Людмила Рыбакова - Большой театр. Золотые голоса

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Большой театр. Золотые голоса"
Описание и краткое содержание "Большой театр. Золотые голоса" читать бесплатно онлайн.
Большой театр всегда был и остается символом Москвы, России, русской культуры. Наша национальная реликвия, овеянная славой и духом великих, в любые времена он жил большими артистами, дирижерами, режиссерами, художниками, всецело отдающими себя творчеству, сохраняющими и продолжающими его традиции.
Предлагаемая вниманию читателей книга включает имена более ста лучших певцов Большого театра, солистов оперы нескольких поколений, начиная с легендарных вершин. Иллюстрированная уникальными фотографиями, она адресована всем, кому дорого искусство музыкального театра.
В июне 1939 года, когда на сцене Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова вслед за февральской премьерой в Большом состоялась постановка «Ивана Сусанина» (дирижер А.М. Пазовский, режиссер Л.В. Баратов), одним из наиболее ярких достижений этого спектакля было признано глубоко драматическое и проникновенное исполнение Вербицкой партии Вани.
В 1940 году с труппой Ленинградского театра оперы и балета имени С.М. Кирова Евгения Вербицкая участвовала в Декаде культуры г. Ленинграда в Москве, превосходно исполнив, по отзывам печати того времени, партии Бабарихи («Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова) и Вани («Иван Сусанин» М.И. Глинки). Тогда же была удостоена звания заслуженной артистки РСФСР.
В годы Великой Отечественной войны артистка работает солисткой Ленинградской филармонии, выступая в концертах, на сценах рабочих клубов, в воинских частях и госпиталях Новосибирска, где тогда находился коллектив филармонии.
В 1948 году Вербицкую приглашают в Большой театр, еще до войны отметив ее яркий талант в концертах Дней ленинградской культуры в столице. Дебютировав в партии Княгини в «Русалке» А.С. Даргомыжского, певица исполняет ведущие партии меццо-сопранового репертуара. В разные годы ее занимают в премьерных спектаклях: «Проданная невеста» Б. Сметаны (Гата), «Борис Годунов» М.П. Мусоргского (Мамка Ксении), «От всего сердца» Г.Л Жуковского (Павлина), «Чародейка» П.И. Чайковского (Ненила), «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова (Бабариха). Певица – первая исполнительница партии Княгини Ольги Мироновны (1953) в опере «Декабристы» Ю.А. Шапорина в постановке Н.П. Охлопкова (дирижер-постановщик А.Ш. Мелик-Пашаев).
Особенно близки были артистке образы русской классики. В репертуаре Евгении Вербицкой в годы ее работы на сцене Большого театра (1948–1959): Ратмир в «Руслане и Людмиле» М.И. Глинки, Нежата в «Садко» Н.А. Римского-Корсакова, Марта в «Иоланте» П.И. Чайковского, Кончаковна в «Князе Игоре» А.П. Бородина, Ахросимова в «Войне и мире» С.С. Прокофьева.
Выдающееся достижение артистки – психологически сложный и реалистически убедительный образ Графини в «Пиковой даме» (постановка Л.В. Баратова), в котором с особенной силой проявилось незаурядное сценическое дарование артистки. По воспоминаниям слушателей, теплый низкий голос Евгении Вербицкой в сцене в спальне Графини поначалу создавал чуть ли не сентиментально-благостный образ старухи, которую когда-то называли «Венерою московской», но достигал истинного трагизма в финале картины, передавая зловещую атмосферу.
Графиня. «Пиковая дама»
С подлинным мастерством исполняла певица партию Вани в «Иване Сусанине» и небольшую партию Власьевны в «Псковитянке» Н.А. Римского-Корсакова, «придавая значительность, казалось бы, этому второстепенному образу, наделяя его неподдельным обаянием, в особенности там, где звучала волшебная сказка о царевне Ладе» ( «Евгения Вербицкая» // «Большой театр СССР. Опера. Балет». Сост. И.П. Абрамский. М., 1958). Называя Евгению Вербицкую одной из лучших певиц Большого театра, П.И. Селиванов считал ее искусство яркой иллюстрацией той истины, что в театре нет маленьких ролей. Слушатели безоговорочно принимали в исполнении артистки простую, сердечную Няню в «Евгении Онегине», чувствуя в этой русской женщине столько трогательной любви к Татьяне. Органичной у Вербицкой была роль Свояченицы в «Майской ночи» Римского-Корсакова, полная сочного народного юмора.
Критика 1950-х выделяла красивый, глубокий, мягкий голос певицы, ее прекрасную вокальную технику, актерское мастерство. Наряду с работой на оперной сцене Вербицкая уделяла серьезное внимание концертному репертуару, в который входили сольные партии в Девятой симфонии Л. ван Бетховена (под управлением Е.А. Мравинского), в кантатах «На поле Куликовом» Ю.А. Шапорина и «Александр Невский» С.С. Прокофьева, арии из опер, романсы русских композиторов. С концертными программами Евгения Матвеевна объездила многие города страны; в 1946 году выступала с сольными концертами в Австрии и Чехословакии.
