» » » Жан Веркуттер - Ранние цивилизации Ближнего Востока. История возникновения и развития древнейших государств на земле


Авторские права

Жан Веркуттер - Ранние цивилизации Ближнего Востока. История возникновения и развития древнейших государств на земле

Здесь можно скачать бесплатно "Жан Веркуттер - Ранние цивилизации Ближнего Востока. История возникновения и развития древнейших государств на земле" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Образовательная литература, издательство Центрполиграф, год 2016. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Жан Веркуттер - Ранние цивилизации Ближнего Востока. История возникновения и развития древнейших государств на земле
Рейтинг:
Название:
Ранние цивилизации Ближнего Востока. История возникновения и развития древнейших государств на земле
Издательство:
Центрполиграф
Год:
2016
ISBN:
978-5-9524-5202-2
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Ранние цивилизации Ближнего Востока. История возникновения и развития древнейших государств на земле"

Описание и краткое содержание "Ранние цивилизации Ближнего Востока. История возникновения и развития древнейших государств на земле" читать бесплатно онлайн.



Настоящая книга, написанная выдающимися учеными из Франции и Германии, подробно рассматривает один из ключевых периодов истории человечества, начинающийся с первого появления цивилизации в Египте и Месопотамии. Покрывая период от 10 000 до 1500 года до н. э., авторы освещают предысторию Ближнего Востока, следят за подъемом Шумерского, Аккадского и Вавилонского царств в Месопотамии и за их отношением с соседями, описывают историю Древнего Египта во время Древнего и Среднего царств. Здесь охвачены политические события, социальные и экономические предпосылки развития истории, а также ее интеллектуальные направления.






Гиксосы многое заимствовали из Египта. В свою очередь, они внесли значительный вклад, о чем настойчиво напомнил У. К. Хейс. Во-первых, они полностью и навсегда избавили египтян от комплекса собственного превосходства: они больше не считали себя отделенными и отдаленными от своих соседей. Во-вторых, они обеспечили тесные связи с Азией – в первую очередь для себя, но влияние этих контактов было довольно продолжительным. Начиная с того времени наблюдаются многочисленные кровные связи, взаимовлияние культур и философии долины Нила и Передней Азии; фараоны Нового царства не только не пресекали их, но и способствовали развитию подобных контактов. Вклад гиксосов прослеживается и на практическом уровне: несмотря на то что лошадь была известна в Месопотамии и, возможно, в Египте до их владычества, именно благодаря им египтяне стали широко применять лошадей и колесницы. В определенном смысле гиксосское владычество обогатило Египет. Благодаря ему Египет приобрел знания и средства, с помощью которых цари Нового царства создали державу, превосходившую размерами все прежние владения Египта.

Фиванское царство и изгнание гиксосов. XVII династия (±1650–1567 до н. э.)

Царям XVII династии было суждено изгнать гиксосов из египетской земли, но, за исключением последних трех правителей, они не обладали независимостью и властью над большей частью Египта. Поэтому известный египтолог А. Гардинер предложил исключить их всех – 16 имен – из списка фараонов. Такое предложение представляется несправедливым: несмотря на то что большая часть правителей находилась в подчинении у гиксосских царей и, возможно, даже была предана им, эти фиванские князья сумели объединить вокруг себя номы Верхнего Египта, смогли поднять народ и подготовить почву для освобождения.

Первые фиванские князья появились около 1650 г. до н. э., что совпадает по времени с правлением первого гиксосского царя и теоретически еще независимых царей XIII династии. Так, по крайней мере, сообщают Манефон и Туринский папирус. Таким образом, первые фиванские цари пришли к власти в ситуации политической неразберихи.

В Туринском папирусе были перечислены пятнадцать фиванских царей XVII династии. Девять из них также названы в Карнакском списке и других царских списках эпохи Нового царства. Десять царей известны по оставленным ими памятникам. В фиванском некрополе были найдены семь гробниц этих правителей; была также обнаружена восьмая гробница, которая принадлежала царю, не упомянутому в Туринском папирусе и не известному ранее ни по гробнице, ни по происходящему из нее погребальному инвентарю, ни по отчетам жрецов, которые проверяли целостность царских усыпальниц при царях XX династии. Собрав всю информацию воедино, можно установить порядок правления этих царей. Некоторые историки следуют традиции Манефона, отнесшего пять первых царей к XVI династии, но мы имеем другое мнение на этот счет.

В Туринском папирусе цари этой династии разделены на две группы. Вначале перечислены одиннадцать царей. Имена первых пяти, возможно, читаются как: Нубхеперра-Антеф V, Сехемра-Уахау-Рахотеп, Сехемра-Уаджхау-Себекемсаф I, Сехемра-Сементауи-Джхути, Ментухотеп VI (по Г. Винлоку и Ю. фон Бекерату). После Джхути перечислены имена еще шести правителей, но лишь три из них известны по другим источникам. Цари этой группы правили совокупно 45 лет, последнее правление окончилось около 1605 г. до н. э., то есть в начале правления гиксосского царя Ипепи I.

Чем же управляли эти князья? Возможно, небольшой территорией, состоявшей из первых восьми номов Верхнего Египта от Элефантины до Абидоса. Остальные номы, должно быть, находились под контролем преемников XIII династии. Нижняя Нубия, царство Куш, стала независимым государством, но поддерживала хорошие отношения с югом Египта; ею управляла династия местных царьков, известно имя одного из них – Неджех. Вероятно, столицей этого государства стал Бухен, культура которого испытывала сильное влияние Кермы. Керма, располагавшаяся к югу от второго порога, значительно увеличила свою территорию. Нам неизвестно, была ли Керма единым государством или государственным объединением. Север Египта находился в прямом подчинении у гиксосов, но вся страна платила им дань, то есть все местные правители находились в зависимости от азиатских фараонов.

