, продолжали обучение в светских учебных заведениях. Воспитанники получали широкое образование. Богословский и общеобразовательный курсы читались раздельно. Изучались немецкий, французский, латинский,
греческий, древнееврейский языки. В старших классах преподавалась философия. Известно, что в Тверской духовной семинарии проходили театральные представления, которые охотно посещали и воспитанники, и горожане. Традиция школьных театров в духовных академиях и семинариях имеет свою историю. Понимая значение театра, П. тр I приветствовал открытие городских публичных театров, любительских, школьных. Пьесы, которые ставились в духовных семинариях, были основаны на библейских преданиях поучительного, назидательного плана. Большое место в таких представлениях занимала музыка. Это были вокальные и хоровые номера, инструментальные эпизоды, в том числе марши, танцевальные пьесы. Такие спектакли имели большое значение в культурной жизни городов. По воспоминаниям, юный Иван Андреевич Крылов был постоянным посетителем спектаклей Тверской духовной семинарии.
Молодого Александра Куницына благодаря хорошей успеваемости отправляют в Петербург совершенствоваться в науках в Училище подготовки учителей. Завершил образование Куницын в Германии, в знаменитом университете города Гейдельберга. Вернувшись в Россию, он стал заметной фигурой в уч. ных кругах столицы: читал лекции по философии, праву, политической экономии; опубликовал книгу "Право естественное"; вместе с Н.И.Тургеневым предполагал создать общество по изданию журнала "Россиянин XIX века". "При уме быстром, проницательном, обогащенном разнообразными познаниями Куницын отличался характером тв. рдым и благородным" (Плетн. в П.А. Отч. т Санкт-Петербургского университета).
Иван Андреевич Крылов (1769–1844)
И.А.Крылов — баснописец, прозаик, драматург, журналист. Это о н. м спорил Пушкин с Вяземским: "Грех тебе унижать нашего Крылова. Тво. мнение должно быть законом в нашей словесности. И что такое Дмитриев? Все его басни не стоят одной хорошей басни Крылова" (1824).
"Человек бессемейный и необремен. нный делами, Крылов привык почитать дом Олениных в Петербурге родственным для себя. Его любили и даже баловали там" (Плетнев). И.А.Крылов писал об А.Н.Оленине в журнале "Северные цветы":
Прими, мой добрый меценат,
Дар благодарности моей и уваженья…
И верь, что благодарностью, не лестью он да. тся.
О своей первой встрече с И.А.Крыловым пишет А.П.Керн в "Воспоминаниях о Пушкине": "В первый визит мой к т. тушке Олениной батюшка, казавшийся очень немногим старше меня, встретясь в дверях гостиной с Крыловым, сказал ему: "Рекомендую вам меньшую сестру мою". Иван Андреевич улыбнулся, как только он умел улыбаться, и, протянув мне обе руки, сказал: "Рад, очень рад познакомиться с сестрицей". На одном из вечеров у Олениных я встретила Пушкина и не заметила его: мо. внимание было поглощено шарадами, которые тогда разыгрывались и в которых участвовали Крылов, Плещеев и другие. Не помню, за какой-то факт Крылова заставили прочитать одну из его басен. Он сел на стул посередине залы: мы все столпились вкруг него, и я никогда не забуду, как он был хорош, читая своего Осла! И теперь ещ. мне слышится его голос и видится его разумное лицо и комическое выражение, с которым он произнес: "Ос. л был самых честных правил".
В Петербурге в 1846 году в газете "Северная пчела" (№ 292) была перепечатана статья из газеты "Тверские губернские ведомости": "Знаменитый наш баснописец Крылов принадлежит особенно нашей Твери; здесь он воспитался и пров. л первые годы своей юности; здесь он начал сво. гражданское служение".
И.А.Крылов поселился с родителями в Твери в 1774 году. Несмотря на материальные затруднения, Крылов с детских лет приобщился к наукам, языкам, музыке. Его любимым инструментом стала скрипка. За несколько лет юный Крылов добился виртуозного мастерства, познал историю европейского музыкального искусства. А.К.Жизневский писал: "Как сын бедных родителей, Крылов рано познакомился с действительною жизнью, рано начал сталкиваться с людьми. С детства любил он бродить по городу, все закоулки и улицы Твери были ему известны, и всюду он имел товарищей. Он посещал народные сборища, торговые площади, качели и кулачные бои, где толкался между п. строю толпою".
В Твери у юного Крылова зародилась любовь к театру. Он смотрел драматические представления, шедшие в Тверской духовной семинарии, ходил на диспуты, бывал там, где звучал хор, играл духовой оркестр. Родственник Н.А.Львова тверской чиновник Н.П.Львов способствовал переезду талантливого юноши Крылова в Петербург.
Художественная атмосфера столицы, е. насыщенный событиями музыкальный мир увлекли молодого Крылова. В.Плетнев оставил яркие воспоминания о первых годах пребывания Крылова в Петербурге: "На детей, родившихся с поэтическими способностями, обыкновенно первое и самое сильное
впечатление производят драматические сочинения. Так было и с Крыловым. В голове его, наполненной героями Древней Греции и Рима, составились разные планы театральных пьес… На пятнадцатом году он написал свою оперу "Кофейница"… В Санкт-Петербурге жил иностранец Брейткопф. Он содержал здесь типографию, торговал книгами и занимался музыкою как страстный е. любитель и знаток. К нему решился обратиться Крылов со своею "Кофейницею". Опера, которой слова сочинены реб. нком, показалась доброму Брейткопфу любопытным явлением. Он согласился купить е. и предложил автору в вознаграждение 60 рублей. Крылов не соблазнился деньгами: он взял от него столько книг, сколько их приходилось на эту сумму".
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Тверской край — музыка — Санкт-Петербург"
Книги похожие на "Тверской край — музыка — Санкт-Петербург" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Мария Шишкова - Тверской край — музыка — Санкт-Петербург"
Отзывы читателей о книге "Тверской край — музыка — Санкт-Петербург", комментарии и мнения людей о произведении.