» » » » Павел Троицкий - История русских обителей Афона в XIX–XX веках


Авторские права

Павел Троицкий - История русских обителей Афона в XIX–XX веках

Здесь можно купить и скачать "Павел Троицкий - История русских обителей Афона в XIX–XX веках" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Издательство «Индрик», год 2009. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Павел Троицкий - История русских обителей Афона в XIX–XX веках
Рейтинг:
Название:
История русских обителей Афона в XIX–XX веках
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2009
ISBN:
978-5-91674-041-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История русских обителей Афона в XIX–XX веках"

Описание и краткое содержание "История русских обителей Афона в XIX–XX веках" читать бесплатно онлайн.



Из-за трагических событий прошлого века жизнь русского монашества на Афоне на рубеже XIX–XX вв. осталась совершенно неизвестной нашему современнику. В этой книге собраны подробные исторические сведения о самой крупной русской обители на Афоне – Свято-Андреевском ските, а также о наиболее значительных русских келлиях. Большое внимание уделяется русско-греческим отношениям на Святой Горе в начале XX в. Отдельная глава посвящена уникальной монашеской организации Афона «Братству русских келлий».






Последнего игумена звали Михаилом. Он закончил свой жизненный путь в 1968 г.[106]. После него избирать игумена не представляло никакого смысла, потому что братство состояло всего из нескольких человек. Архимандрит Михаил родился в 1890 г. в Псковской губернии[107], лет пятьдесят безвыездно прожил на Афоне. В детстве ему трудно давалась учеба. Иногда это может довести ребенка до отчаяния, но, в отличие от современного школьника, мальчик из дореволюционного прошлого хорошо знал, где берутся средства для улучшения успеваемости. И обратился будущий афонский монах к Богу, и молитва ребенка, конечно, была услышана: мальчик стал учиться блестяще. Но главное, что он узнал, – это силу молитвы. И вот он оказался на Афоне. Здесь его способности нашли применение: о. Михаил стал библиотекарем, его усилиями скит получил великолепное собрание книг. Это было не просто коллекционирование. Один писатель из эмиграции, посетивший Андреевский скит уже на закате его величия, оставил следующее воспоминание о разговоре с архимандритом: «Какие только вопросы не были затронуты: и самые неожиданные для монаха, и понятные для университетски образованного человека, но больше всего о воспитании детей… и о книгопечатании на Руси, причем почтительно выслушиваю настоящую лекцию с цитатами наизусть».

Когда в 1958 г. вспыхнул страшный пожар на западной стороне скита, загорелась и уникальная библиотека, которую игумен собирал всю жизнь. А надо отметить, что тогда не только не было противопожарных средств, но даже и просто воды не было. Стихия и пять престарелых монахов с игуменом, которым уже под восемьдесят. Но по слову игумена убеленные сединами старцы, как молодые, бросились бы в пламя. «Пусть горит», – запретил архимандрит Михаил спасать дело своей жизни. Пожар бушевал четыре дня, и монахам оставалось только созерцать, как стихия уничтожает древние рукописи, церковную утварь, облачения и библиотеку в 20 тысяч томов.

В 1959 г. Афон посетил архимандрит Никодим (Ротов), будущий митрополит. Жил он и в Адреевском скиту и был на всех богослужениях[108]. С того момента иногда на Афон начинают прибывать русские паломники. В 1964 г. приезжают на Афон преподаватели МДА[109]. В Андреевском скиту они находят только 5 престарелых иноков. В скиту тогда уже действовала афонская церковная школа, в которой училось 65 учеников в возрасте от 15 до 30 лет, возглавляемая епископом Нафанаилом, пребывавшим на покое. Эта школа существует и ныне, о чем напоминает баскетбольная площадка прямо у стен скита. Школе сейчас принадлежит и скитский храм Сампсона Странноприимца.


Умолкнувшие колокола


В 1965 г. отмечалось тысячелетие Афона. «Но не радостным будет этот праздник», – предсказывал архиепископ Аверкий. Так оно и случилось. Архимандрит Николай, тогдашний игумен Ильинского скита, просто не пустил к себе Патриарха Афинагора из-за его экуменической деятельности. В Андреевском скиту торжественное собрание во главе с Патриархом Афинагором заседало в трапезной. Но участники этого собрания не захотели пригласить хозяина скита – престарелого архимандрита Михаила. Это было символично, русское монашество оказалось как бы за бортом афонского корабля.

Как уже говорилась, в 1971 г.[110] закончилась история русского скита: умер последний монах скита – о. Сампсон[111]. Но по некоторым данным, уже после смерти игумена Михаила последний насельник Андреевского скита сдал ключи в Ватопед и поселился в Пантелеймоновом монастыре[112]. Печальная динамика уменьшения числа андреевцев такова: в 1912 г. – около 600 монахов, в 1917 – около 200, в 1929 – 100, в 1965 – 5[113]. В 1962 году в Андреевском скиту проживало 6 монахов: кроме архимандрита Михаила, который совершал все богослужения, было еще двое немощных иеромонахов возрастом более 80 лет, уже неспособных вести службу.

После смерти о. Сампсона в Андреевский скит был назначен один из прибывших из СССР монахов, но он не справился с управлением скитом, и «греки объявили Андреевский принадлежащим Ватопедскому монастырю»[114].