Таким образом, владения фиванских князей были ограниченны. Но в этих пределах они смогли справиться со сложностью ситуации: север и юг долины Нила были в руках иноземцев; это если не полностью отсекало поставку сырья (древесины из Ливана, известняка из Каира; слоновой кости, эбенового дерева и золота с юга), то ставило ее под жесткий контроль. Поэтому фиванцы максимально использовали местные материалы, что сказалось на провинциальности искусства, в целом повторявшего традиции XII династии, но в значительно упрощенной форме. Несмотря на это, образы полны энергии, достойной тех, кто в будущем отвоюет Египет.

Гробницы фиванских князей имели форму пирамид, как можно заключить из отчета, составленного в период правления XX династии, когда эти пирамиды еще не были разрушены. Они были возведены из сырцового кирпича над вырубленной в скале погребальной камерой. Царские саркофаги, украшенные характерным орнаментом риши (дословно «оперение»), делали из дерева, чаще всего из сикомора. Интеллектуальная жизнь была довольно активной, по крайней мере такой же, как под патронажем гиксосов на севере. Знаменитый папирус Присса, ныне хранящийся в Национальной библиотеке в Париже, был найден, по всей видимости, в саркофаге Антефа VI. На этом свитке содержится копия знаменитого «Поучения Птаххотепа»; данный текст был довольно популярен при царях XVII династии, как можно заключить по другим копиям того же произведения, найденным в гробницах того времени.

Как истинные египтяне, цари XVII династии были очень религиозны: при Рахотепе были восстановлены храм бога Мина в Коптосе, одно из древнейших святилищ в Египте, и храм Осириса в Абидосе.

Среди ученых велось множество споров по поводу порядка царствования фиванских князей, но сейчас считается, что первым был Нубхеперра-Антеф V (по Г. Винлоку и Ю. фон Бекерату). Временем правления этого царя датируются чрезвычайно интересные тексты, которые проливают свет на темную историю того периода.

Долгое время считалось, что «враги», упомянутые в декрете из Коптоса, относящемся к 3-му году правления Антефа V, являлись гиксосами и что война за освобождение была начата именно этим царем. Сегодня мы знаем, что под «врагами» подразумевались магические фигурки, которые некто Тети украл из храма в Коптосе. Тем не менее текст стелы все равно крайне важен для нас, поскольку он дает представление о политической ситуации в Верхнем Египте: «Каждый царь Верхнего Египта, каждый князь, кто проявит жалость к нему [вору Тети], не сможет он получить ни Белую корону [Верхнего Египта], ни Красную корону [Нижнего Египта]. Он не сядет на престол Хора в Египте, и Обе Владычицы [богини Уаджет и Нехбет] не будут к нему так же благосклонны, как к тем, кого они возлюбили. Каждый начальник и каждый служащий, кто заступится за него перед царем, имущество и поля его да будут отданы в собственность отцу моему Мину, владыке Коптоса» (по Ж. Вандье).

Этот текст адресован номарху Коптоса, который также стоял во главе армии, храмовому писцу, городскому войску и всем жрецам храма. Создается впечатление, что при Антефе V в Верхнем Египте сохранялись местные правители. Очевидно, что эти «цари» не были столь независимыми, как принято считать: из декрета явствует, что фиванский царь мог вмешиваться в их дела. Внешне эта ситуация похожа на Первый переходный период, когда номархи фактически были независимыми и могли объединяться для укрепления своих претендентов на египетский престол. При Антефе V власть действительно была раздроблена, но номархи уже не могли сами выбирать союзников – они подчинялись фиванскому царю и должны были следовать за ним, когда началась война против гиксосов.

Антеф V также известен по памятникам, которые он возвел в Абидосе и Эль-Кабе. Его гробница была найдена в Дра-абу-эль-Наге, в северной части фиванского некрополя. Судя по отчету об осмотре царских гробниц, при Рамсесе IX она оставалась нетронутой грабителями. Впоследствии его усыпальницу все равно обворовали, но при археологическом исследовании гробницы рядом с царской мумией были найдены два лука и шесть стрел – молчаливые свидетели военного прошлого царя, которое также можно увидеть в фигурах нубийских и азиатских пленников, вырезанных в Карнаке рядом с его именем. Данные раскопок в Мергиссе дают основание полагать, что Антеф V поддерживал связь с Верхней Нубией (Кермой), мог воевать с ней или нанимать в свою армию ее жителей. Вероятно, в его царствование текст «Песни арфиста» принял свою окончательную форму; он известен по крайней мере с Первого переходного периода и в более позднее время приобрел огромную популярность. Древний источник описывает этот текст как «песню, что в гробнице царя Антефа, перед певцом с арфой»; таким образом, Антеф V (если, конечно, не имеется в виду царь Антеф XI династии) был связан с этим произведением, одним из самых известных в египетской литературе:


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Ранние цивилизации Ближнего Востока. История возникновения и развития древнейших государств на земле"

Книги похожие на "Ранние цивилизации Ближнего Востока. История возникновения и развития древнейших государств на земле" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Жан Веркуттер

Жан Веркуттер - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Жан Веркуттер - Ранние цивилизации Ближнего Востока. История возникновения и развития древнейших государств на земле"

Отзывы читателей о книге "Ранние цивилизации Ближнего Востока. История возникновения и развития древнейших государств на земле", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.