» » » » Пантелеймон Кулиш - Повесть о Борисе Годунове и Димитрии Самозванце


Авторские права

Пантелеймон Кулиш - Повесть о Борисе Годунове и Димитрии Самозванце

Здесь можно скачать бесплатно "Пантелеймон Кулиш - Повесть о Борисе Годунове и Димитрии Самозванце" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Типография П. А. Кулиша, в Николаевской улице, в доме г-жи Яценковой, год 1857. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Пантелеймон Кулиш - Повесть о Борисе Годунове и Димитрии Самозванце
Рейтинг:
Название:
Повесть о Борисе Годунове и Димитрии Самозванце
Издательство:
Типография П. А. Кулиша, в Николаевской улице, в доме г-жи Яценковой
Жанр:
Год:
1857
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Повесть о Борисе Годунове и Димитрии Самозванце"

Описание и краткое содержание "Повесть о Борисе Годунове и Димитрии Самозванце" читать бесплатно онлайн.



Предисловие Кулиша:

Недостаток книг по предмету истории, которые могли бы читать с пользою молодые люди, без особенной, специальной цели, чувствуется у нас до сих пор. Причиною тому не столько отсутствие способностей в сочинителях, сколько — несчастная манера все скрашивать перед детьми и выставлять одни добродетели там, где естественно могут быть и пороки. Обыкновенно думают, что молодые люди, увидев низость души в занимающих передовые места в гражданском обществе, или нравственный разврат в целом поколении известной эпохи, потеряют уважение к старшим и любовь к родной национальности, — как будто детский ум только и живет книгами. Перед ним ежедневно раскрывается действительность, во всей поражающей наготе своей, и, не смотря на то, из детей вырастают люди благородные, любящие свое отечество и готовые для блага его на все пожертвования. Низкие страсти и дурные поступки окружающих их людей вовсе не подавляют в их молодых душах стремления к добру. Напротив, раннее уразумение лицемерия, хищности, предательства и других нравственных пороков рождает в них непреодолимое отвращение ко всему недостойному. Кто из людей честных не знает этого по себе?.. Полный веры в святость юношеской натуры, которая изо всего извлечет себе побуждение к стремлениям чистым и возвышенным, издаю свою повесть о том времени, когда упадок нравственных достоинств в русском гражданском обществе открыл простор для низких происков людей своекорыстных и коварных, и поколебал было основы государственной жизни русского народа до степени, близкой к разрушению. Дурное пускай у меня будет дурным, хотя бы оно наводило на моих читателей грусть, что на Руси в старину мало было хорошего. Эта грусть благотворна: она заставит каждого желать сильнее и всеми мерами содействовать, чтобы теперь и на будущее время было хорошего побольше...






20

Касательно подвижных степных сторож сделано при Иоанне IV, между прочим, следующее постановление: «А станов им не делати, а огни класти не в одном месте, коли каша сварити, и тогды в одном месте огня не класти дважды; а в коем месте хто полдневал, и в том месте не ночевати; а в лесах им не ставитца, а ставитца им в таких местах, где б было усторожливо.» Беляев, О стор. и ст. службе, 16.

21

Старец Филарет Романов, отзываясь в заточении о всех прочих боярах презрительно, говорил: «Один у них разумен, Богдан Бельский, к посольским и ко всяким делам добре досуж.» Акты Историч., т. II, донесение пристава Воейкова.

22

Самозванец сам рассказывал иезуитам в Польше, что он долго не знал, кто он. См. Annuae Litterae Societatis Iesu, an. 1604, р. 704, 706: «Князь, имея уже более двадцати лет от роду, узнал от воспитателей своих всю истину, отбыл тайно к некоторым вельможам (Польского) королевства», и пр.

