» » » » Александра Мартынова - Прикладная психология в бизнес-организациях. Методы фасилитации


Авторские права

Александра Мартынова - Прикладная психология в бизнес-организациях. Методы фасилитации

Здесь можно купить и скачать "Александра Мартынова - Прикладная психология в бизнес-организациях. Методы фасилитации" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Управление, подбор персонала, издательство Литагент «Высшая школа экономики»1397944e-cf23-11e0-9959-47117d41cf4b, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александра Мартынова - Прикладная психология в бизнес-организациях. Методы фасилитации
Рейтинг:
Название:
Прикладная психология в бизнес-организациях. Методы фасилитации
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-5-7598-0987-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Прикладная психология в бизнес-организациях. Методы фасилитации"

Описание и краткое содержание "Прикладная психология в бизнес-организациях. Методы фасилитации" читать бесплатно онлайн.



Представлены организационные основы одной из наиболее динамично развивающихся областей психологии – прикладной психологии в бизнес-организациях. Впервые описано новое направление прикладной психологии, обозначенное как методы и техники процесса фасилитации.

Издание представляет собой хорошо организованную методическую базу для решения консультативных вопросов и тренинговой работы в бизнес-организациях. Это одно из первых учебных пособий, где систематически изложены и подробно описаны весьма востребованные в корпоративных сообществах технологии обучения методам фасилитации больших групп.

Для студентов факультетов психологии, социологии, менеджмента и других гуманитарных специальностей.






Границы между практической и прикладной психологией не столь очевидны. Тем не менее их можно развести и увидеть в них общность, но не тождественность. Магистральный путь движения прикладной психологии – открытия и прикладные исследования, научно-практические разработки. Кроме того, прикладная психология – это прежде всего научная дисциплина, точнее, комплекс научных дисциплин. В практической психологии основная направленность – не новые открытия или разработка нового метода, а решение возникающих проблем на основе прикладных разработок. Прикладная психология в качестве продукта предлагает разработанные рекомендации, а практическая психология – внедрение этих рекомендаций в действиях.

Как отмечает Г. М. Андреева, сфера деятельности практического психолога принципиально иная: он не дает рекомендаций своим заказчикам, он вообще не проводит исследований, он сам вмешивается в некий социально-психологический процесс, сам решает некоторую проблему [Андреева, 2000, с. 319]. Все диагностические методы и методики в практической психологии необходимо рассматривать как вмешательство или интервенции, т. е. систему намеренного воздействия с целью изменения положения дел. После проведения диагностических процедур формируются естественные ожидания как у клиента, так и у психолога-практика. Проблема успешности предпринятых действий рассматривается в двух планах – как проблема эффекта и как проблема эффективности социальных изменений в группе или организации. Так, заказчик тренинга понимает, что необходимо улучшить в области подготовки персонала, а практический психолог знает пути движения в этом направлении. Только объединенные усилия всех заинтерисованных сторон приводят к желаемым результатам и соответствуют ожиданиям обеих сторон.

Статус данного учебного пособия для высшей школы предопределил структуру и логику его содержания и построения глав. Оно включает две части, в которых изложены организационные основы, принципы деятельности практического психолога и основные разделы прикладной психологии. Первая часть раскрывает организационные основы прикладной психологии, включая проблемы профессиональной этики, рекламы психологических услуг и квалификационные требования, предъявляемые к профессиональной подготовке практического психолога.

Интенсивное развитие прикладной психологии и накопленный за последнее десятилетие теоретический и практический опыт оказания психологической помощи отдельным людям, группам и корпоративным организациям влекут за собой необходимость осмысления эмпирического материала, методических приемов и тактики работы. Переход прикладной психологии на новый этап своего развития связан с созданием целостной концепции профессиональной деятельности практического психолога, наиболее важным аспектом которой являются организационные вопросы и принципы практической психологии в целом, а также отдельных ее направлений и видов деятельности в частности. С этой целью в данном учебном пособии раскрываются необходимость и пути внедрения психологических знаний в практику оказания конкретной психологической помощи. Однако авторы в меньшей степени уделяют внимание содержательной стороне деятельности практического психолога, основной акцент делается на рассмотрение организационной стороны. С чего начинать свою деятельность? Как организовать рабочее место? Как найти клиентов? Как правильно использовать диагностический инструментарий? Вот неполный перечень вопросов, ответы на которые вы найдете в первой части этого издания.

