» » » Жан Веркуттер - Ранние цивилизации Ближнего Востока. История возникновения и развития древнейших государств на земле


Авторские права

Жан Веркуттер - Ранние цивилизации Ближнего Востока. История возникновения и развития древнейших государств на земле

Здесь можно скачать бесплатно "Жан Веркуттер - Ранние цивилизации Ближнего Востока. История возникновения и развития древнейших государств на земле" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Образовательная литература, издательство Центрполиграф, год 2016. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Жан Веркуттер - Ранние цивилизации Ближнего Востока. История возникновения и развития древнейших государств на земле
Рейтинг:
Название:
Ранние цивилизации Ближнего Востока. История возникновения и развития древнейших государств на земле
Издательство:
Центрполиграф
Год:
2016
ISBN:
978-5-9524-5202-2
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Ранние цивилизации Ближнего Востока. История возникновения и развития древнейших государств на земле"

Описание и краткое содержание "Ранние цивилизации Ближнего Востока. История возникновения и развития древнейших государств на земле" читать бесплатно онлайн.



Настоящая книга, написанная выдающимися учеными из Франции и Германии, подробно рассматривает один из ключевых периодов истории человечества, начинающийся с первого появления цивилизации в Египте и Месопотамии. Покрывая период от 10 000 до 1500 года до н. э., авторы освещают предысторию Ближнего Востока, следят за подъемом Шумерского, Аккадского и Вавилонского царств в Месопотамии и за их отношением с соседями, описывают историю Древнего Египта во время Древнего и Среднего царств. Здесь охвачены политические события, социальные и экономические предпосылки развития истории, а также ее интеллектуальные направления.






На западном берегу Фив, неподалеку от царского некрополя в Долине царей, в Дейр-эль-Бахри, жрецы XXI династии спрятали мумии царей от грабителей гробниц. В этом «тайнике» была найдена мумия Секененра. На его теле осталось множество ужасных ран, из-за чего сложилось мнение о том, что царь был убит в сражении с гиксосами. Это всего лишь предположение, поскольку происхождение ран можно объяснить и другими причинами. Например, Г. Винлок предположил, что они могли быть нанесены в результате покушения во время дворцового переворота.

Нам неизвестно, как умер Секененра. Но совершенно ясно, что начиная с его правления стали предприниматься активные действия по свержению гиксосского владычества. Ниже мы рассмотрим подробности этой борьбы с точки зрения фиванских царей. В ходе данного противостояния Ипепи потерял контроль над частью египетских земель. При его преемниках граница подвластных гиксосам земель сместилась на север к Атфиху, расположенному к югу от Фаюмского оазиса. Тем не менее фиванцам удавалось проникнуть в глубь гиксосских земель, вплоть до Авариса. А второй после Секененра царь Яхмес смог полностью изгнать иноземцев с территории Египта. В связи с этим правление последних гиксосских царей, преемников Ипепи I: Ипепи II и Хамуди – было недолгим.

Одновременно с шестью гиксосскими царями XV династии, которых иногда называют «великими гиксосами», в Египте правили другие иноземцы, так называемые «малые гиксосы» XVI династии. Их власть, по всей видимости, распространялась на незначительные территории, а имена большей части этих царей неизвестны. Можно упомянуть лишь нескольких – Акена, Анат-хара (его имя содержит имя семитской богини Анат, которую гиксосы почитали как супругу бога Сетха) и Семкена. Последнему царю этой «династии», Небхепешра-Ипепи III, принадлежал прекрасный бронзовый кинжал, найденный в Саккаре. Представляется, что цари XVI династии правили параллельно с царями XV династии, но их следует считать скорее местными князьями, чем истинными правителями. В связи с этим непонятно, почему Манефон выделил их в отдельную царскую династию. А. Х. Гардинер предложил исключить их из списка подлинных и подтвержденных источниками царских семей.

В египетских источниках, начиная от XVIII династии и вплоть до Манефона, период гиксосского владычества упоминается как мерзкое время, когда захватчики подвергали поруганию египетский народ и его традиции. Но это не подтверждается фактами. Очевидно, что гиксосы относились с уважением к египетской цивилизации. Их появление в Египте не было внезапным вторжением армии варваров. Гипотеза о том, что они одержали военную победу, используя все преимущества хорошо организованной армии, вооруженной более совершенным оружием, передвигавшейся на лошадях и колесницах и сражавшейся бронзовыми серпообразными мечами, против которой египтяне со своими медными кинжалами были просто бессильны, давно опровергнута. Мы также не находим подтверждения существованию гиксосских «крепостей» в Дельте и Сиро-Палестине. С ними иногда идентифицируют остатки сооружений в Телль-эль-Яхудии и в Гелиополе, но эти руины остались не от крепостей, а от храмов. Что же касается военных колесниц, новых видов кинжалов и мечей, использования бронзы и составного лука, то их действительно принесли гиксосы, но к концу своего пребывания в Египте. Гиксосы использовали эти новшества для удержания власти, но не при завоевании страны. Это завоевание было постепенным: можно представить небольшие группы кочевников, закаленных сложностями жизни в пустыне, которые проникали в глубь потерявшей централизованную систему обороны страны. Они распространяли свое влияние из одной области на другую, подчиняя себе запуганных и беззащитных крестьян. Гиксосское владычество было одним из эпизодов борьбы оседлого и кочевого населения, где временная слабость одной стороны привела к временной победе другой.

