Олег Макаренко - Размышления о ведении бизнеса в России

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Размышления о ведении бизнеса в России"
Описание и краткое содержание "Размышления о ведении бизнеса в России" читать бесплатно онлайн.
Советы, опирающиеся на успешный пятнадцатилетний опыт ведения малого бизнеса в России, весьма актуальны и полезны для многих.
Если я заказываю в «6000000» такси на 6 утра, я могу быть уверен, что таксист не проспит, а будет стоять в 6 утра под окнами моего дома. С «Яндекс.Такси» и с другими «бюджетными» службами у меня случались неприятные инциденты.
С другой стороны, для поездок на короткие дистанции я использую теперь почти исключительно «Яндекс.Такси» – так как у того же «6000000» нет достаточного количества машин, чтобы гарантированно подавать их хотя бы в течение получаса после звонка. Кроме того, если в «Яндекс.Такси» минимальная стоимость поездки составляла не так давно 50 рублей, то в обычном такси только за посадку надо заплатить рублей 300-400. Моя природная жадность не позволяет мне транжирить время и деньги таким безблагодатным образом.
Плавно перехожу к сути поста, который вы, наверное, сочли уже рекламным из-за того, что у меня нет английской привычки писать о коммерческих структурах «плохо или ничего».
Как вы уже поняли из вступления, «Яндекс.Такси» позволяет, например, доехать от автосервиса до метро за 50-100 рублей, почти как на маршрутке, только на такси. Это, конечно же, очень удобно.
Вместе с тем у «Яндекса» нет нормального механизма контроля за таксистами, из-за чего таксист может просто взять и не приехать на заказ. В этой ситуации у клиента в приложении обычно даже не появляется кнопки «пожаловаться», поэтому скотское поведение таксиста не отражается на его рейтинге.
Некоторые хитрозадые таксисты даже звонят клиентам и говорят что-то типа «ой, у меня сломалась машина, отмените заказ, пожалуйста». Таким образом они полностью перекладывают ответственность за срыв поездки с себя на пассажира.
Почему «Яндекс» не решит эту проблему, добавив после нажатия кнопки «отмена» поле причина отмены заказа» – вопрос к разработчикам «Яндекса». Они, вообще, весьма талантливые ребята, но иногда делают довольно странные вещи. Так, например, в отличном приложении «Яндекс.Навигатор» есть несколько легко решаемых недоработок:
1. Приложение до сих пор не умеет запоминать, в какую сторону был повёрнут нос автомобиля перед потерей связи со спутниками.
2. Приложение по умолчанию считает всех водителей обочинщиками, которые готовы лезть без очереди в каждую щель и объезжать пробки по карманам-дублёрам.
3. Приложение не умеет отличать удобные повороты налево от неудобных, на которых надо иногда простоять по 10 минут, ожидая просвета в движении.
Так вот, возвращаясь к водителям, которые не приезжают на вызовы. Что происходит с точки зрения клиента?
Клиент вызвал такси, стоит на морозе, ждёт. Ему нужно куда-то успеть, его время ограничено. Внезапная отмена поездки для него может быть крайне неприятной – придётся делать новый заказ и ждать ещё минут 15-20, которые имеют шанс вылиться, например, в опоздание на поезд.
Что происходит с точки зрения таксиста?
У него на экране висит заказ на 50 рублей. Конечно, за этот заказ таксисту ещё доплачивает ради привлечения публики демпингующий «Яндекс», но всё равно таксист больше 100-150 рублей за вычетом бензина не заработает. Разумеется, если таксист видит на экране более интересный заказ, у него есть искушение отменить короткую поездку ради длинной, с которой он заработает больше денег.
И вот тут можно наблюдать важный вывих сознания, которому, собственно, и посвящена эта статья. Таксист часто не понимает, что мелкий для него заказ может быть весьма важен для клиента. Поэтому думает – ну, какая мелочь, 50 рублей, отменю.
Как-то я поймал такого таксиста, когда он уже выезжал со двора. На вопрос, почему таксист меня не подождал, был получен замечательный ответ: «я подумал, что это дети балуются, заказ-то мелкий». Таксисту даже не пришло в голову, что для пассажира главное в поездке – отнюдь не цена, а возможность вовремя добраться из точки «А» в точку «Б».
Приведу зеркальный пример. Нечистоплотные люди имеют привычку заказывать сразу 2-3 такси и ехать на том, которое приедет раньше. С их точки зрения всё в порядке: они ведь никуда не поехали на «лишних» такси, следовательно, и претензий к ним предъявлять не за что. Таксисты однако в таких ситуациях приходят в ярость, и если видят своего обманутого коллегу могут даже вовсе отказаться везти таких хитрых пассажиров.
Обратная ситуация – когда мелкий для самого таксиста вопрос становится критичным для клиента – находит понимание уже далеко не у всех.
На эту тему есть отличная жизненная зарисовка, которая хорошо иллюстрирует неспособность некоторых людей занять точку зрения другого человека.