Дискография Евгении Вербицкой довольно обширна. С участием певицы записаны оперы: «Майская ночь» (1948, Свояченица, дирижер В.В. Небольсин), «Борис Годунов» (1949, Мамка Ксении; дирижер Н.С. Голованов; 1962, дирижер А.Ш. Мелик-Пашаев), «Руслан и Людмила» (1950, Ратмир, дирижер К.П. Кондрашин), «Сказка о царе Салтане» (1958, Бабариха, дирижер В.В. Небольсин), «Пиковая дама» (1961, Графиня), «Война и мир» (1962, Ахросимова; дирижер А.Ш. Мелик-Пашаев) и другие. Многие из них в XXI веке переизданы на CD в России и за рубежом. В 1977 году фирмой «Мелодия» была также выпущена пластинка с записью арий из опер и романсов русских композиторов в исполнении Вербицкой (дирижеры Кондрашин, Небольсин, Мелик-Пашаев).
В фильме-опере «Борис Годунов» (в заглавной роли – А.С. Пирогов; 1954, режиссер В.П.Строева) певица исполнила партию Мамки Ксении.
Часто выступала в печати со статьями об оперном искусстве, о молодых артистах и премьерных спектаклях Большого театра. В книге «Надежда Андреевна Обухова. Воспоминания. Статьи. Материалы» (Сост. О.К. Логинова. М., 1970) опубликованы воспоминания Вербицкой «Выдающаяся русская певица». «Мне посчастливилось слушать Н.А. Обухову во многих спектаклях. Ее пение и интерпретация были для меня идеалом, – писала Евгения Матвеевна. – Я мечтала познакомиться с Надеждой Андреевной, мне хотелось когда-нибудь дотянуться до тех высот мастерства, которыми владела Н.А. Обухова. Ее творчество было для меня звездой, зовущей работать, трудиться, любить свое искусство…
«Ее падчерица». Бурыйя – Е. Вербицкая, Дьячиха – И. Архипова
…Вскоре после окончания Отечественной войны Н.А. Обухова пела в Ленинграде сольный концерт. Я была потрясена исполнением всего, что слышала в этот вечер, и пошла к ней за кулисы, чтобы выразить артистке свой восторг. Разумеется, я думала, что Н.А. Обухова меня не помнит, ведь мы виделись с ней всего один раз на конкурсе вокалистов в 1939 году, где я принимала участие. И вдруг Надежда Андреевна встретила меня такими словами: «Это вы, я забыла вашу фамилию, но запомнила ваш голос, когда вы пели до войны на конкурсе в Москве». Меня удивила и тронула такая память. Этой женщине были свойственны лучшие человеческие качества, огромная любовь к людям, внимание к окружающим – иначе как бы она могла меня помнить!
Спустя несколько лет, уже работая в Большом театре, я встретила Надежду Андреевну случайно на улице. Мы о многом с ней говорили. И не могу забыть ее фразу о том, что она была уверена, что я буду работать в Большом театре. Для меня это было большим откровением».
Награждена орденом «Знак Почета» (1939).
Умерла в июле 1965 года в Москве.
Т. М.
Вишневская Галина Павловна
сопрано
род. 1926
«Расцвет ее дарования связан с Большим театром, предопределен ее искусством, этот театр для Вишневской, как земля для Антея, для театра же она – одно из лучших его достижений» – так писали об этой певице.
Она родилась 25 октября 1926 года в Ленинграде в рабочей семье. О раннем пристрастии к пению Вишневская позднее писала в своей книге «Галина»: «Мать была очень красива… Наверное, от нее – в крови – передалась мне страсть к пению: она играла на гитаре, пела цыганские романсы, а я, конечно, за нею повторяла… Мне только три года, а голос мой как у взрослой. Я родилась с поставленным от природы голосом, и окружающим странно было слышать такой сильный грудной звук, воспроизводимый горлом совсем маленькой девочки.
…Училась в Кронштадте, поскольку жила там и воспитывалась у бабушки. С первых же классов школы стала непременной участницей всех школьных концертов, и сразу ко мне прилипла кличка «Галька-артистка».
Пение стало моей страстью… Пою везде: на улице, в школе, в компаниях, дома. Голос мой разносится на весь двор».
На нее обратил внимание учитель пения. Через несколько занятий Галя пела дуэтом «Баркаролу» на детской олимпиаде и получила приз – клавир оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова. А мать подарила ей комплект пластинок оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского с участием Е.Д. Кругликовой, П.М. Норцова, И.С. Козловского…
Могла ли предполагать десятилетняя девочка, что обе оперы войдут в ее репертуар, когда она станет солисткой Большого театра. А пока она с упоением слушала пластинки.
Из воспоминаний певицы: «И вот я в первый раз слушаю оперу. Звуки оркестра, несущиеся из патефона, красота голосов, волшебные стихи рождают во мне неведомые до сих пор эмоции, ошеломляют меня, потрясают.
Я выучила всю оперу наизусть.
Эта встреча с великим поэтом и с Чайковским – великим композитором – навсегда решила мою судьбу.
…я буду артисткой, я буду певицей!»
Гале было четырнадцать лет, когда началась война. Она пережила страшную блокаду, голод, смерть любимой бабушки, одиночество…
Из воспоминаний певицы: «Я жила в каком-то полусне. Опухшая от голода, сидела одна, закутанная в одеяла, в пустой квартире и мечтала… Не о еде. Плыли передо мной замки, рыцари, короли. Вот я иду по парку в красивом платье с кринолином, как Милица Корьюс в американском фильме «Большой вальс»… Ну и, конечно, я пою – как она в том фильме».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большой театр. Золотые голоса"
Книги похожие на "Большой театр. Золотые голоса" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Людмила Рыбакова - Большой театр. Золотые голоса"
Отзывы читателей о книге "Большой театр. Золотые голоса", комментарии и мнения людей о произведении.