Конечно же это полностью умозрительная гипотеза, но она подтверждается археологическими данными. В Египте было найдено значительное количество гробниц гиксосского периода, и они не производят впечатления о том, что страна была завоевана иноземцами: нет резкой смены погребального обряда, захороненные индивиды довольно редко относятся к иноземному (преимущественно семитскому) типу (по Т. Сейв-Содербергу). Новый тип керамики из Телль-эль-Яхудии, который долгое время связывали с завоеванием гиксосов, в действительности появился уже в эпоху Среднего царства. Это импортные сосуды, которые, как выясняется, не имели ничего общего с иноземными захватчиками. То же относится и к другим типам керамики, которые также считались гиксосскими.

Кем же были эти гиксосы? Определенно не пришедшим издалека неизвестным народом. В источниках, которые использовал Манефон, преобладало негативное отношение к гиксосам, и поэтому их происхождение было явно занижено. Несмотря на присутствие хурритского и индоевропейского элементов, большая часть личных имен гиксосов имеет западносемитское происхождение; несемитский состав захватчиков не был ни многочисленным, ни значительным.

Таким образом, можно утверждать, что гиксосское завоевание не было массовым вторжением племен кочевников, имевших превосходство в вооружении. Но что же тогда произошло? Вернемся к нашей вымышленной картине, где мы описывали проникновение кочевых отрядов, имевших возможность устанавливать контроль над разными местностями из-за слабости Египта, наступившей после окончания XII династии. Эта картина подтверждается словами Манефона: «Наконец, и царем они сделали одного из своих». Эта фраза подразумевает, что было несколько гиксосских вождей, самостоятельно управлявших захваченными ими землями. В конце концов они объединили свои усилия, и в Египте появился фараон-иноземец.

Но гиксосы недолго оставались иностранцами. Их цари использовали иероглифическое письмо, от того периода не дошло клинописных надписей. Они почитали египетских богов, и в особенности Сетха, которого отождествляли с западносемитскими богами Баалом или Решепом. Они также стремились почитать бога Ра, хотя это и отрицается в «Сказке о ссоре Секененра и Ипепи». Хиан в своей титулатуре называл себя «сыном Ра», а Аусерра-Ипепи – «сыном Ра от плоти его» и «живым образом Ра на земле». Некоторые гиксосские цари принимали теофорные имена в честь этого бога: «велико могущество Ра» или «Ра, владыка меча».

Гиксосы не могли самостоятельно управлять землями. Для этого они были слишком малочисленны, и конечно же вряд ли среди них было достаточно образованных писцов. Египтяне служили им и, судя по египетским надписям об освободительной войне, делали это преданно. В целом положение египтян при гиксосах не было столь плачевным, как это описывается в более поздней литературе: фиванский князь, как мы уже отмечали, мог жениться на гиксосской принцессе, а гиксосские цари, представляемые невежественными варварами, проявляли заботу о сооружении храмов и других построек. Статуи, стелы и другие памятники искусства того времени, хоть они и уступают шедеврам эпохи Среднего царства, нельзя назвать незначительными. В отличие от Первого переходного периода, во время Второго не наблюдается общего упадка культуры. Но самыми важными для оценки роли гиксосского владычества для египетской цивилизации являются письменные источники. Именно благодаря писцам гиксосского времени до нас дошли лучшие копии произведений египетской литературы и науки, такие как Математический папирус Ринда (его скопировали на 33-м году правления Ипепи), знаменитый папирус Весткара со сказками о фараонах эпохи Древнего царства и Гимн царским диадемам (папирус Голенищева). Представляется, что гиксосские цари скорее стимулировали, нежели уничтожали интеллектуальную жизнь Египта.

Гиксосы многое заимствовали из Египта. В свою очередь, они внесли значительный вклад, о чем настойчиво напомнил У. К. Хейс. Во-первых, они полностью и навсегда избавили египтян от комплекса собственного превосходства: они больше не считали себя отделенными и отдаленными от своих соседей. Во-вторых, они обеспечили тесные связи с Азией – в первую очередь для себя, но влияние этих контактов было довольно продолжительным. Начиная с того времени наблюдаются многочисленные кровные связи, взаимовлияние культур и философии долины Нила и Передней Азии; фараоны Нового царства не только не пресекали их, но и способствовали развитию подобных контактов. Вклад гиксосов прослеживается и на практическом уровне: несмотря на то что лошадь была известна в Месопотамии и, возможно, в Египте до их владычества, именно благодаря им египтяне стали широко применять лошадей и колесницы. В определенном смысле гиксосское владычество обогатило Египет. Благодаря ему Египет приобрел знания и средства, с помощью которых цари Нового царства создали державу, превосходившую размерами все прежние владения Египта.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Ранние цивилизации Ближнего Востока. История возникновения и развития древнейших государств на земле"

Книги похожие на "Ранние цивилизации Ближнего Востока. История возникновения и развития древнейших государств на земле" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Жан Веркуттер

Жан Веркуттер - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Жан Веркуттер - Ранние цивилизации Ближнего Востока. История возникновения и развития древнейших государств на земле"

Отзывы читателей о книге "Ранние цивилизации Ближнего Востока. История возникновения и развития древнейших государств на земле", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.