23

Приведем для примера выписки из наказа приставу, отправленному в Сибирь вместе с Василием Романовым. «Везти дорогою Василья бережно, чтоб он с дороги не утек и лиха ни которого над собою не учинил.... А в Яранской приехав, занять себе и для Василья двор в городе, чтоб от церкви и от съезжей избы, и от жилецких дворов подале, а будет такого двора нет, и присмотря место, велеть двор поставить; а на дворе велеть поставить хором две избы да сени, да клеть, да погреб... А корму Василью давать с человеком: по калачу да по два хлеба денежных, да в мясные дни по две части говядины, да по две части баранины, а в рыбные дни по два блюда рыбы, какова где лучится, да квас житный; а на корм послано сто рублев денег.» Акты Историч. II, № 38. Об иноке Филарете Борис писал к игумену Сийского монастыря, чтоб он велел ходить Филарету в церковь с собою, «а от дурна его уговаривал, а бесчестья б ему ни которого не делал.» Там же, № 54.

24

Бер, Петрей, Маржерет согласно пишут об этом намерении Бориса. Г. Устрялов, в 18 пр. к I т. Сказ. Совр. о Дим. Сам. отрицает его, не приводя другого доказательства, кроме намерения Борисова овладеть Ливониею. Но разве одно с другим несовместно?

25

Петрей шведский посланник, бывал несколько раз в России во время самозванцев и видел могилу принца Густава.

26

Собр. Гос. Гр. и Д. II, № 97: «Густава хочем имети в ином береженьи, не как князя, либо королевича шведского, но, просто, как человека, в таких (научных) делах смышленого.»

27

Маржерет, стр. 13, 14, пишет: «Вы найдете (в России) всякого рода дичь и животных, как и во Франции, исключая кабанов. Ланей и диких коз довольно в восточных и южных областях; лосей множество во всей России (самые большие лоси находились в лесах близ Ростова, Вычегды, Новогорода, Мурома и Перми. Карамз. X, 144); кролики весьма редки; фазанов, куропаток, дроздов серых и черных, перепелок, жаворонков весьма много, кроме бесчисленного количества другой дичи, исключая бекасов, коих мало видно. В августе и сентябре бывает много журавлей, лебедей, гусей и диких уток; из аистов я видел зимою только одного совершенно черного. Плотоядные животные суть: медведи белые и черные, — их очень много; лисицы, коих пять родов, и волки, звери обыкновенные по обширности лесов, весьма вредные для домашнего скота. (Лизек, секретарь цесарского посла, бывшего в Москве в 1675 году, уверяет, что дорога от Смоленска до Москвы была весьма опасна от множества волков, которые из темного, беспрерывного леса бросались на путешественников. Relatio.... strictim resensita per Ad. Lyseck, 1676, сар. VII, в Сказ. Совр. о Дим. Сам., III, пр. 18.) Сверх того во всякое время попадаются соколы, ястребы и другие хищные птицы. Реки изобилуют такою вкусною, разнообразною рыбою, что подобного богатства нет во всей Европе» и пр.

28

Не упоминая о других, более известных рассказах о мнимых ужасах природы в России, приведу слова французского путешественника Гильберта де Лянной, который посещал в начале XV века Новгород и Псков, «чтоб видеть свет». Он говорит, мешая обыкновенное с небывалым и называя все чудесами: что «когда ехал через лес, слышен был треск деревьев, которые от холоду кололись и распадались от вершины до корня. Груды конского навозу отскакивали от мерзлой земли вверх; а когда заснешь ночью в этой пустыне, то утром найдешь бороду, брови и веки омерзлые от дыхания и все во льду, так что проснувшись едва можно открыть глаза. Еще иное чудо холода видел я долго: глиняный горшок, полный воды и мяса, приставленный к огню, с одной стороны кипел, а с другой обмерзал льдом.» Вслед за тем он удивляется, что мокрые серебряные чашки примерзли к его пальцам и, когда он сложил две вместе, так они смерзлись от холоду. Voyages et Ambass de m. Guilbert de Lannoy, 1399-1450. Мильтон (A brief History of Moscovia) уже во второй половине XVII века, говорит почти то же: «В Московии так холодно зимою, что полено дров, положенное в огонь, с одной стороны пылает, а с другой обмерзает.»

29

«Платьицо, государь, на нем было атлас ал, делано с конютелью по-немецки; шляпка пуховая; на ней круживца, делано золото да серебро с конютелью; чулочки шелк ал, а башмачки сафьян синь.»  В другом месте: «А платьицо на нем в то время было атлас желт с круживцом, шапочка вашего государского жалованья, третьего наряду, бархат синь, низана жемчугом окол соболей, чулочки шелк желт.» В Датских Делах, отписки Салтыкова и Власьева о Герцоге Иоанне, Карамз. XI, пр. 60.

