» » » » Виталий Иванов - Глава субъекта Российской Федерации: политическая и юридическая история института (1990-2013)


Авторские права

Виталий Иванов - Глава субъекта Российской Федерации: политическая и юридическая история института (1990-2013)

Здесь можно купить и скачать "Виталий Иванов - Глава субъекта Российской Федерации: политическая и юридическая история института (1990-2013)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Политика, издательство Авторское, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Глава субъекта Российской Федерации: политическая и юридическая история института (1990-2013)
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2013
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Глава субъекта Российской Федерации: политическая и юридическая история института (1990-2013)"

Описание и краткое содержание "Глава субъекта Российской Федерации: политическая и юридическая история института (1990-2013)" читать бесплатно онлайн.



Книга Виталия Иванова посвящена истории института главы субъекта Российской Федерации. Автор тщательно исследовал, как в минувшие годы менялось содержание статуса главы региона, как совмещались и чередовались назначенческий и выборный порядки наделения полномочиями. А также как и почему менялись главы. При этом им использовались не только открытые источники (правовые акты, научные работы, публикации СМИ, мемуары и т. п.), но и эксклюзивная информация, собранная в личных беседах с российскими политиками.

В.В. Иванов не скрывает своего категорического неприятия выборности глав субъектов Федерации, приводит обширную аргументацию в пользу своей позиции.

В приложениях содержатся сведения обо всех главах всех российских регионов с 1991 г. (а также о главах регионов РСФСР в 1960–1990 гг.).

Книга представляет интерес для ученых (правоведов, политологов, историков), политиков, чиновников и депутатов всех уровней, аспирантов и студентов, а также для всех, кто интересуется проблематикой государственного права и новейшей политической истории России.






Два других мифа будут подробно опровергнуты в соответствующих главах этой книги.

Глава I

Нормативное регулирование и политическая практика позднесоветского периода

1. Среди историков пока не сложился консенсус относительно периодизации истории Союза Советских Социалистических Республик-СССР. Но в принципе вполне обоснованно отсчитывать начало позднесоветского периода с 1964 г., когда был отправлен в отставку Никита Хрущев. На этот период пришлось правление триумвирата Леонида Брежнева, Алексея Косыгина и Николая Подгорного (1964 – середина 1970-х гг.), затем собственно Брежнева (середина 1970-х гг. – 1982 г.), Юрия Андропова (1982–1984 гг.), Константина Черненко (1984–1985 гг.) и Михаила Горбачева (1985–1991 гг.). Таким образом, упрощенно, речь идет о «застое» и «перестройке», завершившейся крушением Советского Союза осенью-зимой 1991 г.

Официально власть в СССР осуществлялась Советами (до 1936 г. – Съездами Советов и собственно Советами), представительными органами, избиравшимися посредством прямых или косвенных выборов (отсюда «советская власть»). Исполнительные органы – Советы Народных Комиссаров, Советы Министров, исполнительные комитеты Советов – формировались депутатами и были им прямо подчинены. Форму правления, предполагающую верховенство представительных органов (и теоретически допускающую разделение властей лишь как разграничение функций властных органов «в рамках государственной власти как целого»[28]), я называю централистской[29].

Однако реальная роль Советов всегда была второстепенной, а порой – даже декоративной.

Еще при Владимире Ленине, Председателе Совета Народных Комиссаров РСФСР в 1917–1924 гг., Председателе Совета Народных Комиссаров СССР в 1923–1924 гг. правящая большевистско-коммунистическая партия[30], точнее, ее политическое руководство и остальной аппарат были интегрированы с политическим руководством и остальным аппаратом государства и образовали единое партийно-государственное политическое руководство, единый аппарат.

Стоит указать, что Ленин, будучи признанным лидером партии, не занимал в ней высшего руководящего поста. Такового тогда просто не было. Партией формально руководили коллективные органы – Центральный комитет (ЦК), Политическое бюро (Политбюро) ЦК, Секретариат ЦК и др.

Иосифа Сталина в 1922 г. избрали Генеральным секретарем ЦК (руководителем Секретариата). Эта должность не была прописана в партийном Уставе и считалась технической. Но по мере укрепления его личного авторитета и власти она стала политической. К 1928 г. Сталин сделался безусловным лидером партии и государства, а его должность стала восприниматься как высшая в СССР. Однако в 1934 г. она была de facto упразднена – на очередном Пленуме ЦК Сталина выбрали лишь Секретарем ЦК (секретарей было несколько и все они имели равный статус). Кстати, до этого он никогда не подписывался полным наименованием своей должности, а в справочных изданиях, выходивших в 1920—1950-е гг. его именовали Секретарем (причем в них порой даже не упоминалось об его избрании генсеком в 1922-ом). В 1941 г. Сталин возглавил Совет Народных Комиссаров СССР (с 1946 г. – Совет Министров). С этого времени начал прослеживаться определенный дуализм, с одной стороны, правительства и, с другой, высших партийных органов – Политбюро (в 1952 г. реорганизованного в Президиум) и Секретариата ЦК. (Во время Великой Отечественной войны высшим органом власти был Государственный Комитет Обороны.) К концу сталинского правления правительственные посты считались важнее партийных.