Решение прикладных задач связано не только с умением применять теоретические знания, но и с пониманием принципов организации деятельности практического психолога, в том числе этических и профессиональных принципов, с необходимостью определения основных направлений и областей применения практической психологии, с соблюдением правил и обучающих технологий в арсенале современной прикладной психологии. Системное изложение перечисленных вопросов составляет содержание первой части данного учебного пособия.

Эта часть состоит из четырех глав. В первой главе представлены современные направления и области прикладной психологии. Вторая глава раскрывает содержание и принципы деятельности практического психолога. Третья глава посвящена прикладной психологии в бизнес-организациях. При этом в каждой главе первой части представлены конкретные предметные области практической психологии, обзор существующих методик и более подробное изложение тех из них, которые составляют исходный методический инструментарий начинающего практического психолога. Четвертая глава описывает обучающие технологии в арсенале современной прикладной психологии. Она представляет собой описание теории и практики современных обучающих тренингов.

Вторая часть учебного пособия ориентирована на описание конкретного метода прикладной психологии, а именно процессов и методов фасилитации больших групп.

В последние годы в России в среде консультантов и психологов, занимающихся организационным развитием, все чаще стало употребляться понятие «фасилитация». Появляется все больше практиков, называющих себя фасилитаторами. Консультанты, тренеры стали использовать в своей работе такие методы, как «Поиск будущего», «Открытое пространство», «Мировое кафе», «Динамическая фасилитация». Проводятся обучающие семинары, посвященные методам и навыкам фасилитации. В то время как методы фасилитации, включающие в себя технику работы с большими и малыми группами, широко известны и активно применяются в Америке и Европе последние 20 лет, в России они используются весьма ограниченным числом консультантов и менеджеров. Фасилитация является мощным инструментом организационных и социальных изменений, позволяющим существенно повышать эффективность работы различных групп, не важно, идет ли речь о постоянных командах или временных проектных группах внутри отдельной организации либо о группах, входящих в некое сообщество и объединяющих различных ее представителей.

В Америке и Европе уже сложился рынок специалистов, профессионально занимающихся фасилитацией. Существуют профессиональные сети и ассоциации, объединяющие практиков фасилитации, что позволяет обобщать, анализировать, исследовать накопленный опыт, а также разрабатывать новые методы и техники фасилитации. Примером такой ассоциации в Америке является International Association of Facilitators – IAF (Международная ассоциация фасилитаторов). В России эти процессы находятся в зачаточном состоянии, существует весьма ограниченное количество специалистов, владеющих методами и техниками фасилитации, и нам еще только предстоит создание широкого профессионального сообщества отечественных фасилитаторов.

Все эти обстоятельства способствовали тому, чтобы в данном учебном пособии были подробно представлены базовые техники и интервенции метода фасилитации. В Москве прошли уже две конференции, посвященные методам фасилитации, с участием зарубежных и отечественных специалистов. Это говорит о том, что начинает формироваться российское профессиональное сообщество фасилитаторов. Надеемся, что данная книга хотя бы частично восполнит существующий пробел в информации о методах фасилитации больших групп и поможет практикующим организационным психологам сориентироваться в многообразии подходов и методов фасилитации.

Каждая глава второй части учебного пособия имеет свои задачи. Пятая глава посвящена социально-психологическим основам фасилитации, рассматриваются основные составляющие этого процесса, а также критерии выделения различных моделей фасилитации.

В шестой главе описываются феномены групповой динамики, основные направления в современных психологических исследованиях явлений групповой динамики, а также модель групповой эффективности Р. Шварца, которая лежит в основе базовой модели фасилитации.

В седьмой и восьмой главах дается подробное описание возникновения методов работы с большими группами, а также показаны возможности использования фасилитации в процессе организационных и социальных изменений в коммерческих и общественных организациях и муниципальных структурах. Подробно представлены все девять методов фасилитации: «Мировое кафе», «Поиск будущего», «Конференция поиск», «Открытое пространство», «Динамическая фасилитация», «Саммит позитивных перемен», «Стратегические изменения в реальном времени», «Выход за рамки», «Базовая фасилитация». Девятая глава посвящена основным техникам фасилитации. Завершает эту часть пособия десятая глава об обосновании проблемы оценки эффективности процесса фасилитации и профессионализма фасилитатора.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Прикладная психология в бизнес-организациях. Методы фасилитации"

Книги похожие на "Прикладная психология в бизнес-организациях. Методы фасилитации" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александра Мартынова

Александра Мартынова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александра Мартынова - Прикладная психология в бизнес-организациях. Методы фасилитации"

Отзывы читателей о книге "Прикладная психология в бизнес-организациях. Методы фасилитации", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.