30

См. выше; прим. 6.

31

В Никон. лет. «Дойде же до царя Бориса, что его (Иоанна) любят всею землею; он же яростию наполнился и зависти, и чаяше того, что по смерти моей не посадят сына моего на царство, и начат королевича не любити и не пощади дочери своей, и повеле Семену Годунову, как бы над ним промыслити... Королевич же впаде в болезнь и посла по дохтуров; дохтуры же быша у того боярина Семена в приказе... и возвестиша Семену, яко можна ему пособити; он же на них свирепым оком зряше, и ничего не проглаголаше; они же то видяху, яко не годно бысть, королевич же и умре.»

32

В Никон. Лет. «Грамота ж дастся ему не от Бога, и бысть зело грамоте горазд.»

33

Авр. Палицын, 8: «По словеси же своему (при венчании на царство) о бедных и о нищих промышляли, и милость к таковым велика от него бываше.»

34

Не в одной Москве Борис раздавал деньги: «не было города, говорит Маржерет, (стр. 76), куда бы он не посылал денег, более или менее, для раздачи народу. Я знаю, что в Смоленск отправлено было с одним из моих знакомых 20,000 рублей», (100,000 р. сер. нынешних).

35

Авр. Палицын, 20, 21: «В объедение и пьянство велико и в блуд впадохом, и в лихвы, и в неправды, и во вся злая дела... Егда гладом наказа нас Господь, мы же в злейшая впадохом, и не только простии, но и чин священствующих. Многа же ина зла, еже в нас содеяся, ихже не мощно исписати, ни изглаголати.»

36

Бер, 43,44.

37

Черта, замеченная и Флетчером: «Москвитяне никогда не верят словам, потому что никто не верит их слову.»

38

Шаум, увлекаемый набожною пылкостью своего духа, еще мрачнейшими красками описывает развращение нравов тогдашних русских. См. Tragedia Demetrio-Moscovitica, р. 3.

39

Шаум, Tragedia Demetrio-Moscovitica, 3: «Никто не мог продавать хлеба, ни показать на рынке, не подвергая себя опасности и не причиня бунта.»

40

Царь Вас. Ив. Шуйский, в указе своем, 1607, говорит: «Переходом крестьян причинилися великие крамолы, ябеды и насилия немощным от сильных.» (Судебник Татищ.) В самом указе Бориса Годунова, 1601, не без причины дается следующая инструкция полиции: «А из-за которых людей учнут крестьян отказывати (т. е. освобождать для перехода к другому помещику), и те б люди крестьян из-за себя выпускали со всеми их животы, безо всякие зацепки, и во крестьянской бы возке промеж всех людей боев и грабежей не было, и сильно бы дети боярские крестьян за собою не держали.» Акты Арх. Эксп. II, № 20.

41

Борис издал в 1603 г., августа 16, указ, по которому господа непременно обязывались, ссылая холопей для прокормления, выдавать им отпускные; которые же не получат отпускных, тем будет выдавать их холопий приказ; но это было позднее лекарство!

42

В Сказ. о Гр. Отрепьеве, 3, в Чтен. Общ. Ист. и Др. Р. 1847, апр.: «Во един же день преступи (Отрепьев) пред царем и с ним в том же преступлении был Трофимов сын Повадин.»

43

Там же: «И прийдоша к живоначальней Троице в паперть, еже есть на рву, и знаменовася образом пречистые Богоматери, честного и славного её одигитрия.» Далее: «И ту абие умысли, по сей северской стране со образом ходити и на церковное сооружение сбирати.» Далее, стр. 5: (будучи близ границы) «Отрепьев постави образ пречистыя Богородицы и нача молитися.»


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Повесть о Борисе Годунове и Димитрии Самозванце"

Книги похожие на "Повесть о Борисе Годунове и Димитрии Самозванце" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Пантелеймон Кулиш

Пантелеймон Кулиш - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Пантелеймон Кулиш - Повесть о Борисе Годунове и Димитрии Самозванце"

Отзывы читателей о книге "Повесть о Борисе Годунове и Димитрии Самозванце", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.