В 1953 г. накануне смерти Сталина[31] должность Председателя Совета Министров занял Георгий Маленков (на момент избрания – Заместитель Председателя Совета Министров, член Президиума ЦК, Секретарь ЦК). Однако он не стал единовластным правителем СССР, ему пришлось по факту разделить высшую власть с Лаврентием Берией (Первым заместителем Председателя Совета Министров, Министром внутренних дел, членом Президиума ЦК) и Хрущевым (Секретарем ЦК, членом Президиума ЦК). То есть был образован триумвират (сразу после утверждения премьером Маленков вышел из Секретариата). Но Берию вскоре сместили. И триумвират сократился до дуумвирата. А затем Хрущев переиграл Маленкова. В том же 1953-ем он добился учреждения должности Первого секретаря ЦК (не технической, политической) и своего избрания на нее. А в 1955-ом – организовал замену Маленкова Николаем Булганиным, заведомо не способным претендовать на лидерство. При Хрущеве примат партийных органов стал безусловным фактом. Высшая власть – это ЦК и непосредственно его Секретариат, Президиум и Первый секретарь. Хотя в Уставе партии о Первом секретаре, как прежде о Генеральном, не говорилось ни слова. И к тому же в 1958 г. Хрущев счел необходимым встать во главе Совета Министров.

Иными словами, в 1920-1960-х гг. первым лицом Советского государства мог быть неформальный лидер партии, возглавляющий правительство (Ленин), один из партийных руководителей (Сталин в 1928–1941 гг.), один из партийных руководителей, возглавляющий правительство (Сталин в 1941–1953 гг.), высший партийный руководитель (Хрущев в 1955–1958 гг.), высший партийный руководитель, возглавляющий правительство (Хрущев в 1958–1964 гг.). Практиковалось и коллективное правление.

При триумвирате Брежнева-Косыгина-Подгорного (в 1966 г.) в Уставе закрепили, что ЦК избирает Генерального секретаря – должность занял Брежнев, с 1964-го бывший Первым секретарем (одновременно Президиум тогда вновь реорганизовали в Политбюро). В 1977 г. в новой Конституции (Основном Законе) СССР[32] прописали особый статус партии, ее государствообразующую роль («Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза» – ст. 6) и тем самым окончательно оформили единство партийно-государственной системы и партийный примат. Благодаря этому Генеральный секретарь официально стал пусть не главой государства, но одним из государственных руководителей. Фактически же Брежнев был лидером правящего триумвирата, а по мере ослабления позиций Подгорного и Косыгина остался единственным правителем.

В регионах – союзных республиках, автономных республиках, губерниях (унаследованное от Российской Империи губернско-территориальное деление сохранялось до 1923–1929 гг.), краях, областях, автономных областях, национальных (с 1977 г. автономных) округах, городах республиканского подчинения – с руководством дело обстояло, что называется, проще. Еще с 1920-х гг. их фактическими главами однозначно были первые секретари (ответственные секретари) партийных комитетов[33]. Центральных – в союзных республиках[34], краевых – в краях, областных- не только в областях и автономных областях, но и в автономных республиках, окружных – в округах, городских – в городах республиканского подчинения[35]. В 1977 г. статус первых секретарей как опять же государственных руководителей утвердила Конституция.


2. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, РСФСР, основанная в 1917–1918 гг. как Советская Российская Республика, была: 1) субъектом СССР, одной из 15 советских социалистических республик (ССР), государственным образованием; 2) полуфедерацией, одна часть которой организовывалась на федеративных началах, а другая – на унитарных. Хотя провозглашалась «государством» и «федерацией».

В Конституции (Основном Законе) РСФСР 1978 г. (как и в прежних российских конституциях, а также в союзных) не использовалось понятие «субъект федерации». Но из нее тем не менее ясно следовало, что автономные советские социалистические республики (АССР) являются субъектами Федерации (им гарантировалось представительство в Президиуме Верховного Совета РСФСР и пр.), а края, области[36], города республиканского подчинения, автономные области и автономные (бывшие национальные) округа – лишь административными территориальными единицами РСФСР. Иными словами, формальный статус АССР был выше. Хотя реальное политическое и экономическое значение многих из них в масштабах государства не дотягивало до уровня средней области.

Территориальный состав РСФСР, конституционно зафиксированный в 1978 г., не менялся потом до самого 1991-го. Советская Россия делилась на:

16 АССР – Башкирская, Бурятская, Дагестанская, Кабардино-Балкарская, Калмыцкая, Карельская, Коми, Марийская, Мордовская, Северо-Осетинская, Татарская, Тувинская, Удмуртская, Чечено-Ингушская, Чувашская и Якутская;

6 краев – Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Приморский, Ставропольский и Хабаровский;

49 областей – Амурская, Архангельская, Астраханская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Горьковская (в 1990 г. ее переименовали в Нижегородскую), Ивановская, Иркутская, Калининградская, Калининская (в 1990 г. ее переименовали в Тверскую), Калужская, Камчатская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Куйбышевская (в 1990 г. ее переименовали в Самарскую), Курганская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Магаданская, Московская, Мурманская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Пермская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Саратовская, Сахалинская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Томская, Тульская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская, Читинская и Ярославская;


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Глава субъекта Российской Федерации: политическая и юридическая история института (1990-2013)"

Книги похожие на "Глава субъекта Российской Федерации: политическая и юридическая история института (1990-2013)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виталий Иванов

Виталий Иванов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виталий Иванов - Глава субъекта Российской Федерации: политическая и юридическая история института (1990-2013)"

Отзывы читателей о книге "Глава субъекта Российской Федерации: политическая и юридическая история института (1990-2013)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.