Двое идут мимо «Макдональдса».
– Давай внутрь зайдём, мне в туалет надо.
– Не, пошли дальше, мне пока не хочется.
Плавно перехожу к бизнесу. Удивительно, но многие серьёзные бизнесмены имеют такой же инфантильный уровень мышления. Они ценят своих деловых партнёров и готовы многое сделать ради сотрудничества, но прокалываются на мелких заказах.
Допустим, клиент заказывает сервер за 3 миллиона рублей. Все бегают вокруг и тщательно следят за ходом исполнения заказа, лично директор контролирует ход закупки и доставки. Клиент доволен.
Допустим, клиент теперь заказывает маленькую дополнительную плату для этого сервера, которая стоит 3 тысячи рублей. Выполнение заказа поручают помощнику младшего менеджера по закупкам, который успешно про него забывает вовсе. Когда клиент через месяц приходит расторгать договор все удивляются – и чего это он из-за такой мелочи, всего-то 3 тысячи рублей. То соображение, что для клиента это не 3 тысячи рублей, а месячная задержка серьёзного проекта, обычно во внимание не принимается.
Подведу итог:
Разумеется, невозможно уследить за всеми мелочами. Однако прежде чем класть какую-нибудь мелкую задачу клиента на дальнюю полку, стоит прикинуть – считает ли эту задачу мелкой сам клиент.
По моему опыту, самые большие претензии к качеству возникают именно на основе таких вот неправильно оцененных «мелочей».
Часть IX
В защиту бухгалтеров
В интернете принято считать, будто бухгалтерия — это такой отстойник «глупых ленивых тёток», что-то типа Чукотки из анекдотов. Активнее всего распространяют этот миф недалёкие системные администраторы, у которых, отмечу, нередко и в самом деле возникают конфликтные ситуации с бухгалтерией.
Сами понимаете, бухгалтерия — женский коллектив, а типичный сисадмин имеет не так уж много опыта общения с противоположным полом и легко поддаётся разного рода поддразниванию и фокусам типа «ах, я такая дурочка, сделай вот эту работу за меня».
Усугубляет ситуацию то обстоятельство, что бухгалтеры часто имеют тяжёлый характер и склонность командовать окружающими — при этом они распоряжаются деньгами и находятся в иерархии фирмы очень близко к руководству. Из-за этого системным администраторам приходится смиренно терпеть повышенную требовательность бухгалтеров и выполнять все их пожелания в первую очередь.
Попытка поссориться с бухгалтерией выливается в отказ пускать в оплату счета сисадмина на новые компьютеры и в болезненные разносы от директора на тему «почему Мария Ивановна не может из-за тебя работать в своей программе». Так что сисадминам приходится как-то компенсировать свои страдания публикацией в интернете анекдотов про глупых бухгалтеров, которые без посторонней помощи не могут якобы даже чайник включить в розетку.
Само собой, я обрисовал сейчас некую карикатурную ситуацию — если и в бухгалтерии и в IT-отделе сидят профессионалы, отношения между ними отличные и обе стороны относятся друг к другу с искренним уважением.
Дело в том, что бухгалтеры — это, как правило, интеллектуальная элита организаций. Если взять наугад какую-нибудь контору и прогнать там сотрудников через тесты на остроту ума, бухгалтерия, вероятно, победит с большим отрывом. Бухгалтеры работают с большими объёмами запутанных данных, при этом у них нет права на ошибку — так как их ошибки вылезают в виде астрономических иногда штрафов и прочих финансовых потерь.
Конечно, бывают дурочки и среди бухгалтеров, я не спорю, однако по умолчанию бухгалтеру светлая голова необходима. Бухгалтеры бывают ленивыми задницами, это да. Сделала всю работу за полчаса, а директору сказала, что работала весь день — такое бывает. Но даже и в этом случае, как вы понимаете, бухгалтеру надо быть всё же умнее директора, иначе его быстро раскусят.
Давайте отсортируем типичные офисные должности по сложности работы.
Вахтёру нужно просто отсиживать нужное количество часов, читая при этом книжку или смотря телевизор. Напрягаться приходится по-минимуму.
Курьеру нужно весь день работать, разъезжая по разным местам, однако работа простая и однотипная, напрягать мозг не нужно вовсе.
Секретарю требуется чётко и быстро справляться с потоком весьма разнообразных, но при этом лёгких и понятных задач. Найти Петра Петровича, заменить в документе одну фамилию на другую, дозвониться до Марии Ивановны и попросить у неё платёжку... секретарь всё время занят, но при этом «плывёт по течению», в каждый конкретный момент времени у него есть простое и короткое дело.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Размышления о ведении бизнеса в России"
Книги похожие на "Размышления о ведении бизнеса в России" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Олег Макаренко - Размышления о ведении бизнеса в России"
Отзывы читателей о книге "Размышления о ведении бизнеса в России", комментарии и мнения людей о произведении.