По воспоминаниям схиигумена Илия (Ноздрева)[115], в то время бывшего насельником Свято-Пантелеймонова монастыря, русские монахи делали попытки вернуть скит. По инициативе иеромонаха Ипполита (Халина) было составлено прошение в Ватопедский монастырь. В то время в Ватопедском монастыре умирал грек-проигумен. Умирая, он говорил своим соплеменникам: «Андреевский – это русский скит, отдайте его русским»[116]. Греческие монахи решили исполнить волю умиравшего и ответили русским: «Хорошо, мы не против, только дайте человек десять для поселения в скиту. Если хотя бы столько будет насельников – занимайте скит». Истинно греческий дипломатический ответ! В то время в Пантелеймоновом монастыре проживало около тридцати монахов, поэтому, когда иеромонах Ипполит обратился к архимандриту Иеремии (Алехину), игумену Пантелеймонова монастыря, тот не предпринял никаких попыток решить судьбу скита. Иеромонах Ипполит сам собирался перейти в Андреевский скит, но, когда понял, что не удастся найти еще девять насельников, не выдержал и уехал в Россию. Об этом свидетельствуют некоторые из здравствующих афонских монахов[117].

По рассказу паломника, посетившего скит в годы запустения, только вериги, железные свидетели, которые все также покоились в усыпальнице, занимая целую стену, напоминали о былом величии обители[118]. «Толстый слой пыли, неухоженность этого почитаемого во всех обителях Горы места свидетельствует о том, что здесь давно никто не бывал[119] [120]». Те, кто посещали обитель несколько лет назад, могли только повторить его слова: «Комок горечи подступает к горлу при виде обширного двора, заросшего травой и кустарником, обваливающихся частей келлий»[121].

Сейчас это развалины, в которые пытаются вдохнуть иноплеменный дух. Можно сказать, что неважно, кто будет жить и молиться в этом скиту: греки, русские, румыны или сербы. Главное, чтобы здесь не останавливалась молитва. Все это так. Но следует вспомнить, что именно Андреевский скит первый дал приют русскому братству после запустения Афона в 1821–1829 гг., что строился он именно как обитель русских, и хоть это не самое главное, но немаловажно, что жертвовала сюда вся Русская земля. Долгие годы «красочную» картину представляет купол над одним из параклисов (символично, что это храм, посвященный небесным покровителям ктиторов скита, называемый ктиторским), который вот уже собрался падать, но решил немного подождать: может, что-нибудь изменится к лучшему. Это последствие трехдневного пожара 1958 г., уничтожившего часть скита. В огне погибло около 20000 книг и рукописей. Не сохранился также и архив скита. Но надо отметить, что последние старцы скита, чтобы обеспечить себе существование, продали часть скитской библиотеки. Этот пожар уничтожил также полностью самую древнюю часть скита – келлью Серай. Но чудом остался нетронутым древний храм в честь апостола Андрея и преп. Антония Великого.

В конце прошлого столетия скит населяли двое монахов: отец, монах Андреас (умер и похоронен на скитском кладбище), и сын, иеромонах Павел. Да еще был некий француз, который вроде бы никакого отношения к монашеству не имеет. Но по данным 2001 г., когда в монастыре Филофей произошел «путч» (выражение одного афонского монаха), игумен Ефрем с частью братии вынужден был покинуть свою киновию, и Кинот не нашел ему другого убежища, кроме Андреевского скита.

Частично сохранился нижний, зимний храм собора, посвященный митрополиту Алексию. Но исчезло древнее собрание икон игумена Иосифа. Многие склонны считать, что это произошло в период бесконтрольного господства в скиту двух упомянутых монахов, причем немаловажно заметить, что иеромонах Павел был известным на Афоне реставратором икон и имел большие связи[122]. Не сохранились иконы из иконостаса параклиса в честь преподобных афонских святых, не сохранились и другие иконостасы.

Еще недавно по зданиям скита было опасно ходить. Во многих местах были разрушены перекрытия и можно было провалиться. Над некоторыми дверьми сохранились русские надписи, например: «Аптека». От храма Свт. Иннокентия Иркутского осталось только помещение, убранство, как и в большинстве параклисов скита, просто исчезло. К сожалению, новое братство не только старается возродить скит, но и переделать его на греческий лад, чтобы никакая деталь не напомнила, что этот скит был когда-то русским.

В 2007 г. был открыт храм в честь иконы Божией Матери «В бедах и печалех утешение». Туда была перенесена глава св. апостола Андрея Первозванного, и стали совершаться службы. Главный собор был закрыт для паломников, видимо, временно. Хотя надо учесть, что греческие монахи больше любят маленькие параклисы, чем огромные соборы наподобие Андреевского, что более соответствует их менталитету.

События последних десятилетий в России привели к резкому изменению в отношениях государства и Церкви. В некотором смысле можно говорить, что в области внешней политики их интересы совпадают. Часто защитниками интересов Церкви выступают государственные чиновники. 18 сентября 2006 г. состоялось заседание попечительского совета Фонда поддержки русских святынь на Афоне. Речь шла о помощи Русскому Пантелеймонову монастырю. Но были упомянуты также Свято-Андреевский и Ильинский скиты, в прошлом столетии ввиду разных обстоятельств перешедшие в руки греков. Полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе Георгий Сергеевич Полтавченко, неоднократно посещавший Афон и о проблемах Русского Пантелеймонова монастыря знающий не понаслышке, отметил, что нельзя снимать с повестки дня и вопрос о возвращении Свято-Андреевского и Ильинского скитов.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История русских обителей Афона в XIX–XX веках"

Книги похожие на "История русских обителей Афона в XIX–XX веках" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Павел Троицкий

Павел Троицкий - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Павел Троицкий - История русских обителей Афона в XIX–XX веках"

Отзывы читателей о книге "История русских обителей Афона в XIX–XX веках", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.